ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6185/19 от 30.04.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Сурков В.П. адм. дело № 33а-6185/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара

30 апреля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Клюева С.Б.,

судей Сивохина Д.А., Шилова А.Е.,

при секретаре Лещевой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Самары от 25.04.2019, которым постановлено: «Административный иск ФИО1 к Администрации г.о. Самара и Главе г.о. Самара о признании незаконным согласования Областному союзу «Федерация профсоюзов Самарской области» проведения шествия по маршруту ул. Молодогвардейская от ул. Ленинградская через площадь имени Куйбышева до переулка Студенческий – оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился с административным иском к администрации г.о. Самара, Главе г.о. Самара о признании незаконным согласования проведения шествия Областному союзу «Федерация профсоюзов Самарской области». В обоснование заявленных требований указывается, что 16.04.2019 им, как организатором, и ФИО2, как уполномоченным лицом, в адрес главы г.о. Самара подано уведомление о проведении 01.05.2019 с 9-00 до 14-00 публичного мероприятия в форме демонстрации и митинга, посвящённого празднованию 1 мая и защите прав трудящихся и пенсионеров по маршруту ул. Молодогвардейская от ул. Некрасовской до пл. Куйбышева, митинг на пл. Куйбышева у памятника Куйбышеву.

18.04.2019 Администрация г.о. Самара отказала ему в согласовании указанных публичных мероприятий со ссылкой на то, что указанный маршрут попадает в зону, на которую распространяется запрет, установленный ст.3.4. Закона Самарской области №105-ГД, а именно на расположение на расстоянии менее 150 метров от него Самарского государственного колледжа и МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа №10», Самарской областной клинической больницы №2. Так же ему сообщено, что по указанному маршруту согласовано шествие Областному союзу «Федерация профсоюзов Самарской области» посвящённое Дню весны и труда. Таким образом, ему, как организатору публичного мероприятия (демонстрации) отказано в его согласовании, а другому организатору – союзу профсоюзов, публичное мероприятие (шествие) фактически по тому же маршруту, согласовано, что нарушает равенство всех перед законом и его права, как организатора.

Судом постановлено указанное выше решение, которое оспаривается административным истцом в апелляционном порядке. В обоснование жалобы указывается на неправильное применение и толкование судом норм материального права, а также на неправильное определение и оценку судом обстоятельств имеющих значение дл дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 доводы жалобы поддержал.

В заседание суда апелляционной инстанции ФИО2 не явилась, извещена.

Представитель администрации г.о. Самара, Главы г.о. Самара – ФИО3, Представитель областного союза «Федерация профсоюзов Самарской области» – ФИО4 просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане вправе собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

В соответствии со ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод гражданам гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов РФ и добровольности участия.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

В соответствии со ст. 3.4 Закона Самарской области от 06.04.2005 №105-ГД «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области» в соответствии с ч.2.2 ст.8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к числу мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся места в 150 метрах от: опасных производственных объектов и военных объектов; зданий, занимаемых дошкольными образовательными организациями и общеобразовательными организациями; зданий и объектов, используемых для богослужений, проведения религиозных обрядов и церемоний; зданий, занимаемых организациями, в которых осуществляется оказание стационарной медицинской помощи.

Примечание: местами в 150 метрах от объектов и зданий, указанных в настоящей статье, являются территории, расположенные ближе 150 метров от границ зданий и объектов. При этом границами зданий и объектов являются внешние границы ограждающих конструкций (стен) зданий на уровне их примыкания к поверхности земли, а границами объектов, имеющих закрепленные земельные участки, границы таких земельных участков.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия и в орган внутренних дел для организации взаимодействия по надлежащему обеспечению общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц;

4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27.05.1996 года №57-ФЗ «О государственной охране», своевременно информировать об этом соответствующие органы государственной охраны.

В случае если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Установлено, что 16.04.2019 ФИО1, как организатором, и ФИО2, как уполномоченным лицом, в адрес главы г.о. Самара подано уведомление о проведении 01.05.2019 с 9-00 до 14-00 публичного мероприятия в форме демонстрации и митинга, посвящённого празднованию 1 мая и защите прав трудящихся и пенсионеров по маршруту ул. Молодогвардейская от ул. Некрасовской до пл. Куйбышева, митинг на пл. Куйбышева у памятника Куйбышеву.

Из ответа администрации г.о. Самара от 18.04.2019 №06-17/311-119 следует, что содержание уведомления не соответствует требованиям ст.3.4 Закона Самарской области от 06.04.2005 №105-ГД «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области».

Организатор проинформирован, что указанное в уведомлении место публичного мероприятия расположено менее 150 метров от Самарского государственного колледжа (ул. Молодогвардейская, 59), МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа №10» (ул. Молодогвардейская, 119), Самарской областной клинической больницы №2 (ул. Чапаевская, 165), ГБПОУ «Самарское хореографическое училище (колледж)» (пл. Куйбышева, 1).

Таким образом, указанное место проведения публичного мероприятия подпадает под запрет, установленный Законом №105-ГД.

Также сообщено, что Областной союз «Федерация профсоюзов Самарской области» 1 мая 2019 года будет проводить праздничные мероприятия, посвящённые государственному празднику Российской Федерации «День Весны и Труда», в том числе праздничное шествие с 11 час. 00 мин. до 13 час. 30 мин. по ул. Молодогвардейская от ул. Ленинградская через пл. им. Куйбышева до пер. Студенческий и культурно-зрелищное мероприятие на пл. им. Куйбышева. Федерация профсоюзов Самарской области открыто приглашает все политические и общественные организации и объединения, а также жителей Самары и Самарской области принять участие в данном мероприятии.

С учётом изложенного, а также в целях рациональной организации и обеспечения общественного порядка, безопасности участников публичных мероприятий, иных граждан, административному истцу, как организатору публичного мероприятия предложено изменить место его проведения и провести его на территории парка культуры и отдыха «Нефтяник» в границах улиц Бакинская, Стадионная, Калининградская или принять участие в указанном праздничном шествии по указанному маршруту при условии согласования с его организатором - Областным союзом «Федерация профсоюзов Самарской области». Также предложено согласовать с организатором культурно-массового мероприятия организационные условия в части построения, очерёдности и маршруту движения колонн, использованию согласованных с организаторами лозунгов, плакатов и речёвок.

Согласно положениям действующего законодательства, необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия. Указанные требования по обеспечению общественного порядка и безопасности адресованы как к органам государственной власти и органам местного самоуправления, так и к организаторам и участникам публичного мероприятия.

Установлено, что место, предложенное административному истцу, как организатору публичного мероприятия, находится на территории г.о. Самара, является публичным, имеет хорошую проходимость, к нему обеспечен доступ общественного транспорта. Предложенное административным ответчиком место для проведения публичного мероприятия соответствует требованиям, предъявляемым к местам проведения публичных мероприятий.

Приказом департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области от 20.02.2013 №8-п парк культуры и отдыха «Нефтяник» в границах улиц Бакинская, Стадионная, Калининградская включён в перечень единых специально отведённых или приспособленных мест на территории Самарской области для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места его проведения является одним из вариантов действий органа исполнительной власти субъекта РФ, предусмотренных ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действия администрации г.о. Самара, выраженные в письме от 18.04.2019, позволяют административному истцу реализовать гарантированное ему ст.31 Конституции РФ право на проведение публичного мероприятия в порядке, установленном действующим законодательством. По своему содержанию действия административного ответчика направлены не на ограничение права административного истца на проведение публичного мероприятия в форме демонстрации и митинга, а на оказание ему содействия в реализации этого права в соответствии с действующим законодательством.

Доводы апелляционной жалобы о том, что, согласование заинтересованному лицу, проведение шествия, нарушило положения Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ, а также Закона Самарской области от 06.04.2005 №105-ГД, являются несостоятельными, поскольку, согласно положениями действующего законодательства, необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, при этом, как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто в суде апелляционной инстанции, Федерацией профсоюзов Самарской области проведена длительная и системная работа по согласованию проведения шествия как с органами местного самоуправления, так и со специализированными органами, по результатам которой было принято положительное решение о возможности проведения указанного культурно-массового мероприятия.

Вопреки доводам апелляционной жалобы действия административных ответчиков по согласованию заинтересованному лицу проведения шествия соответствуют положениям действующего законодательства, регламентирующего проведение публичных мероприятий, и не нарушают права и законные интересы административного истца.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, повторяют позицию административного истца, изложенную при рассмотрении спора судом первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 25.04.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи: