ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-629/2017 от 14.02.2017 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Ульяненкова О.В. Дело 33а-629/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 февраля 2017 года г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Ивановой О.А.,

судей: Савушкиной О.С., Холиковой Е.А.,

при секретаре: Кожановой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 08 декабря 2016 года.

Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., объяснения административного истца ФИО1, ее представителя ФИО2, представителя административного ответчика Управления Росреестра по Смоленской области ФИО3, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Росреестра по Смоленской области о признании незаконным бездействие государственного регистратора Смоленской области ФИО16 в части государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ... за истцом, возложении обязанности произвести регистрацию права собственности на вышеуказанный жилой дом, указав, что в соответствии с договором субаренды земельного участка от (дата) заключенным между <данные изъяты>» и истцом, последней был предоставлен в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для садоводства и огородничества, расположенный по адресу: .... В соответствии с действующим законодательством на данном земельном участке истцом возведен жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. В соответствии с ч. 3 ст.25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества. В соответствии с п. 17 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство не требуется при строительстве на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства или дачного хозяйства. (дата) истцом в регистрирующий орган с целью регистрации права собственности на вышеуказанный жилой дом были сданы следующие документы: заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество; декларация об объекте недвижимого имущества; чек на <данные изъяты>. (дата) истцом из регистрирующего органа было получено уведомление о возврате документов без проведения регистрации права, подписанное государственным регистратором Смоленской области ФИО10 В соответствии с данным уведомлением основанием для принятия решения о возврате документов без государственной регистрации послужило то, что истцом не был представлен документ об уплате государственной пошлины на объект недвижимого имущества - оплата, якобы была произведена ненадлежащим лицом. С данным утверждением регистратора истец не согласна, поскольку истцом был представлен чек от (дата) , где в графе «назначение платежа» значится «госпошлина за гос.регистрацию права», а в графе «ФИО плательщика» значится «ФИО1». Сумма платежа - 350 рублей, что соответствует НК РФ. На основании изложенного истцом заявлены вышеуказанные требования.

В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержала по основаниям указанным в иске, дополнив тем, что оплата госпошлины за регистрацию осуществлена с банковской карты матери, денежные средства по оплате госпошлины также принадлежат ее матери, доверенность на осуществление платежа на имя матери ею выдана не была.

Представитель ФИО1 по устному ходатайству ФИО4 требования поддержал по основаниям указанным в иске.

Представитель Управления Росреестра по Смоленской области ФИО3 в судебном заседании требования не признала, указав на то, что истица обратилась (дата) в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на основании декларации от (дата) на жилой дом. На государственную регистрацию заявителем был представлен чек-ордер от (дата) , согласно которому государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности административного истца оплачена с банковской карты иного лица. (дата) государственным регистратором в адрес заявителя направлено уведомление о возврате документов без проведения государственной регистрации права собственности (п.4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Представитель ответчика полагает действия государственного регистратора законными и обоснованными. В силу ст. 11 Закона о регистрации за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с п.1 ст.333.16 НК РФ государственная пошлина- сбор, взимаемый с физических лиц и организаций, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных ст.333.17 НК РФ. Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Государственный регистратор при проведении им правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, в том числе при проверке оплаты государственной пошлины, руководствуется требованиями НК РФ строго в соответствии с его нормами. Анализ вышеприведенных норм НК РФ свидетельствует, что уплата государственной пошлины за плательщиков третьими лицами не предусмотрена. В силу ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами. В силу п.3 ст.29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена идентификация плательщиков государственной пошлины в распоряжениях о переводе денежных средств в случаях, когда уплата платежей осуществляется третьим лицами. При уплате государственной пошлины за плательщика государственной пошлины с использование банковской карты другого лица отсутствуют документы, позволяющие идентифицировать плательщика государственной пошлины. Поэтому в случае уплаты государственной пошлины от имени ненадлежащего плательщика в отношении надлежащего плательщика, обязанность по уплате государственной пошлины не должна считаться исполненной. В соответствии со ст. 9 Закона о регистрации государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, а также его территориальные органы. Управление в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от (дата) «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ...», являясь территориальным органом по государственной регистрации прав, осуществляет полномочия по приему документов, необходимых для государственной регистрации прав, проведению правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, внесению в ЕГРП при отсутствии оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав, а также осуществляет иные полномочия в сфере государственной регистрации прав. В силу ст. 5 Закона о регистрации, участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, иные лица в предусмотренных федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, - с другой. При этом в соответствии с п.5 ст.2 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд. Согласно п.1 ст.31 Закона о регистрации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в соответствии с настоящим Федеральным законом несут ответственность в случае необоснованного отказа в государственной регистрации прав или уклонения от государственной регистрации прав. По мнению представителя ответчика, предъявление требований к государственному регистратору является, необоснованным, поскольку ответственность за действия государственного регистратора (необоснованный отказ, уклонение, если таковыми признаны судом) в силу вышеназванных норм Закона о регистрации несет Управление.

Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 08 декабря 2016 года в удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные ею требования, сославшись на его незаконность и необоснованность, неправильное применение судом норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения в полном объеме, изучив доводы апелляционной жалобы и представленного отзыва на таковую, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п.4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.

Если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются.

Такие документы по истечении десяти рабочих дней с момента их поступления в случае наличия соответствующего указания в заявлении выдаются заявителю лично или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

В силу ст. 11 вышеназванного закона, за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно статье 333.18 Налогового кодекса РФ, факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Согласно п.1 ст. 45 НК РФ (в редакции на момент совершения оспариваемых действий) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Судебной коллегией установлено, что ФИО1 (дата) обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество - жилой дом, расположенный по адресу: .... К данному заявлению ФИО1 представлена декларация на объект недвижимого имущества, чек-ордер от (дата) по уплате госпошлины на сумму <данные изъяты>

Безналичная оплата произведена с карты , реквизиты плательщика ФИО18

В судебном заседании истец пояснила, что оплата государственной пошлины была произведена с банковской карты ее матери и за счет средств последней.

В чеке указано назначение перевода: госпошлина за гос.регистрацию прав, ФИО плательщика: ФИО1, адрес: ...

На основании уведомления от (дата) Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области данные документы возвращены со ссылкой на п.4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», по причине непредставления документа об уплате государственной пошлины на объект недвижимого имущества (оплата произведена ненадлежащим лицом).

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что нарушений прав и законных интересов ФИО1 государственным регистратором допущено не было, выводы государственного регистратора о возврате поданных документов являются верными, поскольку основаны на требованиях действующего законодательства.

Так, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что поскольку сведений, позволяющих достоверно установить, что налоговый платеж произведен истцом и за счет его собственных средств, платежный документ не содержит, то он не может служить доказательством уплаты государственной пошлины именно ФИО1, в связи с чем, истцом при обращении в регистрирующий орган были представлены на государственную регистрацию прав документы, по содержанию не соответствующие требованиям действующего законодательства.

Ссылка подателя жалобы на положения Федерального закона РФ от 30.11.2016 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 401-ФЗ, которым дополнена ч.1 ст. 45 НК РФ – «Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом», признается судебной коллегией несостоятельной ввиду следующего.

В силу ч. 5 ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

В данном случае правоотношения между сторонами имели место в октябре 2016 года, однако положения Федерального закона РФ от 30.11.2016 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 401-ФЗ вступили в законную силу позже – 30 ноября 2016 года, в связи с чем, применимы быть не могут.

Кроме этого, в соответствии со ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда мотивированно, постановлено в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Смоленского районного суда Смоленской области от 08 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: