ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6005/2022 от 14.07.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1-й инстанции Мартиросян К.А.

УИД 38RS0022-01-2022-000968-25

№ 33а-6005/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июля 2022 г.

г. Иркутск

Судья Иркутского областного суда Махмудова О.С., рассмотрев единолично частную жалобу административного истца ФИО2 на определение судьи Тайшетского городского суда Иркутской области от 22 апреля 2022 г. об оставлении без движения административного искового заявления ФИО2 к ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании действий незаконными,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными действия администрации ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Определением судьи Тайшетского городского суда Иркутской области от 22 апреля 2022 г. административное исковое заявление оставлено без движения, как не соответствующее положениям ст. 125, ст. 220 КАС РФ.

В частной жалобе ФИО2 просит определение отменить. В обосновании доводов жалобы указывает, что требования административного иска сформулированы четко, ясно, требования являются мотивированными и подробными.

Частная жалоба рассмотрена судьей единолично по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания в соответствии с ч. 2, 2.1 ст. 315 КАС РФ.

Проверив представленный материал, законность и обоснованность принятого судебного акта, судья суда апелляционной инстанции приходит к следующему.

Оставляя административное исковое заявление без движения, судья районного суда руководствовался положениями ч. 1 ст. 130 КАС РФ и выводами о том, что административный иск подан с нарушениями требований ст. 125 КАС РФ, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления, так как в административном иске не конкретизирована просительная часть, не указано какие конкретно действия оспариваются административным истцом, в какой период они совершены, не указаны нормативно-правовые акты на соответствие которым необходимо проверить оспариваемые действия, не определен способ восстановления нарушенного права.

Судья суда апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами в связи со следующим.

В силу частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях по жалобам граждан на нарушение права на судебную защиту нормами, регулирующими порядок обращения в суд с исковыми заявлениями и жалобами, устанавливаемые законодателем требования - при обеспечении каждому возможности обратиться в суд - обязательны для граждан (определения от 29 сентября 2016 г. № 2110-О и от 20 декабря 2016 г. № 2682-О).

Из содержания административного искового заявления ФИО2 следует, что сведения о том, какие конкретно действия (бездействие) административный истец просит признать незаконными, в административном исковом заявлении указаны, а именно предметом оспаривания с его стороны явились действия (бездействие) должностных лиц администрации сотрудников ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившиеся в высказывании угроз, оказания давления, в не направлении закрытых конвертов адресатам.

В соответствии с пунктом 7 статьи 6, статьей 14 КАС РФ доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда, что означает принятие судом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела.

Порядок и условия обращения в суд с административным исковым заявлением регламентированы нормами главы 12 КАС РФ, в частности, в статье 125 изложены требования к форме и содержанию заявления; согласно части 5 данной статьи в заявлении административным истцом могут быть изложены ходатайства. В статье 126 Кодекса приведен перечень документов, прилагаемых к заявлению.

Порядок подготовки административного дела к судебному разбирательству регламентирован нормами главы 13 КАС РФ.

В соответствии со статьей 132 КАС РФ подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела.

На стадии подготовки суд, кроме иных действий, перечисленных в части 3 статьи 135, разъясняет сторонам процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения процессуальных действий; рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и распределяет между сторонами обязанности по их представлению; при необходимости оказывает содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе; совершает иные процессуальные действия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела.

Анализируя содержание административного искового заявления и определение об оставлении его без движения применительно к приведенным нормам права, судья суда апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что процессуальные основания для оставления иска без движения у судьи суда первой инстанции отсутствовали.

Недостатки заявления, на которые указано в определении, могли быть устранены при подготовке дела к судебному разбирательству. Кроме того, судьей оставлено без внимания изложенное ходатайство административного истца об истребовании материалов проверки по его обращениям в части оказания давления и применения угроз в УМВД России по г. Тайшету и ГУФСИН России по Красноярскому краю, мотивированное отсутствием у него документов.

По правилам административного судопроизводства суд должен оказать содействие административному истцу в получении доказательств, а тот, в свою очередь, при получении таких документов вправе уточнить требования иска на любой стадии рассмотрения дела.

Судья суда апелляционной инстанции исходя из того, что выбор способа защиты нарушенного права принадлежит административному истцу, а разрешение вопроса об уточнении фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, представление необходимых доказательств сторонами, относится к стадии подготовки дела к судебному разбирательству и не может быть разрешено на стадии принятия административного искового заявления к производству суда, полагает требование суда, об уточнении просительной части административного искового заявления, незаконным и необоснованным.

Таким образом, указанные в определении судьи об оставлении административного иска без движения обстоятельства в силу приведенных положений могли быть уточнены на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству или в предварительном судебном заседании, проводящихся с целью уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Суд при рассмотрении вопроса о принятии административного иска ФИО2 к производству не учел, что недостатки административного искового заявления, объективно препятствующие принятию его к производству суда и последующему рассмотрению, отсутствовали, в связи с чем, пришел к неверному выводу о наличии оснований для оставления заявления без движения.

При таких обстоятельствах определение судьи Тайшетского городского суда Иркутской области от 22 апреля 2022 г. подлежит отмене с направлением материала для принятия административного искового заявления к производству суда.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определил:

определение судьи Тайшетского городского суда Иркутской области от 22 апреля 2022 г. об оставлении административного иска без движения по данному административному материалу отменить.

Материалы по административному исковому заявлению направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья

О.С. Махмудова