ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6038/2017 от 19.04.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело №33а-6038/2017

... 19 апреля 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Троценко Ю.Ю.

судей Куловой Г.Р. и Пономаревой Л.Х.

при секретаре Даминовой Р.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Балабанова С.Г., Камалова М.М. к Администрации городского округа г.Уфа, Совету городского округа г.Уфа о признании решения №... от ..., протокола публичных слушаний планировки и проекта межевания территорий, ограниченной улицами ... от ..., заключения о результатах публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории, постановления Главы Администрации городского округа ... Республики Башкортостан от ...№... недействительными, обязании провести повторные публичные слушания, отмене разрешения на строительство, по апелляционной жалобе представителя Балабанова С.Г., Камалова М.М. – Ш.А.Ф. на решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ....

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., выслушав представителя Камалова М.М. – К.Г.А. и представителя Балабанова С.Г. - Ш.А.Ф., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Н.Т.В., представителя ООО «Уфастройзаказчик» Г.В.В., представителя Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан И.Б.В., судебная коллегия

установила:

Балабанов С.Г., Камалов М.М. обратились в суд с уточненным административным иском к Администрации ГО г.Уфа, Совету ГО г.Уфа о признании протокола публичных слушаний планировки и проекта межевания территорий, ограниченной улицами ... от ..., заключения о результатах публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории от ..., постановления главы Администрации ГО ... Республики Башкортостан от ...№... недействительными, обязании провести повторные публичные слушания, отмене разрешения на строительство.

В обоснование требований указали, что Балабанов С.Г., Камалов М.М. являются собственниками квартир в доме по адресу: .... Решением Совета ГО г.Уфа от ...№... было принято решение о назначении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории, ограниченной улицами .... В последующем было принято заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории, ограниченной ... от ..., которое было размещено на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет. Также вынесено постановление Главы Администрации ГО г.Уфа «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной ...» от ...№... (далее - постановление Главы Администрации ГО г.Уфа от ...№...), которое опубликовано официальном сайте муниципального образования в сети Интернет.

На основании данного постановления было выдано разрешение на строительство ООО «УфаСтройЗаказчик» многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными детским садом на 70 мест (литер 2), расположенный между жилым домом №... по ... и №... по ...

Истцы ссылаются на пункт 6.1 Положения о порядке проведения публичных слушаний по проекту генерального плана, по внесению изменений в утвержденный генеральный план, по проектам планировки территории, проектам межевания территории, часть 4 статьи 40, части 3, 4, 7 статьи 39, пункт 7 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 2, 4 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Истцы считают, что вопреки указанным нормам они не были должным образом уведомлены о публичных слушаниях и не принимали участия в данном слушании, в связи с чем не могли высказать свою волю.

В ходе досудебного разбирательства, Администрация ГО г.Уфа приняла решение о прекращении действия разрешения на строительство. Данное решение Арбитражным Судом Республики Башкортостан от ... было признано незаконным.

В нарушение Положения о порядке проведения публичных слушаний по проекту генерального плана, по внесению изменений в утвержденный генеральный план, по проектам планировки территории, проектам межевания территории административным ответчиком нарушена процедура назначения публичных слушаний и надлежащее уведомление административных истцов и заинтересованных лиц осуществлено не было, доказательства соблюдения процедуры ответчиком не представлены.

Административные истцы просили суд:

1. признать Решение Совета ГО г.Уфа Республики Башкортостан №... от ... о публичных слушаниях по проекту планировки и проекту межевания территории, ограниченной ... недействительным;

2. признать публичные слушания и протокол по результатам публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории, ограниченной ... (заказчик - ООО «УфаСтройЗаказчик») от ... недействительным;

3. признать заключение о результатах публичных слушаниях по проекту и планировки и проекту межевания территории, ограниченной ... от ... недействительным;

4. признать постановление Главы Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной ...» от ...№... недействительным;

5. обязать Совет ГО г.Уфа Республики Башкортостан провести повторные публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории, ограниченной ...;

6. разрешение на строительство ООО «УфаСтройЗаказчик» многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенным детским садом на 70 мест (литер 2), расположенный между жилым домом №... по ... и №... по ... ГО г.Уфа Республики Башкортостан (разрешение на строительство №... от ...), отменить.

Решением Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... постановлено:

В удовлетворении административного иска Балабанова С.Г., Камалова М.М. к Администрации ГО г.Уфа, Совету ГО г.Уфа о признании решения Совета ГО г.Уфа Республики Башкортостан №... от ..., протокола публичных слушаний планировки и проекта межевания территорий, ограниченной ... от ..., заключения о результатах публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории, постановления главы Администрации ГО ... Республики Башкортостан от ...№... недействительными, обязании провести повторные публичные слушания, отмене разрешения на строительство - отказать.

В апелляционной жалобе представитель Балабанова С.Г., Камалова М.М. – Ш.А.Ф. просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам иска. Указывая, что истцами трехмесячный срок на обращение в суд не пропущен, так как им о нарушении их прав оспариваемыми актами стало известно ... из решения Арбитражного Суда Республики Башкортостан по делу №..., где истцы были привлечены в качестве третьих лиц. Кроме того, ответчиками нарушена процедура назначения публичных слушаний и ненадлежащее уведомление истцов.

В дополнении к апелляционной жалобе представитель Балабанова С.Г., Камалова М.М. – Ш.А.Ф. просит решение отменить, считает его незаконным, указывает, что довод ответчика о том, что публичные слушания и заключение по ним, носят рекомендательный характер, не основан на законе, так как право принятия решения принадлежит главе местной администрации, однако закон обязывает его принять решение с учетом заключения о результатах публичных слушаний. В обсуждение вопроса о законности разрешения на строительство Арбитражный Суд РБ не входил и это обстоятельство не устанавливал, требований об этом не заявлялось. Заключение негосударственной экспертизы не могло быть положено в основу разрешения на строительство, так как оно имеет значительные недостатки, свидетельствующие о том, что отдельные вопросы по проектной документации и результатам инженерных изысканий по сути не исследовались, а выводы положительные по ним сделаны. По заключению экспертизы планируется 15-этажный жилой дом со встроено-пристроенным детским садом на 70 мест и все описание идет исходя из этажности. Разрешение же дано на строительство 16-этажного жилого дома со встроено-пристроенным помещением. Кроме того, вопрос устойчивости к карсту на этом участке фактически не исследовался. В заключении указано на проектируемое количество машиномест – 18. Вместе с тем, расчет сделан из числа жителей 161, тогда как количество жителей 234 человека. Отсутствие необходимого количества машиномест для дома безусловно нарушает права истцов, так как его жители будут вынуждены оставлять автомашины возле их домов, тогда как сами истцы нуждаются в машиноместах. Несмотря на приведенные недостатки в заключении экспертизы сделаны выводы о соответствии всех проектов и решений требованиям нормативных технических документов. Заключение экспертизы, имеющее ряд существенных несоответствий, не могло быть положено в основу разрешения на строительство.

В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу данной нормы права, начало течения срока следует исчислять с момента, когда административный истец обладал таким объемом информации, который позволял в обычных условиях сделать вывод о нарушении прав.

Отказывая в удовлетворении требований административных истцов, суд первой инстанции указал, в том числе и на пропуск истцами срока обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Однако, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, по следующим основаниям.

Как указано в апелляционной жалобе, о проведении публичных слушаний и заключении по ним, постановлении Администрации ГО г.Уфа от ... «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной ...» и выдаче разрешении на строительство многоэтажного дома, им стало известно из решения Арбитражного Суда Республики Башкортостан от ....

Из представленного Арбитражным судом РБ по запросу апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Башкортостан дела №... следует, что с заявлением о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, истцы обратились в Арбитражный Суд Республики Башкортостан ..., в судебном заседании которого им стало известно о проведении публичных слушаний, выдаче заключения по ним, принятом на основании слушаний Постановления Администрации ГО г.Уфа, и выдаче разрешения на строительство.

Кроме того, из содержания решения Совета ГО г.Уфа от ...№... «О публичных слушаниях по проекту планировки и проекту межевания территории, ограниченной ...» невозможно усмотреть нарушения прав истцов, так как сведений о том, что слушание будет проводится относительно жилого ..., либо рядом стоящих домов, в нем не содержится.

Учитывая, что с настоящим административным иском истцы обратились в суд ..., то есть в течение установленного законом трехмесячного срока, то вывод суда о пропуске срока на обращение в суд, является неверным.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Согласно части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов межевания осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.

На основании статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения о подготовке документации по планированию территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 1). Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается Градостроительным кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации (часть 19).

По смыслу статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5); порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 6); заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет» (часть 10); глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (часть 13).

Пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06 февраля 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что на публичные слушания должны выноситься проекты планировки территорий и проекты межевания территорий.

Как следует из части 4 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

В силу пункта 5 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

Поскольку согласно статье 5 Градостроительного кодекса, физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по планировке территорий, суд должен установить, обеспечено ли право гражданина на участие в публичных слушаниях по проекту планировки и проекту межевания территории.

Порядок проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в ... регламентируется Положением о порядке проведения публичных слушаний по проекту генерального плана, по внесению изменений в утвержденный генеральный план, по проектам планировки территории, проектам межевания территории, утвержденный решением Совета ГО г.Уфа Республики Башкортостан от ...№... (далее - Положение).

Согласно пункту 1.2 Положения, публичные слушания согласно настоящему Положению проводятся по следующим вопросам: по проекту генерального плана городского округа, внесению изменений в утвержденный генеральный план городского округа (далее - генеральный план), по проектам планировки территории, проектам межевания территории.

Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что публичные слушания по вопросам, указанным в пункте 1.2 настоящего Положения, назначаются решением Совета городского округа в порядке, установленном настоящим Положением.

В силу пункта 2.2 Положения, в решении о назначении публичных слушаний указываются: вопрос, выносимый на публичные слушания; график проведения публичных слушаний, включающий дату и место проведения публичных слушаний, порядок и место ознакомления с материалами по вопросу, вынесенному на публичные слушания; адрес для направления письменных обращений граждан и правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; срок подачи в Совет городского округа письменных предложений по вопросу, вынесенному на публичные слушания.

В соответствии с пунктом 2.3 Положения, письменные замечания и предложения по вопросу, вынесенному на публичные слушания, должны содержать от граждан - фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта гражданина или иного заменяющего его документа, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина. В случае направления замечания (предложения) гражданином, не являющимся жителем городского округа, к замечанию (предложению) должна быть приложена копия документа, подтверждающего наличие правового интереса к вопросу, по которому проводятся публичные слушания.

Пунктом 2.4 Положения предусмотрено решение о назначении публичных слушаний подлежит опубликованию (обнародованию) в течение 5 рабочих дней со дня его принятия. Решение о назначении публичных слушаний размещается на официальном сайте Совета городского округа в информационно-коммуникационной сети Интернет.

Согласно пункту 3.1 Положения, организация работы по проведению публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории городского округа по вопросам, указанным в пункте 1.2 настоящего Положения, возлагается на Комиссию по проведению публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории городского округа (далее - Комиссия).

В соответствии с пунктом 3.2 Положения, Комиссия: организует прием и группировку поступающих предложений по вопросу, вынесенному на публичные слушания; определяет перечень лиц, приглашаемых для участия в публичных слушаниях; организует регистрацию участников публичных слушаний, организует прием заявок на выступление от участников публичных слушаний; обеспечивает ведение протокола публичных слушаний; организует выставки, экспозиции демонстрационных материалов по вопросу, вынесенному на публичные слушания, выступления представителей органов местного самоуправления городского округа, инициаторов публичных слушаний на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

На основании пункта 6.1 Положения, публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

Судом установлено, что Балабанов С.Г., Камалов М.М. являются собственниками квартир в жилом доме по адресу: ....

Решением Совета ГО г.Уфа №... от ... было принято решение о назначении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории, ограниченной .... Данное решение в установленные сроки опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» и на официальном сайте Совета ГО г.Уфа Республики Башкортостан, что подтверждается представленными суду первой и апелляционной инстанций письменными доказательствами.

В газете «Вечерняя Уфа» опубликована информация о проведении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории квартала, ограниченной ..., в которой указано место и время ознакомления с демонстрационными материалами - актовый зал Администрации ... ГО г.Уфа Республики Башкортостан (...) с ... по ... (с 09.00 до 13.00 и 14.00 до 17.00 часов, кроме выходных и праздничных дней), место и время проведения публичных слушаний - актовый зал Администрации ... ГО г.Уфа Республики Башкортостан (...) ... в 17 часов 00 минут.

... состоялись публичные слушания по указанному вопросу, о чем был составлен протокол публичных слушаний, в котором отражены выступления, предложения и заявления участников слушания.

По результатам публичных слушаний было составлено соответствующее заключение, согласно которому публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории квартала, ограниченной ... признаны состоявшимися, результат слушаний положительный. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в виде информационного сообщения на официальном сайте ответчика.

Впоследствии было вынесено Постановление главы Администрации Главы Администрации ГО г.Уфа «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной ...» от ...№..., которое также опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» и официальном сайте муниципального образования в сети Интернет.

Таким образом, документация по планировке территории разработана в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, изданию постановления предшествовали публичные слушания от ..., процедура проведения которых соблюдена.

... было выдано разрешение на строительство ООО «УфаСтройЗаказчик» многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными детским садом на 70 мест (литер 2) расположенный между жилым домом №... по ... и №... по ... ГО г.Уфа Республики Башкортостан.

Публичные слушания проведены в соответствии со статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, оспариваемое постановление принято в пределах полномочий и компетенции органа, действия которого оспариваются, с соблюдением процедуры его принятия и без нарушения требований законодательства, а также отсутствует нарушений прав и законных интересов административных истцов.

Доводы жалобы административных истцов о том, что они не были надлежащим образом оповещены о проведении публичных слушаний, являются несостоятельными.

В силу части 4 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Объявление о проводимых слушаниях, опубликованное в газете «Вечерняя Уфа», соответствует требованиям, установленным Положением о порядке проведения публичных слушаний по проекту генерального плана, по внесению изменений в утвержденный генеральный план, по проектам планировки территории, проектам межевания территории, утвержденный решением Совета ГО г.Уфа Республики Башкортостан от ...№.... До сведения жителей городского округа доведены сведения о рассматриваемых вопросах - планировки и проекта межевания территории, ограниченной ..., с опубликованием схем размещения объекта, с указанием места проведения слушаний. Сообщено о размещении выставки демонстрационных материалов в Администрации ... ГО г.Уфа, с указанием адреса, с которыми могли быть ознакомлены жители города.

Как видно из протокола публичных слушаний от ..., на публичные слушания явились 77 человек, что свидетельствует об осведомленности населения о рассматриваемых вопросах. Граждане участвовали в обсуждении вопросов, вносили предложения и замечания.

Таким образом, административные истцы не были лишены возможности осведомиться о рассматриваемых вопросах, вынесенных на публичные слушания, явиться и участвовать в их обсуждении.

Согласно части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которое выдается уполномоченным органом на основании заявления застройщика о выдаче разрешения на строительство и приложенных к нему документов, перечень которых установлен частями 7 и 9 приведенной нормы.

... Арбитражным Судом Республики Башкортостан вынесено решение по делу №..., оставленное без изменения ... Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом, которым признано недействительным решение Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан от ...№... об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 1 934 кв.м с «Многоэтажная жилая застройка, образование и просвещение» на «Образование и просвещение»; признано недействительным решение Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан, выраженное в письме от ...№... о признании разрешения на строительство от ...№... выданного ООО «УфаСтройЗаказчик», недействующим и не подлежащим реализации; с Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан в пользу ООО «УфаСтройЗаказчик» взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

В рамках указанного дела административные истцы по настоящему делу были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования.

Постановлением Арбитражного Суда Уральского округа №... от ... постановлено:

решение Арбитражного Суда Республики Башкортостан от ... по делу №... и Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от ... по тому же делу, оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Из указанного судебного постановления следует, что по результатам аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории, утвержденным постановлениями Главы администрации от ...№..., от ...№..., на основании протокола №... об итогах аукциона от ... между администрацией и ООО «УфаСтройЗаказчик» (далее – Общество) заключен договор от ...№... «О развитии застроенной территории, ограниченной ...». Стоимость данного права составила 11 000 000 рублей.

На основании указанного договора, на Общество возложены обязательства, в том числе, по разработке и утверждению в установленном порядке проекта планировки и проекта межевания застроенной территории, оформлению права на земельные участки в границах застроенной территории и осуществлению строительства объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией. Площадь застроенной территории составила ориентировочно 8,8 га.

В администрации ... ГО г.Уфа Республики Башкортостан ... проведены публичные слушания по разработанному заявителем проекту планировки и проекту межевания застроенной территории, ограниченной .... Согласно заключению о результатах публичных слушаний от ..., проект планировки и межевания территории рассмотрен и признан положительным.

Постановлением главы администрации от ...№... в соответствии с требованиями статей 41, 42, 43, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации был утвержден проект планировки и проект межевания территории ограниченной ....

Между обществом (арендатор) и Управлением земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (арендодатель) ... заключены договоры аренды земельных участков №..., №..., согласно которым арендатор принимает в аренду земельные участки с кадастровыми номерами №..., №..., расположенные по адресу: ... ГО г.Уфа, ..., под многоэтажную жилую застройку, образование и просвещение, общей площадью 3 945 кв.м и 1 934 кв.м соответственно. Указанные договоры заключены на срок до ....

Проектная документация объекта капитального строительства «Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенным детским садом на 70 мест (Литер 2), расположенный между жилым домом №... по ... и жилым домом №... по ... ГО г.Уфа Республики Башкортостан» получила положительное заключение государственной экологической экспертизы (заключение от ...№...).

Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан ... выдан градостроительный план земельных участков №..., №....

Отделом градостроительного контроля и выдачи разрешений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан Обществу ... выдано разрешение на строительство №... объекта капитального строительства «Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенным детским садом на 70 мест (Литер 2), расположенный между жилым домом №... по ... и жилым домом №... по ... ГО г.Уфа Республики Башкортостан».

На основании данного разрешения на строительство от ...№... Общество приступило к строительству объекта.

Управление земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан решением от ...№... изменило вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №... площадью 1 934 кв.м с «многоэтажная жилая застройка, образование и просвещение» на «образование и просвещение».

На основании указанного решения, Отдел градостроительного контроля и выдачи разрешений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан письмом от ...№... уведомил общество о том, что ранее выданное ему разрешение на строительство от ...№..., является недействующим и не подлежит реализации.

В силу положений пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами допускается в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка на основании договора аренды, которым предусмотрено право арендатор на использование земельного участка по указанному в нем назначению.

Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.

С учетом того, что земельный участок с кадастровым номером №... предоставлен обществу на основании договора аренды, изменение вида разрешенного использования данного участка возможно только при условии внесения соответствующих изменений в договор аренды.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с номером №..., данный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка, образование и просвещение. Указанная в договоре аренды от ...№... цель использования земельного участка с кадастровым номером №... – многоэтажная жилая застройка, образование и просвещение – соответствует виду разрешенного использования.

В силу положений статей 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ...№..., арендодатель не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду, в рамках действующего договора аренды.

Изменение вида разрешенного использования данного участка возможно только с соблюдением заинтересованным лицом предусмотренной действующим законодательством процедуры изменения условий договора аренды.

Договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами №...№... заключены в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории, данные участки являются смежными и предусмотрены под застройку многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенным детским садом на 70 мест.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, разрешая административный спор по существу, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Балабанова С.Г., Камалова М.М. в полном объеме.

Довод жалобы о том, что положительное заключение негосударственной экспертизы не могло быть положено в основу разрешения на строительство, так как оно имеет значительные недостатки, свидетельствующие о том, что отдельные вопросы по проектной документации и результатам инженерных изысканий не исследовались, а выводы положительные по ним сделаны, не может повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку указанное заключение экспертизы в отдельном судебном производстве истцами не оспорено, равно как по настоящему спору таковые требования административными истцами не заявлены.

Иные доводы жалобы выводов суда не опровергают, являлись предметом исследования и оценки судебной коллегии, в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемого решения.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к ней представителя Балабанова С.Г., Камалова М.М. – Ш.А.Ф. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Справка: судья ...