ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6292/2023 от 26.07.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Сучилина А.А.

УИД 38RS0032-01-2022-006563-73

Судья-докладчик Трофимова Е.Н.

№ 33а-6292/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областногосуда в составе:

судьи-председательствующего Банщиковой С.Н.,

судей Махмудовой О.С., Трофимовой Е.Н.,

при секретаре Поповой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-629/2023 по административному исковому заявлению Н. к Главному управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, Управлению по вопросам миграции Главного управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, министерству труда и занятости Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление

по апелляционной жалобе Главного управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 января 2023 г.,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование административного искового заявления указано, что 5 августа 2022 г. Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области было принято решение об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Данное решение принято с учетом решения министерства труда и занятости Иркутской области. Основанием для отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы в соответствии с пунктом 27 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637, послужило то, что административный истец не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения. Указанное уведомление об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы административным истцом получено 26 сентября 2022 г. Полагает, что срок на обжалование решения Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области им соблюден. Утверждает, что вышеуказанное решение нарушает его права, свободы и законные интересы ввиду следующего. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин Киргизской Республики, проживает на территории Российской Федерации на основании вида на жительство иностранного гражданина 83 № Номер изъят, выданного ГУ МВД России по Иркутской области 19 мая 2021 г., проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес изъят>, д. 172, кв. 37. Совместно с ним проживают: супруга – Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и несовершеннолетние дети – А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Н. в 2013 году завершил обучение в Ошском технологическом университете по специальности «вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и с июня 2021 года работает у индивидуального предпринимателя А.. в качестве кондитера. С декабря 2018 года там же осуществляет трудовую деятельность его супруга Н. Его дети обучаются в МБОУ г. Иркутска ООШ № 68. У административного истца и членов его семьи в Киргизской Республике отсутствует жилая и иная недвижимость, не имеется возможности устроиться на работу, также возникнут сложности с устройством и обучением детей. Утверждает, что все изложенные обстоятельства существенно повлияют на ухудшение качества его жизни. Полагает, что решение об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, представляет собой вмешательство в сферу личной и семейной жизни административного истца, влечет нарушение его права на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

Административный истец просил суд признать незаконным решение Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области от 5 августа 2022 г. об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Н., обязать Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области повторно рассмотреть заявление Н. об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 17 января 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Иркутской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, решение не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Решение об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы от 5 августа 2022 г. принято уполномоченным органом, процедура принятия решения соблюдена.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи, выслушав объяснения представителя административного ответчика ГУ МВД по Иркутской области – Л., поддержавшей апелляционную жалобу, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование гражданина об оспаривании решения, действия органа государственной власти, если установит, что оспариваемые решение, действие нарушают права, свободы и законные интересы административного истца и не соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии (пункт 1).

Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской Республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (пункт 3).

Названным Федеральным законом также предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию (статья 13.1).

Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» утверждена государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В соответствии с пунктом 15 названной государственной программы решение соотечественника об участии в государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы - переселения (пункт 17).

Соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника государственной программы аннулируется (пункт 27).

Приказом министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 ноября 2017 г. № 842, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Административный регламент), согласно пункту 24 которого предоставление государственной услуги в отношении соотечественников, проживающих в Российской Федерации либо признанных беженцами, либо получивших временное убежище, осуществляется подразделениями по вопросам миграции в отношении соотечественников.

При предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с органами федеральной службы безопасности, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за реализацию соответствующей региональной программы переселения (пункт 26 Административного регламента).

Постановлением Правительства Иркутской области от 26 октября 2018 года № 770-ПП утверждена государственная программа Иркутской области «Труд и занятость» на 2019 - 2024 годы.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Положения о министерстве труда и занятости Иркутской области (утверждено Постановлением Правительства Иркутской области от 3 декабря 2012 г № 688-пп) Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Российскую Федерацию, включая: организацию работы по приему, размещению, обустройству участников Государственной программы и членов их семей, содействию адаптации и интеграции переселенцев, а также по мониторингу реализации региональной программы переселения, предупреждению и снижению рисков реализации проектов переселения; участие в осуществлении контроля за реализацией региональной программы переселения.

Из содержания названной подпрограммы следует, что в целях снижения возможных рисков при реализации подпрограммы устанавливаются следующие требования к соотечественникам, желающим переселиться на постоянное место жительства в Иркутскую область и принять участие в Государственной программе: наличие среднего профессионального или высшего образования и осуществление трудовой деятельности на дату подачи заявления об участии в Государственной программе; в случае получения среднего профессионального или высшего образования не более чем за год до дня подачи заявления об участии в Государственной программе требование к трудоустройству не предъявляется.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа Н. в выдаче свидетельства участника на основании пункта 27 Государственной программы, следовательно, отказ УВМ ГУ МВД России по Иркутской области в выдаче Н. свидетельства участника Государственной программы является незаконным.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 11 июля 2022 г. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь гражданином Киргизской Республики обратился в УВМ ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в котором в пункте 12 указал, что имеет высшее техническое образование, а в пункте 16 указал, что он с июня 2021 года по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в должности кондитера у индивидуального предпринимателя А., приложив к заявлению копию диплома № Номер изъят от 19 сентября 2013 г. Ошского технологического университета им. академика М.М. Адышева, копию трудового договора от 29 июня 2021 г.

Электронный вариант данного заявления УВМ ГУ МВД России по Иркутской области в соответствии с Административным регламентом 11 июля 2022 г. был направлен в министерство труда и занятости Иркутской области.

5 августа 2022 г. Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области принято решение № Номер изъят об отказе ФИО1 Улану в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на основании пункта 27 Государственной программы.

Установлено и не оспаривается сторонами, что Н имеет высшее техническое образование, как лицо, окончившее Ошский технологический университет им. академика М.М. Адышева, что подтверждено диплом от 15 сентября 2019 г. Номер изъят, по результатам окончания указанного университета ему присвоена квалификация «Инженер системщик», специальность «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».

При этом Н на дату подачи заявления об участии в Государственной программе с 29 июня 2021 г. осуществлял трудовую деятельность в должности кондитера у индивидуального предпринимателя А., что подтверждается трудовым договором от 29 июня 2021 г.

Таким образом, Н соответствовал требованиям вышеназванной подпрограммы (в редакции программы, действовавшей на день обращения заявителя в уполномоченный орган с заявлением об участии в Государственной программе), а потому правовых оснований для отказа Н в выдаче свидетельства участника Государственной программы в соответствии с пунктом 27 Государственной программы, как соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, у уполномоченного органа не имелось.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в административном деле доказательств.

Доводы представителя административного ответчика основаны на неверном толковании права, повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции и не влекут отмену судебного акта, поскольку выводы суда мотивированы, основаны на действующем законодательстве и подтверждены материалами дела.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 января 2023 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

С.Н. Б. Махмудова

Судьи

Е.Н. Трофимова