АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-618/2020
от 6 мая 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Петровского М.В.,
судей: Простомолотова О.В., Кущ Н.Г.,
при секретарях Степановой А.В., Дворянкиной Е.В., Кутлубаевой К.В. помощник судьи С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 2а-1294/2019 по административному иску жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «Зеленая долина» к муниципальному образованию «Воронинское сельское поселение» в лице администрации Воронинского сельского поселения об оспаривании решения об отказе в утверждении проектов межевания территории, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав
по апелляционной жалобе жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «Зеленая долина» на решение Томского районного суда Томской области от 12 сентября 2019 года,
заслушав доклад судьи Простомолотова О.В., объяснения представителя жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «Зеленая долина» ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей административного ответчика муниципального образования «Воронинское сельское поселение» ФИО2 и ФИО3, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы,
установила:
жилищно-строительный кооператив индивидуальных застройщиков микрорайона «Зеленая Долина» (сокращенное наименование - ЖСК ИЗ МК «Зеленая долина») обратился в суд с административным иском к муниципальному образованию «Воронинское сельское поселение» в лице администрации Воронинского сельского поселения, просил признать незаконным отказ №383 от 11.06.2019 в утверждении проектов межевания территории по адресу: Томская область, Томский муниципальный район, Воронинское сельское поселение, микрорайон «Зеленая Долина» ПМ.ВОС-2018-14-2, микрорайон «Зеленая долина» ПМ.ВОС-2018-14-3; возложить на административного ответчика обязанность утвердить проекты межевания территории, утвержденные внеочередным собранием членов ЖСК ИЗ МК «Зеленая долина» от 15.02.2019.
В обоснование заявленных требований указано, что на общем собрании ЖСК ИЗ МК «Зеленая долина», проходившем в форме очно-заочного голосования в период с 25.02.2019 по 09.03.2018, было принято решение об изготовлении проекта межевания территории микрорайона «Зеленая долина» площадью 60 Га, с уточнением координат земельных участков. Обществом с ограниченной ответственностью «Геологическая сервисная компания» разработано два проекта межевания территории. Решением общего собрания членов ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» принято решение об утверждении указанных проектов межевания, после
чего в адрес Главы Воронинского сельского поселения направлено письмо об утверждении данных проектов.
Оспариваемым решением административного ответчика в утверждении проектов межевания территории отказано на том основании, что утверждение проекта межевания территории «Зеленая Долина» целесообразно проводить в отношении всей территории, определенной генеральным планом и Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Воронинское сельское поселение», предназначенной для размещения садовых участков. Также указано о несоответствии представленных проектов части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Данное решение административного ответчика является незаконным и необоснованным.
Проект межевания территории разработан с целью уточнения границ земельных участков, поставленных на кадастровый учет. Подготовка такого проекта осуществляется садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом за счет целевых взносов, при этом административный истец не; может повлиять на сбор целевых взносов членами иных садоводческих товариществ. Вопрос о необходимости изготовления проекта межевания территории относится к компетенции общего собрания этого товарищества.
Из буквального толкования части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что решение о проекте межевания территории принимается самостоятельно садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
В результате принятия оспариваемого решения нарушен пункт 1 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как члены ЖСК МК ИЗ «Зеленая Долина» были лишены возможности устранить реестровые ошибки, допущенные при постановке земельных участков на кадастровый учет. Также нарушены права административного истца на строительство газопровода, так как согласно части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, в том числе в случае, если планируется строительство, реконструкция линейного объекта. Кроме того, кооперативом собрано 1900000 рублей целевых взносов на изготовление проекта межевания с уточнением границ каждого земельного участка, однако данный проект не утвержден, что повлекло также нарушение материальных прав административного истца.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено садоводческое некоммерческое товарищество «Зеленая долина».
В судебном заседании представители ЖСК ИЗ МК «Зеленая долина» ФИО4 JL, ФИО5 заявленные требования поддержали по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика муниципального образования «Воронинское сельское поселение» ФИО2 против административного иска возражала.
Представитель заинтересованного лица СНТ «Зеленая долина» ФИО6 полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Обжалуемым решением суда в удовлетворении административного иска
ЖСК ИЗ МК «Зеленая долина» отказано.
В апелляционной жалобе председатель правления ЖСК ИЗ МК «Зеленая долина» ФИО7 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не соглашается с выводом суда о необходимости выполнения проекта планировки территории, ссылаясь на часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории, в случае если не планируется размещение линейных объектов. Обращает внимание, что земель общего назначения в собственности ЖСК ИЗ МК «Зеленая долина» не имеется, все земельные участки поставлены на кадастровый учет, фактически сложились дороги.
Ссылается на то, что согласно действующему законодательству возможно изготовление проекта межевания территории с целью уточнения границ земельных участков, в частности согласно пункту 2- статьи 42.8 Закона о кадастровой деятельности при уточнении местоположения границ при уточнении местоположения границ земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества, местоположение границ этих земельных участков определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории либо другим устанавливающим распределение земельных участков в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе документом.
Также указывает, что согласно пункту 5 части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества вправе самостоятельно принимать решения о подготовке документации по планировке территории.
Считает необоснованным вывод суда о том, что территория ЖСК ИЗ МК «Зеленая долина» не является элементом планировочной структуры. Ссылаясь на приказ Минстроя России от 25.04.2017 № 738/пр указывает, что к элементам планировочной структуры также относится территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, подготовленных в отношении территории садоводства или огородничества относится к исключительной компетенции общего собрания членов ЖСК ИЗ МК «Зеленая долина».
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика муниципального образования «Воронинское сельское поселение» ФИО2 и представитель СНТ «Зеленая Долина» просят решение суда оставить без изменения, жалобу ЖСК ИЗ МК «Зеленая долина» - без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании ч. 1 ст. 307, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица не возражавших против рассмотрения дела в их отсутствие, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований суд первой инстанции, исходил из того, что основанием для не утверждения проекта межевания территории административным ответчиком являлись положения п. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из положений ст. 45 Градостроительного кодекса Российской федерации она регламентирует подготовку и утверждение документации по планировке территории, порядок внесения в нее изменений и ее отмены.
Частью 10 указанной статьи в частности предусмотрены требования к разработке документации по планировке территории согласно которым подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов.
Вопреки выводам суда положения ч.10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской федерации не содержит ни оснований отказа в утверждении проектов межевания территории, ни порядка принятия такого решения органом местного самоуправления.
Более того приходя к указанному выводу судом не учтено содержание оспариваемого отказа в утверждении проекта межевания территории.
Так согласно ответу Главы администрации Воронинского сельского № 383 от 11.06.2019 рассматриваемая территория находится на землях сельскохозяйственного назначения в территориальной зоне размещения садовых и дачных участков СХ-3, на которую распространяются действия градостроительных регламентов, установленных Правилами землепользования и застройки Воронинского сельского поселения. При этом в территориальной зоне размещения садовых и дачных участков СХ-3 основными видами разрешенного использования жилищное строительство не предусмотрено. Исходя из положений ст. 41, ст. 45, ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 23 Федерального закона от п.4 ст. 23 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», учитывая, что представленная проектная документация разработана с целью уточнения местоположения границ уже существующих, ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, а также устранения реестровых ошибок на данной территории, утверждение проекта межевания территории «Зеленая долина» целесообразно проводить в отношении всей территории определенной Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки МО «Воронинское сельское поселение» и
предназначенной для размещения садовых участков.
Таким образом, содержание оспариваемого ответа не позволяет прийти к какому либо однозначному выводу о том, что основанием отказа в утверждения проекта межевания территории явились именно положения п. 10 ст. 45
Градостроительного кодекса Российской Федерации. Фактически исходя из его содержания основанием отказа послужила целесообразность утверждения проекта межевания всей территории муниципального образования «Воронинское сельское поселение» определенной «Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Воронинское
сельское поселение» для размещения садовых участков.
В силу положений п. 61 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации» исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда положенные в основу принятого решения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Оценивая заявленные административные исковые требования, коллегия исходит из следующего.
Особенности подготовки документации по планировке территории поселений регламентируются ст. 46 Градостроительного кодекса Российской федерации.
Частью 4 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с указанным Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 указанного Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.
Оспариваемое решение органа местного самоуправления указанным требованиям не соответствует, поскольку вопреки требованиям указанной нормы решение о направлении проекта межевания территории на доработку не принималось.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости признания незаконным отказа муниципального образования «Воронинское сельское поселение» в лице администрации Воронинского сельского поселения № 383 от 11.06.2019 в утверждении проектов межевания территории по адресу: Томская область, Томский муниципальный район, Воронинское сельское поселение, микрорайон «Зеленая Долина» ПМ.ВОС-2018-14-2, микрорайон. «Зеленая долина» ПМ.ВОС-2018-14-3.
Оценивая требования административного истца о возложении обязанности на муниципальное образование «Воронинское сельское поселение» в лице администрации Воронинского сельского поселения утвердить проекты межевания территории по адресу: Томская область, Томский муниципальный район,
Воронинское сельское поселение, микрорайон «Зеленая Долина» ПМ.ВОС-2018- 14-2, микрорайон «Зеленая долина» ПМ.ВОС-2018-14-3, утвержденные общим внеочередным собранием членов жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «Зеленая долина» от 15.02.2019, коллегия полагает их не подлежащими удовлетворению, поскольку при рассмотрении вопроса об утверждении проекта межевания территории органом местного самоуправления не дано оценки в том числе положениям ч.1.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно является административный истец лицом имеющим право принимать самостоятельное решение о подготовке документации по планировки территории (проекта межевания в отсутствие проекта планировки территории), а также является ли административный истец садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом и предоставлялся ли ему земельный участок для ведения садоводства или огородничеств и необходимо ли в данном случае с учетом положений ч.5.1 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведение общественных обсуждений либо публичных слушаний.
На основании изложенного коллегия полагает необходимым в целях устранения нарушения прав административного истца возложить на ответчика обязанности повторно рассмотреть вопрос об утверждении проектов межевании территории.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Томского районного суда Томской области от 12 сентября 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявленные административные исковые требования удовлетворить частично:
Признать незаконным отказ муниципального образования «Воронинское сельское поселение» в лице администрации Воронинского сельского поселения № 383 от 11.06.2019 в утверждении проектов межевания территории по адресу: Томская область, Томский муниципальный район, Воронинское сельское поселение, микрорайон «Зеленая Долина» ПМ.ВОС-2018-14-2, микрорайон «Зеленая долина» ПМ.ВОС-2018-14-3.
Возложить на муниципальное образование Воронинское сельское поселение в лице администрации Воронинского сельского поселения обязанность повторно рассмотреть проекты межевания территории по адресу: Томская область, Томский муниципальный район, Воронинское сельское поселение, микрорайон «Зеленая Долина» ПМ.ВОС-2018-14-2, микрорайон «Зеленая долина» ПМ.ВОС-2018-14-3 в сроки и в порядке установленном законом.
Председательствующий
Судьи