ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-615 от 07.02.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33а-615 судья Солдатова Ю.Ю. 2018 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 февраля 2018 года г. Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.

судей Сергуненко П.А. и Сиротиной Е.С.

при секретаре судебного заседания Худайбердиеве А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сиротиной Е.С.

административное дело по апелляционной жалобе Черновой Г.П. на решение Центрального районного суда г. Твери от 28 ноября 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования Черновой Г.П. к ТУ Росимущества в Тверской области о признании ответа административного ответчика незаконным, возложении обязанности принять решение по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и направлении решения истцу - удовлетворить частично.

Признать незаконным ответ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области» на заявление Черновой Г.П. о перераспределении земельного участка, выраженный письмом от 08 сентября 2017 года.

Возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области обязанность устранить нарушение прав административного истца Черновой Г.П. путем повторного рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

В удовлетворении требований Черновой Г.П. обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение в порядке, предусмотренном ЗК РФ, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленную истцом в качестве приложения к заявлению о перераспределении земельных участков, принятого 23.08.2017 за входящим номером 7685, и направить это решение с приложением указанной схемы истцу - отказать.

Об исполнении решения суда сообщить в суд первой инстанции и административному истцу не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу».

Судебная коллегия

установила:

Чернова Т.П. обратилась в суд с административным иском к ТУ Росимущества в Тверской области о признании ответа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тверской области, выраженного письмом от 8 сентября 2017 года, незаконным, о возложении обязанности на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленную истцом в качестве приложения к заявлению о перераспределении земельных участков, принятого 23 августа 2017 года за входящим номером 7685, направить это решение с приложением указанной схемы истцу.

Требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 416 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. Смежный земельный участок с кадастровым номером , площадью 200 741 кв. м. поставлен на учет 10 ноября 2009 года, имеет разрешенное использование для общего пользования, под свободные земли городской застройки. По земельному участку с кадастровым номером проходит ручей. После формирования схемы расположения земельного участка с кадастровым номером кадастровом плане территории, площадь вновь образованного земельного участка составила 1504 кв. м, увеличение площади на 88 кв. м. произошло за счет земельного участка с кадастровым номером , находящегося в федеральной собственности равной. 8 сентября 2017 года ТУ Росимущества в Тверской области на обращение истца от 8 августа 2017 года с заявлением о перераспределении земельного участка сообщило, что на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Объект недвижимого имущества - баня с кадастровым номером частично расположен на федеральном земельном участке с кадастровым номером . Территориальным управлением каких-либо согласований на размещение объекта недвижимого имущества - бани в границах федерального земельного участка кадастровым номером не выдавалось. Данный ответ является незаконным, поскольку не содержит ссылок на норму права, мотивов принятого решения. Фактически заявление истца по существу не рассмотрено.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата по Тверской области», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.

Административный истец Чернова Г.П. и её представитель Чаурова Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Иные лица в судебное заседание не явились, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Черновой Т.П. ставится вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленную истцом в качестве приложения к заявлению о перераспределении земельных участков, принятого 23 августа 2017 года, направить это решение с приложением указанной схемы истцу; принятии нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме. Указывается, что судом не учтено, что в рассматриваемом случае сформировать самостоятельный земельный участок между земельным участком, принадлежащим истцу и до места расположения ручья невозможно, как невозможно и сформировать самостоятельный земельный участок с части земельного участка с кадастровым номером . Доказательств того, что постановление Администрации Тверской области от 14 июня 2011 года (в редакции от 3 ноября 2015 года) № 283-ПА «Об утверждении областных нормативов градостроительного проектирования Тверской области» опубликовано в установленном законом порядке, не имеется. Судом не приняты во внимание Правила землепользования и застройки города Твери (с изменениями на 9 июня 2016 года), утвержденные Решением Тверской городской Думы от 2 июля 2003 года №71, пунктом 4.1. которых установлены предельные размеры земельных участков – максимальная площадь для земельных участков блокированных жилых домов не регламентируется.

В судебном заседании апелляционной инстанции административный истец и представитель Чаурова Н.А. поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Иные лица в судебное заседание не явились, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что согласно выписке из постановления главы администрации города № 535 от 21 июня 1993 года, от 21 октября 1993 года, свидетельству на право собственности на землю, на бессрочное (постоянное) пользование землей от 21 декабря 1993 года Черновой Г.П. на праве собственности принадлежит земельный участок из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальный жилой дом, с кадастровым номером , площадью 1 416 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.

Чернова Г.П. является собственником жилого дома, общей площадью 116,5 кв.м, в том числе жилой 38,3 кв.м, и бани, площадью 18 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН, а также государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, земельный участок с кадастровым номером , площадью 200 741+-158 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под свободные земли городской застройки, расположенный по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации.

8 августа 2017 года Чернова Г.П. обратилась к руководителю ТУ Федерального агентства по Управлению Государственным имуществом в Тверской области с заявлением о перераспределении земельных участков, в котором на основании ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации о перераспределении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, площадью 1 416 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка, площадью 200 741 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в результате чего образовать самостоятельный земельный участок площадью 1 518 кв. м. К заявлению приложены копия свидетельства о государственной регистрации права и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

23 августа 2017 года Чернова Г.П. обратилась с аналогичным заявлением о перераспределении земельных участков, в котором просила образовать самостоятельный земельный участок, площадью 1 504 кв. м., заявление от 8 августа 2017 года просила не рассматривать. К поданному заявлению приложены схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключение кадастрового инженера.

Согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области Управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Тверской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Тверской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.

Письмом от 8 сентября 2017 года Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области сообщило Черновой Г.П., что на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Объект недвижимого имущества - баня с кадастровым номером частично расположен на федеральном земельном участке с кадастровым номером Территориальным управлением каких-либо согласований на размещение объекта недвижимого имущества - бани, в границах федерального земельного участка с кадастровым номером , не выдавалось.

Частично отказывая в удовлетворении заявленных Черновой Г.П. требований о возложении обязанности на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленную истцом в качестве приложения к заявлению о перераспределении земельных участков, принятого 23 августа 2017 года за входящим номером 7685, и направить это решение с приложением указанной схемы истцу, суд первой инстанции исходил из того, что принятие решения по результатам рассмотрения заявления о перераспределении земельного участка находится в компетенции уполномоченного органа, деятельность которого осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей и не может быть подменена судом, в связи с чем пришел к выводу о том, что надлежащим способом восстановления права истца будет являться возложение на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление истца Черновой Г.П. о перераспределении земельных участков, с учетом поданного 23 августа 2017 года дополнения.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

Главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи и порядок перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности.

На основании частей 2, 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Частью 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых допускается перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Согласно части 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земель.

Судом первой инстанции верно установлено, что письмо ТУ Росимущества в Тверской области от 8 сентября 2017 не содержит ни одного из предусмотренных пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решений, подлежащих принятию уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков, а также оснований для принятия соответствующего решения, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, что содержание оспариваемого письма не соответствует приведенным требованиям закона, является незаконным, нарушает права административного истца на получение ответа по существу направленного заявления.

В пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указано, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решений действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске.

Суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Согласно подпункту 1 части 2, подпункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что принятие решения по результатам рассмотрения заявления о перераспределении земельного участка находится в компетенции уполномоченного органа, деятельность которого осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей и не может быть подменена судом.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что надлежащим способом восстановления права истца будет являться возложение на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление истца Черновой Г.П. о перераспределении земельных участков, с учетом поданного 23 августа 2017 года дополнения, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Черновой Г.П. требований в части возложения обязанности на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленную истцом в качестве приложения к заявлению о перераспределении земельных участков, принятого 23 августа 2017 года за входящим номером 7685, и направить это решение с приложением указанной схемы истцу.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, им дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Твери от 28 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Черновой Г.П. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи