ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6299/17 от 02.11.2017 Архангельского областного суда (Архангельская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты> Дело №33а-6299/2017 2 ноября 2017 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кузнецова Ю.И.,

судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,

при секретаре Ткаченко С.В.

рассмотрела в открытом судебном в городе Архангельске 2 ноября 2017 года административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» на решение Красноборского районного суда Архангельской области от 22 августа 2017 года, которым постановлено:

«административные исковые требования исполняющего обязанности прокурора Верхнетоемского района Архангельской области к администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» по неустранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, выразившееся в неприведении в соответствие с требованиями закона участков автомобильной дороги «45 км автомобильной дороги Двинской - Белореченский - Ламбас», расположенной в Верхнетоемском районе Архангельской области, с 7 км (+ 430 м) до 8 км (включительно), 12 км, 22 км, 26 км, на которых имеются выбоины покрытия, а именно разрушение гравийного покрытия в виде углубления с резко выраженными краями (колейность), глубиной более 5 см, шириной 30 см, длиной более 10 метров, и непроведению паспортизации автомобильной дороги «45 км автомобильной дороги Двинской - Белореченский - Ламбас», расположенной в Верхнетоемском районе Архангельской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район»:

- устранить разрушение гравийного покрытия участков автомобильной дороги «45 км автомобильной дороги Двинской - Белореченский - Ламбас», расположенной в Верхнетоемском районе Архангельской области, с 7 км (+ 430 м) до 8 км (включительно), 12 км, 22 км, 26 км;

- провести паспортизацию автомобильной дороги «45 км автомобильной дороги Двинской - Белореченский - Ламбас», расположенной в Верхнетоемском районе Архангельской области, в срок до 01 февраля 2018 года».

Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

исполняющий обязанности прокурора Верхнетоемского района Архангельской области, выступающий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» о признании незаконным бездействия по неустранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, выразившегося в неприведении в соответствие с требованиями ГОСТа Р33220-15, автомобильной дороги «45 км автомобильной дороги Двинской - Белореченский - Ламбас», расположенной в Верхнетоемском районе Архангельской области, понуждении устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности и привести в соответствие с требованиями ГОСТа Р33220-15 автомобильную дорогу «45 км автомобильной дороги Двинской – Белореченский - Ламбас», расположенную в Верхнетоемском районе Архангельской области, в срок до 01.08.2018.

Требования мотивировал тем, что в результате проведенной проверки установлено, что в нарушение п. 5.2 ГОСТ Р33220-15 по всей протяженности участка с 7 км (+ 430 м) по 28 км (+846 м) автодороги «45 км автомобильной дороги Двинской - Белореченский - Ламбас» на проезжей части имеются выбоины покрытия, а именно разрушение гравийного покрытия в виде углубления с резко выраженными краями (колейность), глубиной более 5 см, шириной 30 см, длиной более 10 метров.

С учетом уточнения и увеличения исковых требований, просил признать незаконным бездействие административного ответчика по неустранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, выразившееся в неприведении в соответствие с требованиями законодательства участков автомобильной дороги «45 км автомобильной дороги Двинской – Белореченский - Ламбас» с 7 км (+ 430 м) до 8 км (включительно), 12 км, 22 км, 26 км, на которых имеются выбоины покрытия, а именно разрушение гравийного покрытия в виде углубления с резко выраженными краями (колейность), глубиной более 5 см, шириной 30 см, длиной более 10 метров, и в не проведении паспортизации указанной автомобильной дороги, а также о понуждении административного ответчика устранить указанные нарушения в срок, соответственно, до 01.08.2018 и до 01.02.2018.

В судебном заседании прокурор Барушев Д.В. исковые требования поддержал.

Представитель МО «Верхнетоемский муниципальный район» Дементьев Д.А. в судебном заседании иск не признал. Полагал, что бездействие со стороны администрации отсутствует. Ввиду недостаточности денежных средств не все автомобильные дороги имеют паспорта. Кроме того указал, что к рассматриваемой автомобильной дороге не применимы требования ГОСТа Р33220-15, в связи с чем не представляется возможным привести рассматриваемую дорогу в соответствие с требованиями указанного ГОСТа.

Суд принял указанное решение, с которым не согласилась администрация МО «Верхнетоемский муниципальный район».

В апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на недостаточность установленного судом срока для проведения паспортизации дороги, поскольку в период с момента вынесения решения суда и до февраля 2018 года невозможно провести полевые работы по геодезической съемке в условиях наличия снежного покрова. Также указывает на окончание финансового года и необходимость планирования данных расходов.

В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы, прокуратура Верхнетоемского района Архангельской области просит оставить их без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав прокурора Загвоздину Н.А., судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч 1 ст. 39 и ч. 1 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с требованиями об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены права, свободы и законные интересы.

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и п. 5 ч. 1 ст. 15 и ч. 4 и п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится дорожная деятельность, в том числе деятельность по содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и в границах населенных пунктов поселений.

В соответствии с ч. 10 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов сельских поселений и в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 и ч. 10 ст. 5 указанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР 05.02.82, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

При этом согласно п. 1.2 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

Как установил суд первой инстанции, постановлением администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» от 26.11.2010 №12/5 автомобильная дорога «45 км автомобильной дороги Двинской - Белореченский - Ламбас» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Верхнетоемского муниципального района.

Деятельность по содержанию указанной автомобильной дороги общего пользования, находящейся в границах Верхнетоемского муниципального района, относится к компетенции администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район».

Работы по паспортизации указанной автомобильной дороги не проведены.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд исходил из отсутствия технического паспорта указанной автомобильной дороги общего пользования, приводящее к невозможности надлежащего содержания указанной автомобильной дороги в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Судебная коллегия полагает указанный вывод суда первой инстанции правильным, поскольку он основан на всестороннем исследовании доказательств по делу, в полной мере соответствует нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

Вместе с тем, заслуживает внимания довод апелляционной жалобы о том, что срок установленный судом для проведения паспортизации дороги не позволяет объективно исполнить решение суда.

Согласно п. 6.2 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» работы по проведению технического учета и паспортизации разделяются на полевые и камеральные. К полевым относятся натурные обследования и обмер дорог и дорожных сооружений.

В соответствии с п. 4.2.9 Типовой инструкции состав полевых работ определяется теми данными, которые требуются для заполнения документации технического учета и паспортизации, указанной в пп. 3.1 и 3.2 настоящей инструкции.

В соответствии с этим при полевых работах: снимают ситуацию, измеряют протяженность автомобильной дороги и ее участков с продольными уклонами более допустимых, а радиусами кривых в плане менее допустимых для данной категории дороги, ширину полосы отвода и земляного полотна, протяженность покрытия каждого типа и ширину проезжей части в местах изменения типа покрытия, толщину дорожной одежды (если это поручено партии, проводящей технический учет), протяженность затопляемых, оползневых и вечномерзлотных участков дороги: определяют грунт земляного полотна, состояние покрытия, объем снегопереноса, границы участков, обслуживаемых первичными дорожными организациями, а также границы участков, совпадающих с другими автомобильными дорогами, количество, местоположение и техническое состояние искусственных сооружений, указанных в п. 1.4, и зданий дорожной службы, описывают и измеряют их размеры; собирают данные о количестве и местоположении элементов дорожных инженерных устройств, обстановки, озеленения, предприятий автотранспортной службы, коммуникаций, находящихся в пределах полосы отвода, съездов, пешеходных дорожек и тротуаров, укреплений обочин.

Таким образом, судебная коллегия полагает необходимым установить срок для проведения паспортизации автодороги до 01.09.2018, учитывая погодные и климатические условия Верхнетоемского района Архангельской области, ограниченную транспортную доступность в периоды межсезонья и необходимость планирования расходов на осуществление данной деятельности на следующий финансовый год.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 309 КАС РФ решение подлежит изменению в части срока исполнения обязанности по проведению паспортизации с установлением нового срока.

Иные доводы административного ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Красноборского районного суда Архангельской области от 22 августа 2017 года изменить в части срока исполнения обязанности по проведению паспортизации автомобильной дороги «45 км автомобильной дороги Двинской - Белореченский - Ламбас», расположенной в Верхнетоемском районе Архангельской области, принять в этой части новое решение, которым обязать администрацию муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» провести паспортизацию автомобильной дороги «45 км автомобильной дороги Двинской - Белореченский - Ламбас», расположенной в Верхнетоемском районе Архангельской области, в срок до 1 сентября 2018 года.

В остальной части решение Красноборского районного суда Архангельской области от 22 августа 2017 года оставить без изменения.

Председательствующий Ю.И. Кузнецов

Судьи И.А. Пыжова

Т.Н. Рудь