ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5992/19 от 09.04.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-5992/2019

Судья: Михалина Ю.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

Председательствующего

Бутковой Н.А.

судей

ФИО1, ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании 9 апреля 2019 года апелляционную жалобу ФИО4 на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2018 года по административному делу № 2а-3191/2018 по административному исковому заявлению ФИО4 к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконными действий.

Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО4 обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия административного ответчика по утверждению распоряжением от 1 июня 2011 года № 74-р типовой формы раздела Устава Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств, в части п.п. 2.3.41 и 2.3.43 раздела «Цели и виды деятельности учреждения».

В обоснование требований административного иска ФИО4 указал, что в производстве Невского районного суда Санкт-Петербурга находится гражданское дело № 2-1687/2018 по иску Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное Агентство Невского района» к ФИО4 о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи. В судебном заседании по указанному гражданскому делу представитель истца пояснил, что право на обращение в суд с требованиями о взыскании жилищно-коммунальных услуг у него имеется в

силу пунктов 2.3.41 и 2.3.43 Устава Учреждения, типовая форма раздела «Цели и виды деятельности учреждения» которого утверждена распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 01.06.2011 № 74-р «Об утверждении типовой формы раздела устава Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств «Цели и виды деятельности учреждения». Наличие в Уставе Агентства пунктов 2.3.41 и 2.3.43 вследствие издания административным ответчиком распорядительного акта, свидетельствует об имеющейся у Агентства по формальным основаниям возможности на обращение в судебные органы по делам о взыскании задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Между тем, на уровне федерального законодательства установлено, что плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги от нанимателей, получает управляющая организация на основании договора управления с собственником. Жилищное агентство на основании оспариваемых пунктов Устава необоснованно полагает, что имеет право участвовать в судебных заседаниях по делам о взыскании задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг с нанимателей в качестве истца. Более того, оспариваемыми действиями на ФИО4 возложена незаконная обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги лицу, которому такое право федеральным законом не предоставлено.

Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2018 года в удовлетворении требований административного иска отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение отменить, полагая его незаконным и необоснованным.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6.02.2011 N 196 "Об изменении целей и определении предметов деятельности Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств" определен предмет деятельности Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств, который включает: представление интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме (п.2.1.14); заключение договоров управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в собственности Санкт-Петербурга, с управляющими организациями, выбранными по результатам открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в собственности Санкт-Петербурга (п.2.1.6); заключение от имени Санкт-Петербурга договоров социального найма жилых помещений жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга, договоров безвозмездного пользования и договоров найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, договоров найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга (п.2.2).

Согласно пункту 1.2 Постановления Правительства от 16.02.2011 N 196 целями деятельности районных жилищных агентств является осуществление от имени Санкт-Петербурга прав и обязанностей наймодателя жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

Пунктом 6 названного Постановления Комитету по управлению городским имуществом предписано в двухмесячный срок после выполнения пункта 5 постановления осуществить юридические действия, связанные с утверждением изменений в уставы учреждений.

Во исполнение постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011 года №196 распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 01.06.2011 года 74-р утверждена типовая форма раздела устава Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств «Цели и виды деятельности учреждения".

На основании названного распоряжения пунктом 2.3.41 типовой формы устава Агентства предусмотрено отнесение к виду деятельности Агентства осуществление мероприятий, направленных на обеспечение расчета и взимания платы за жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга и коммунальные услуги, предоставляемые нанимателям жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в соответствии с заключенными договорами, указанными в п. 2.3.41 Устава. Пунктом 2.3.43 типовой формы устава Агентства предусмотрено право Агентства представлять интересы собственника в установленном порядке в судебных органах по делам о взыскании задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемых нанимателям жилых помещений в соответствии с заключенными договорами, указанными в п. 2.3.41 Устава.

Административный истец, оспаривая вышеуказанные пункты типовой формы устава ссылается на нарушение его права на осуществление им процессуальной судебной защиты по гражданскому делу №2-1687/2018 по иску Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное Агентство Невского района» к ФИО4 о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, находящемуся в производстве Невского районного суда Санкт-Петербурга, так как формализуют основания участия Агентства в качестве истца по указанному гражданскому делу, а также указанные пункты являются основанием для возникновения у административного истца убытков в виде неосновательного обогащения Агентства в случае взыскания с него платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги в рамках указанного гражданского дела, поскольку задолженности у него именно перед Агентством не имеется, так как Агентство не имеет право требовать от ФИО4 исполнения обязанностей по внесению платы за коммунальные услуги, поскольку исполнителем коммунальных по отношению к ФИО4 не является.

Согласно п. 1 ст. 671 Гражданского кодекса РФ, по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

В силу п.1 ст. 672 Гражданского кодекса РФ, в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

Как следует из статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации вопросы пользования общим имуществом собственников помещений, содержания и ремонта жилых помещений, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируется жилищным законодательством.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 23, 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащем им на праве собственности", по договору социального найма жилого помещения обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Согласно части 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договора найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

Таким образом, плата за пользование жилым помещением (плата за наем) вносится нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда наймодателю соответствующего жилого помещения. Поскольку плата за наем является доходом собственника жилого помещения и не связана с объемом и качеством оказываемых услуг и выполняемых работ по содержанию общего существа в многоквартирном доме, то ее внесение осуществляется наймодателю при любом способе управления таким домом.

Согласно ч. 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Между тем, объем прав и обязанностей нанимателей и наймодателей, предусмотренный главой 8 ЖК РФ, не поставлен в зависимость от выбранного собственниками способа управления многоквартирным жилым домом.

Как следует из части 1 статьи 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с частью 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Положениями статьи 161 ЖК РФ обязанность заключить соответствующие договоры, обеспечивающие исполнение договора управления, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, возлагается на управляющую организацию.

Из положений Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 162) не следует, что на нанимателя по договору социального найма и по договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме возлагается обязанность заключить с управляющей организацией (товариществом собственников жилья) договор на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг.

В то время, как в силу п.2.1.6 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N 196 обязанность заключать договора управления многоквартирными домами возложена на наймодателя, от имени которого выступают жилищные А..

В соответствии с типовым договором социального найма жилого помещения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от <дата>№..., наниматель жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда имеет договорные отношения только с наймодателем.

Положения пункта 4 части 2 статьи 65 ЖК РФ возлагают на наймодателя обязанность предоставить коммунальные услуги нанимателю.

Анализ вышеприведенных норм жилищного законодательства позволяет прийти к выводу, что при исполнении наймодателем обязанности по предоставлению нанимателю коммунальных услуг и оплате их на основании соответствующего договора управляющей компании или поставщику услуг, право взыскания их стоимости с непосредственного потребителя услуг (нанимателя), закрепленное в оспариваемых пунктах, нормативным правовым актам не противоречит.

Иное толкование может повлечь необоснованное освобождение нанимателей от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством по оплате коммунальных услуг.

Принимая во внимание вышеприведенные положения, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что правовые основания для удовлетворения заявленного административного иска отсутствуют, поскольку оспариваемые пункты ненормативного правового акта не противоречат нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доказательств нарушения прав оспариваемыми пунктами ненормативного правового акта административным истцом не представлено.

Вместе с тем, судебная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции о пропуске административным истцом срока, установленного ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на обращение в суд с административным исковым заявлением, при исчислении которого суд исходил из того, что Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011 № 196, в реализацию которого был издан Устав государственных учреждений – районных жилищных агентств, было опубликовано в Вестнике Администрации Санкт-Петербурга № 3 от 28.03.2011, распоряжение Комитета по управлению городским имуществом от 01.06.2011 № 74-р было опубликовано в Городском каталоге недвижимости, в свободном доступе, однако, административное исковое заявление поступило в Невский районный суд Санкт-Петербурга только 13.03.2018.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При этом судебная коллегия принимает во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что об оспариваемом ненормативном правовом акте административному истцу стало известно только в марте 2018 года в ходе судебного разбирательства в Невском районном суде Санкт-Петербурга по гражданском делу № 2-1687/2018 о взыскании с него задолженности по оплате коммунальных услуг.

Доказательств того, что о нарушении его прав оспариваемым ненормативным правовым актом ФИО4 узнал ранее марта 2018 года, не имеется.

Поскольку ошибочный вывод суда о пропуске административным истцом срока обращения в суд не явился единственным и безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска, то неверное применение судом норм процессуального законодательства в этой части не влечет отмену по существу правильного судебного акта.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции в полной мере учел все существенные обстоятельства по делу, правильно установил факты и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: