ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6195/2015 от 14.10.2015 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

дело № 33а -6195/2015

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе

Председательствующего судьи: Чемякиной И.А.

судей: Волошиной Е.В., Герасимовой О.В.

при секретаре: Евсеенко А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 октября 2015 года дело по административному иску Зинченко Е.В. к Управлению образования Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным и отмене решения от 07 апреля 2015 года об отказе в выплате компенсации за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, ввиду его оплаты за счет средств материнского капитала, признании права на получение компенсации за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав административного истца путем выплаты компенсации в размере 50% родительской платы за периоды с 01 февраля 2014 года по 31 декабря 2014 года и со 02 февраля 2015 года по 06 февраля 2016 года, взыскании судебных расходов,

по апелляционной жалобе Зинченко Е.В. на решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 15 июля 2015 года.

заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Зинченко Е.В. обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что она является матерью двоих несовершеннолетних детей: ФИО1, 2002 года рождения, и ФИО2, 2010 года рождения. Ее сын ФИО2 является воспитанником дошкольного образовательного учреждения – детский сад , согласно Закону «Об образовании в РФ» ей, как родителю, вносящему родительскую плату, должна выплачиваться компенсация, не менее 50% размера такой платы на второго ребенка. Поскольку, с рождением второго ребенка, она является владельцем материнского (семейного) капитала, ею было принято решение внести родительскую плату за услуги дошкольного образовательного учреждения – детский сад , за счет средств материнского (семейного) капитала. Оплата была произведена за периоды с 01 февраля 2014 года по 31 декабря 2014 года и с 02 февраля 2015 года по 02 февраля 2016 года в общей сумме – <данные изъяты>. (<данные изъяты>. в 2014 году и <данные изъяты>. в 2015 году).

В апреле – июне 2014 года на ее счет были перечислены денежные средства в качестве компенсации части родительской платы в общей сумме <данные изъяты>.; дальнейшие выплаты прекратились. Решением Управления образования администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края от 07 апреля 2015 года ей было отказано в получении компенсации части родительской платы, в связи с тем, что она утратила на нее право, внеся оплату средствами материнского капитала.

С учетом заявленных уточнений просила признать незаконным и отменить решение Управления образования администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края от 07 апреля 2015 года об отказе в выплате Зинченко Е.В. компенсации за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, ввиду его оплаты за счет средств материнского капитала; признать за Зинченко Е.В. право на получение компенсации в размере 50% родительской платы за периоды с 01 февраля 2014 года по 31 декабря 2014 года и со 02 февраля 2015 года по 06 февраля 2016 года; обязать устранить допущенные нарушения прав истца путем выплаты компенсации в размере 50% родительской платы за периоды с 01 февраля 2014 года по 31 декабря 2014 года и со 02 февраля 2015 года по 06 февраля 2016 года; взыскать расходы на оплату услуг представителя.

Определением Бикинского городского суда Хабаровского края от 15 июня 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Бикинском районе Хабаровского края.

Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 15 июля 2015 года в удовлетворении требований Зинченко Е.В. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Зинченко Е.В. просит решением суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что судом неправильно применены и истолкованы нормы материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нормативно-правовые акты, которыми руководствовался суд, во взаимосвязи друг с другом, предусматривают внесение платы за содержание ребенка в ДОО только родителями, вне зависимости от способа такой оплаты, а выплата компенсации зависит лишь от рождения в семье и нахождения в дошкольном учреждении одного-двух и последующих детей. Суд пришел к противоположному выводу, что и привело неверному толкованию данных правовых норм.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица Симоненко И.М. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, указывая, что доводы истца являются ошибочными; оплата за дошкольное учреждение за счет средств материнского (семейного) капитала, осуществляется территориальным органом пенсионного фонда путем безналичного перечисления средств на счета (лицевые счета) образовательного учреждения, указанные в договоре; согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. При этом, финансирование расходов по выплате компенсации осуществляется за счет средств краевого бюджета.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившего в законную силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» не рассмотренные до 15.09.2015 апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

Таким образом, апелляционная жалоба Зинченко Е.В. подлежит рассмотрению в порядке главы 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами дела установлено, что Зинченко Е.В. является матерью ФИО1., 06.02.2002 года рождения, и ФИО2., 06.07.2010 года рождения; является обладателем государственного сертификата серии на материнский (семейный) капитал, выданного 10.08.2010 на основании решения Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края.

19.02.2014 и 05.02.2015 Зинченко Е.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в районе им. Лазо Хабаровского края, отдел ПФР в Бикинском районе Хабаровского края с заявлениями о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного капитала) с просьбой о направлении части средств материнского (семейного капитала) на оплату присмотра и ухода за ребенком в образовательной организации в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно.

На основании договора о взаимоотношениях между МБДОУ и родителем от 14.02.2014 ФИО2., 06.07.2010 года рождения, зачислен в МБДОУ детский сад комбинированного вида города Бикина в среднюю группу на основании личного заявления родителей.

Пунктом 2.2.3.1 указанного договора предусмотрено, что оплата за содержание ребенка осуществляется за счет средств материнского (семейного) капитала единовременным платежом с 01.02.2014 года по 31.12.2014 года в размере <данные изъяты>.

Согласно дополнительному соглашению № 1 от 02.02.2015 к договору от 14.02.2014г. о взаимоотношениях между МБДОУ детским садом комбинированного вида г. Бикин Бикинского муниципального района Хабаровского края и родителем Зинченко Е.В. оплата за содержание ребенка осуществляется за счет средств материнского (семейного) капитала единовременным платежом с 02.02.2015 года по 02.02.2016 года в размере <данные изъяты>.

Установлено, что из средств материнского (семейного) капитала по государственному сертификату серии выданного 10.08.2010 года УПРФ (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края на образование (содержание) перечислено: 10.04.2014 – <данные изъяты>, 26.03.2015 – <данные изъяты>; оплата была произведена УПРФ (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края путем безналичного перечисления средств на счета образовательного учреждения, указанные в договоре и дополнительном соглашении.

Обратившись с Управление образования администрации Бикинского муниципального района с заявлением о выплате компенсации части родительской платы за содержание ребенка в детском саду в размере 50% от оплаченной суммы, 07.04.2015 письмом ей было сообщено об отказе в удовлетворении ее заявления.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия и решение административного ответчика соответствовали нормам действующего законодательства, с учетом всех обстоятельств, имеющих значения для разрешения спора, исходя из того, что материнский (семейный) капитал является мерой государственной (социальной) поддержки семей, имеющих детей, средства материнского капитала в интересах семьи и детей охраняются предусмотренным законодательством правовым механизмом, практически исключающим возможность получения материнского капитала в виде наличных денежных средств и свободного распоряжения им; направление средств материнского капитала всегда осуществляется путем безналичного перечисления на банковские счета физических или юридических лиц и не могут считаться расходами, понесенными родителями; компенсация же является возмещением потерь, понесенных убытков, расходов и выплачивается родителям (законным представителям) внесшим родительскую плату.

Исходя из указанного, суд пришел к выводу о том, что удовлетворение требований Зинченко Е.В. в данном случае фактически будет являться не компенсацией, а доходом, незаконно полученным из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации в статье 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливая гарантии социальной защиты.

Пунктом 5 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

Порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 1 Закона Хабаровского края от 08.02.2007 № 103 «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования» компенсация выплачивается родителям (законным представителям) на первого ребенка в размере 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, на второго ребенка – в размере 50 процентов, на третьего ребенка и последующих детей – в размере 70 процентов указанного среднего размера родительской платы. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого Правительством края для каждого муниципального образования края в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

Аналогичные положения закреплены в пунктах 1, 3 Порядка обращения граждан за получением компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, иных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, и порядке ее выплаты на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2007 № 23-пр.

В пункте 4 Порядка закреплены основания для получения компенсации, а именно необходимость представления в уполномоченный орган: заявления о выплате компенсации; копии договора между образовательной организацией, которую посещает ребенок, и родителем (законным представителем); документа, подтверждающего факт рождения ребенка (свидетельство о рождении, решение суда или иные документы (при рождении двух и более детей – на каждого ребенка); документа, подтверждающего внесение родительской платы.

Анализ указанных норм права, позволяет прийти к выводу, что поскольку установленная часть родительской платы компенсируется именно в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, такой компенсации подлежат собственные средства родителей (законных представителей), потраченные ими на содержание ребенка в образовательном учреждении, то есть государством компенсируется именно уменьшение имущественной массы семьи в связи с воспитанием и обучением ребенка. При этом, для получения компенсации родитель (законный представитель) должен подтвердить факт несения семьей расходов на содержание ребенка в образовательном учреждении.

Пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» определяет материнский (семейный) капитал как средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных законом.

При этом, согласно статье 2 Закона Хабаровского края от 08.02.2007 № 103 «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования», финансирование расходов по выплате компенсации осуществляется за счет средств краевого бюджета в соответствии с законом о краевом бюджете.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 7, части 2 статьи 11 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы на получение образования ребенком (детьми), в том числе, на оплату платных образовательных услуг, оказываемых имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями, а также иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с законом (пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ).

Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 926.

В соответствии с пунктами 4, 8.3, 9 Правил средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на оплату оказываемых образовательными организациями платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с договором об оказании платных образовательных услуг, заключенным лицом, получившим сертификат, и образовательной организацией, путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) образовательных организаций, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг. При этом первый платеж осуществляется не позднее чем через 2 месяца со дня принятия заявления о распоряжении средствами, а последующие платежи – в соответствии со сроками, указанными в договоре об оказании платных образовательных услуг.

Исходя из смысла указанных правовых норм, нельзя отнести средства материнского (семейного) капитала к личной собственности лица, получившего государственный сертификат, поскольку законом прямо установлено, что материнский (семейный) капитал представляет собой средства федерального бюджета, а сертификат лишь подтверждает право его держателя на дополнительные меры государственной поддержки.

Возврат части денежных средств держателю сертификата материнского (семейного) капитала в виде компенсации (перечисления денежных средств) является, фактически, «обналичиванием» средств материнского капитала, что прямо запрещено Законом.

Кроме того, из положений Федерального закона № 256-ФЗ в совокупности следует, что лицо, получившее сертификат, не вправе пользоваться средствами материнского (семейного) капитала, а распоряжение ими осуществляется таким лицом только в предусмотренных законом целях со значительными ограничениями и только опосредованно (средства направляются Пенсионным фондом РФ на заявленные цели в безналичной форме).

С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда и сводятся к переоценке выводов суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 15 июля 2015 года по делу по административному иску Зинченко Е.В. к Управлению образования Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным и отмене решения от 07 апреля 2015 года об отказе в выплате компенсации за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, признании права на получение компенсации за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, возложении обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца путем выплаты компенсации в размере 50% родительской платы за периоды с 01 февраля 2014 года по 31 декабря 2014 года и со 02 февраля 2015 года по 06 февраля 2016 года, взыскании судебных расходов – оставить без изменения, апелляционную жалобу Зинченко Е.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий: И.А. Чемякина

Судьи: О.В. Герасимова

Е.В. Волошина