Судья Монина О.И. Дело № 33а-5972
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 августа 2017 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Поляниной О.А.,
судей Желонкиной Г.А., Шмидт Т.Е.,
при секретаре Шишкиной А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Аткарского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 07 июня 2017 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения представителя ФИО1 – ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд к администрации Аткарского муниципального района Саратовской области (далее – администрация) с административным иском, в обоснование которого указывал, что 08 февраля 2017 года через портал государственных услуг Российской Федерации подал заявление о выдаче архивной копии постановления администрации от 17 ноября 2016 года № №, которым изменен вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> В связи с истечением срока предоставления запрашиваемой государственной (муниципальной) услуги, 10 марта 2017 года ФИО1 обратился в администрацию с жалобой о нарушении срока предоставления такой услуги. На данную жалобу административным истцом получен ответ, в котором указано, что поданное им заявление не соответствует цели муниципальной услуги, связанной с предоставлением выписок и сведений из реестра муниципальной собственности Аткарского муниципального района Саратовской области. Полагая, что бездействие административного ответчика, выразившееся в нерассмотрении заявления о выдаче копии архивного постановления администрации, является незаконным и нарушает его права, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 07 июня 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФИО1 обратился в Саратовский областной суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшего по делу решения. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Указывает, что не обращался в администрацию с требованием о предоставлении выписок и сведений из реестра муниципальной собственности Аткарского муниципального района Саратовской области, а подал заявление о выдаче ему архивной копии постановления администрации, порядок выдачи которого определены положениями административного регламента по исполнению муниципальной услуги «Выдача архивных справок, выписок, копий документов», утвержденного постановлением администрации от 11 августа 2014 года № 1232.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Из материалов дела усматривается, что 08 февраля 2017 года ФИО1 обратился в администрацию через портал государственных услуг Российской Федерации с заявлением о выдаче архивной копии постановления администрации от 17 ноября 2016 года № №
Указанное заявление ФИО1 зарегистрировано на портале государственных услуг 08 февраля 2017 года, ему присвоен регистрационный номер №
10 марта 2017 года административный истец обратился к главе администрации с жалобой, в которой указывал, что государственная (муниципальная) услуга ему не предоставлена, заявление о выдаче копии архивного документа в установленном порядке не рассмотрено и копия испрашиваемого архивного документа не выдана.
23 марта 2017 года администрацией на данное заявление дан ответ, из содержания которого следует, что муниципальная услуга «Выдача копий архивных документов (выписок из архивных документов)» создана в целях осуществления полномочий по предоставлению сведений из реестра муниципальной собственности Аткарского муниципального района Саратовской области на основании постановления администрации от 13 июня 2012 года № 825 «Об утверждении административного регламента отдела по вопросам имущественных и земельных отношений администрации Аткарского муниципального района «Предоставление выписок и сведений из реестра муниципальной собственности Аткарского муниципального района Саратовской области по запросам граждан и юридических лиц». ФИО1 разъяснено, что его заявление от 08 февраля 2017 года № № не соответствует цели муниципальной услуги, оказываемой в связи с предоставлением выписок о наличии объекта недвижимости в реестре муниципальной собственности.
Проверяя обоснованность заявленных административным истцом требований и отказывая в их удовлетворении, районный суд исходил из того, что в полномочия администрации не входит обязанность по предоставлению копии архивного документа по заявлению ФИО1, зарегистрированного на портале государственных (муниципальных) услуг, а также имеющейся у заявителя возможности обратиться в соответствующий отдел администрации, в компетенцию которого входит выдача архивных документов.
Такая позиция районного суда представляется не соответствующей нормам материального права.
Статья 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) определяет, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
В силу положений статьи 2 Закона № 210-ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии со статьей 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Также статьей 12 Закона № 210-ФЗ определено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Во исполнение Закона № 210-ФЗ постановлением администрации от 11 августа 2014 года № 1232 утвержден административный регламент по использованию муниципальной услуги «Выдача архивных справок, выписок, копий документов» (далее - Административный регламент), целью разработки которого являлось повышение качества исполнения и доступности муниципальной услуги, определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при предоставлении муниципальной услуги (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 1.3 Административного регламента письменные (электронные) обращения заявителей подлежат обязательной регистрации в течение трех календарных дней с момента поступления.
Рассмотрение письменного (электронного) обращения осуществляется в течение 10 календарных дней со дня регистрации обращения (пункт 1.17).
В силу пункта 2.5 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является, в том числе оформление и выдача (направление) заявителю архивных справок, выписок, копий документов.
Таким образом, при наличии данного Административного регламента, регулирующего вопросы выдачи соответствующих архивных документов, администрация, ссылаясь на несоответствии поданного ФИО1 заявления цели муниципальной услуги, руководствовалась положениями иного регламента, определяющего предоставление выписок и сведений из реестра муниципальной собственности Аткарского муниципального района Саратовской области.
При этом как следует из содержания заявления от 08 февраля 2017 года, ФИО1 не запрашивалась выписка о наличии какого-либо объекта недвижимости в реестре муниципальной собственности Аткарского муниципального района Саратовской области, предоставление которой осуществляется в соответствии с положениями административного регламента «Предоставление выписок и сведений из реестра муниципальной собственности Аткарского муниципального района Саратовской области по запросам граждан и юридических лиц».
Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ определено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия полагает, что заявление ФИО1 от 08 февраля 2017 года о выдаче архивной копии документа администрацией в установленном Административным регламентом порядке не рассмотрено, что свидетельствует о допущенном незаконном бездействии органа местного самоуправления и является основанием для удовлетворения заявленного административным истцом требования.
При этом не подлежит удовлетворению требование об обязании администрации выдать архивную копию постановления, поскольку суд не вправе принимать на себя полномочия, отнесенные законом к компетенции органа местного самоуправления, решение вопроса о выдаче такого документа производится администрацией по результатам рассмотрения соответствующего заявления.
В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца судебная коллегия считает необходимым возложить на администрацию Аткарского муниципального района Саратовской области обязанность рассмотреть заявление ФИО1 от 08 февраля 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Саратова от 07 июня 2017 года отменить в части.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным бездействие администрации Аткарского муниципального района Саратовской области, выразившееся в нерасмотрении заявления ФИО1 от 08 февраля 2017 года о выдаче архивной копии постановления администрации от 17 ноября 2016 года № №.
Обязать администрацию Аткарского муниципального района Саратовской области рассмотреть заявление ФИО1 от 08 февраля 2017 года.
В остальной части решение Октябрьского районного суда города Саратова от 07 июня 2017 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: