ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6106/2021 от 02.09.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-6106/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 02 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Григорьевой Н.М.,

судей Морозовой С.Г., Муратовой С.В.,

при секретаре Голушко П.Е.,

рассмотрела административное дело № 2а-6928/2021 (47RS0004-01-2021-005065-87) по апелляционной жалобе Красиковой М.М. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 июня 2021 года по административному исковому заявлению Красиковой М.М., действующей в интересах несовершеннолетних детей Н. и Е. к администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить несовершеннолетних местами в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения административного истца Красиковой М.М., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

29.04.2021 г. Красикова М.М., действующая в интересах несовершеннолетних детей Е., рождения ДД.ММ.ГГГГ, и Н., рождения ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным иском к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, в обоснование требований указав, что дети истца поставлены на учет для получения места в детском саду с 04.10.2019 г. Вплоть до настоящего времени места в детском дошкольном учреждении в доступной близости от места проживания несовершеннолетним не предоставлены.

Указанное, по мнению административного истца, свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика, который не представил доказательства принятия исчерпывающих мер по обеспечению детей административного истца возможностью получения дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении.

В связи с чем, административный истец просит суд:

- признать незаконным бездействие администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, выразившееся в том, что несовершеннолетние дети истца не обеспечены местом в муниципальном дошкольном учреждении, находящимся в доступной близости от места проживания несовершеннолетних;

- обязать администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области организовать и предоставить несовершеннолетним Е. и Н. в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу, места в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении МБОУ «СОШ «Янинский ЦО».

В качестве заинтересованного лица к участию в деле был привлечен Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.

При рассмотрении дела судом первой инстанции административным ответчиком исковые требования признаны не были. В письменных возражениях заинтересованное лицо Комитет по образованию указал, что дети административного истца были приняты на учет 04.10.2019 г. с датой желаемого зачисления – 01.09.2021 г. Плановое комплектование образовательных учреждений на 2021-2022 учебный год проводится с 15.04.2021 г. по 31.07.2021 г., вопрос о зачислении детей истца в муниципальное дошкольное образовательное учреждение будет рассматриваться до 31.07.2021 г., поэтому на момент подачи административного иска права несовершеннолетних не нарушены (л.д. 64-68).

Обжалуемым решением от 28.06.2021 г. Всеволожский городской суд отказал Красиковой М.М. в удовлетворении административного иска в полном объеме (л.д. 88-94).

Административный истец Красикова М.М. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, судом не было учтено, что ответ Комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» содержал, по сути, отказ в предоставлении детям истца мест в дошкольном муниципальном образовании с сентября 2021 года (л.д. 97-102).

Административный истец Красикова М.М. в суд апелляционной инстанции явилась, требования апелляционной жалобы поддержала.

Представители административного ответчика и заинтересованного лица на апелляционное рассмотрение не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения, в связи с чем коллегией по правилу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) принято определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на соблюдении принципа обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

Как предусмотрено ст. 5 указанного закона, право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

В соответствии со статьей 9, частью 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.

Как предусмотрено положениями ст. 67 Закона об образовании, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).

Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).

Как следует из материалов дела, согласно данным автоматизированной информационной системы несовершеннолетние дети истца Н. и Е.ДД.ММ.ГГГГ рождения состоят на учете с 04.10.2019 г. с датой желаемого зачисления в детское дошкольное образовательное учреждение – 01.09.2021 года.

Данные сведения о желаемой дате зачисления – 01.09.2021 года, также подтверждаются административным исковым заявлением Красиковой М.М. (л.д. 2).

Первоначально с заявлением о предоставлении мест несовершеннолетним Красикова М.М. обратилась в Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» 01.02.2021 г. (л.д. 16).

Из Комитета по образованию был направлен ответ № 612/01-06 от 24.02.2021 г. о том, что плановое комплектование образовательных учреждений на 2021-2022 учебный год проводится с 15.04.2021 г. по 31.07.2021 г., поэтому вопрос о зачислении детей истца в муниципальное дошкольное образовательное учреждение будет рассматриваться до 31.07.2021 года (л.д. 20-21).

После первоначального заявления, Красикова М.М. также обращалась с заявлениями 22.03.2021 г. в Всеволожскую городскую прокуратуру, 20.03.2021 г. к Уполномоченному по правам ребенка в Ленинградской области, 22.03.2021 г. в Администрацию президента Российской Федерации.

В направленных административному истцу ответах Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области № 17-6327/2021 от 20.04.2021 г. и администрации МО «Всеволожский муниципальный район» № 2098/1.0-24 от 28.04.2021 г. также сообщается, что плановое комплектование образовательных учреждений на 2021-2022 учебный год проводится с 15.04.2021 г. по 31.07.2021 г., поэтому вопрос о зачислении детей истца в муниципальное дошкольное образовательное учреждение будет рассматриваться до 31.07.2021 года (л.д. 38-40, 77-81).

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска Красиковой М.М., который основан на имеющихся в материалах дела доказательствах.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалы дела не содержат отказа администрации или Комитета образования в предоставлении мест несовершеннолетним детям истца, в связи с отсутствием мест в муниципальных детских образовательных учреждениях на момент желаемого и предполагаемого зачисления ребенка, поскольку дата желаемого и предполагаемого зачисления - 01.09.2021 г., на момент подачи иска – 29.04.2021 года, не наступила.

В соответствии с административным регламентом, плановое комплектование образовательных учреждений на 2021-2022 учебный год проводится с 15.04.2021 г. по 31.07.2021 г.

Обжалуемое решение было принято Всеволожским городским судом Ленинградской области 28.06.2021 г.

Таким образом, ни на момент подачи административного иска - 29.04.2021 г., ни на дату принятия судом решения – 28.06.2021 г., право несовершеннолетних детей истца на получение места в муниципальном детском дошкольном учреждении нарушено не было, поэтому отсутствует бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в не предоставлении места несовершеннолетним Н. и Е. в муниципальном детском дошкольном учреждении.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Красиковой М.М. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: <данные изъяты>