дело № 33а-6305/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 26 июля 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Хожаиновой О.В., |
судей при секретаре | Шидаковой О.А., Холодной Е.И. Квита П.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Патик Натальи Алексеевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Карабаш Алиму Абдуллаевичу, заинтересованные лица Чебаненко Александр Иванович, нотариус Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым Лысенко Елена Геннадьевна, о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Патик Натальи Алексеевны на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 апреля 2021 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., мнение явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики ФИО6,
установила:
Патик Н.А. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным изложенный в Уведомлении государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Карабаш Алима Абдуллаевича от 26 февраля 2021 года №КУВД-001/2021-1966659/3 отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 1000 кв.м, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - индивидуальное жилищное строительство, приобретённого на основании договора купли-продажи, заключённого 22 января 2021 года с Чебаненко Александром Ивановичем, удостоверенного 22 января 2021 года нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым Лысенко Еленой Геннадиевной; возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность зарегистрировать за Патик Н.А. право собственности на земельный участок, площадью 1000 кв.м, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - индивидуальное жилищное строительство, приобретённый Патик Н.А. на основании договора купли-продажи, заключённого 22 января 2021 года с Чебаненко А.И., удостоверенного 22 января 2021 года нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым Лысенко Е.Г.
В обоснование заявленных требований указывает, что на основании договора купли-продажи от 22 января 2021 года является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – индивидуальное жилищное строительство. Приобретённый земельный участок не имел ограничений, которые бы относили его к вещам с ограниченным оборотом или которые бы препятствовали его продаже. Ограничения в использовании земельного участка, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, указанные в пункте 3.2 договора купли-продажи, устанавливались в 2015, 2016, 2017 годах, при этом согласно части 3 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение в использовании земельного участка, в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд, могут устанавливаться на срок не более 3 лет, следовательно, спорный земельный участок ограничений не имеет. Однако, Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 26 февраля 2021 года в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок отказано на основании ответа Службы охраны в Крыму ФСО России о том, что земельный участок входит в границы зоны охраняемого объекта, как зоны с особыми условиями использования территории. Считает отказ в регистрации права собственности на земельный участок незаконным и нарушающим права административного истца на владение, использование и распоряжение приобретённым земельным участком.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 апреля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Патик Натальи Алексеевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Карабаш А.А. о признании незаконным решения, возложении обязанности, отказано.
В апелляционной жалобе административным истцом ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения, которым удовлетворить исковые требования в полном объёме.
В обоснование апелляционной жалобы указывается, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, а изложенные в решении выводы не соответствуют обстоятельствам административного дела. Считает неверным указание суда на то, что государственная регистрация прав осуществляется на основе принципа проверки законности оснований регистрации, поскольку Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не содержит таких норм, кроме того, согласно положений «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утверждённых Верховным Судом Российской Федерации 11 февраля 1993 года № 4462-1, при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется. Кроме того, не соответствует материалам дела вывод суда о том, что Патик Н.А. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок. Также, не подтверждается материалами дела указание в решении на предоставление в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым государственного акта на право собственности на земельный участок серии №, выданного Управлением Госкомзема в г. Ялта Автономной Республики Крым 15 января 2010 года. Кроме того, считает, что суд не дал оценку обстоятельствам как: отсутствие в едином государственном реестре недвижимости отягощений, препятствующих собственнику земельного участка производить его отчуждение; не соответствие оснований отказа в регистрации приобретённого Патик Н.А. права собственности, перечисленных в Уведомлении государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Карабаш А.А. от 26 февраля 2021 года № КУВД-001/2021-1966659/3 требованиям статьи 129 ГК РФ; отсутствие каких-либо препятствий для внесения в единый государственный реестр недвижимости государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру?Республики Крым сведений о регистрации права собственности Чебаненко А.И. на земельный участок кадастровый №; отсутствие в едином государственном реестре недвижимости зарегистрированных сведений о том, что приобретённый мною земельный участок кадастровый № относится к землям, предоставленным для нужд обороны и безопасности; отсутствие в Федеральном законе от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» нормы, относящей письма организаций, не обеспечивающих ведение единого государственного реестра недвижимости, к документам, являющимся основанием для отказа в государственной регистрации приобретённых прав на земельный участок.
Представитель административного истца Смышляев М.Н. апелляционную жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно договора купли-продажи от 22 января 2021 года Чебаненко Александр Иванович продал Патик Наталье Алексеевне принадлежащий ему на праве личной собственности земельный участок, площадью 1000 кв.м, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - индивидуальное жилищное строительство.
Согласно пункта 3.2 указанного договора, ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: срок действия с 15 августа 2017 года; реквизиты документа-основания: приказ Службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 646 выдан: Служба охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, ВрИД руководителя службы Басов М.Ю. Вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: срок действия с 25 ноября 2017 года; реквизиты документа-основания: постановление Совета министров Республики Крым от 8 ноября 2017 № 582 выдан: Совет министров Республики Крым. Вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: срок действия с 15 августа 2017 года; реквизиты документа-основания: приказ об установлении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Чёрного моря на территории Республики Крым от 23 декабря 2015 года № 1449 выдан: Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, министром Г.П. Нараевым.
Пунктом 5.1. договора устанавливается, что право собственности на указанный земельный участок возникает у Патик Н.А. с момента подписания настоящего договора и регистрации перехода права собственности в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Согласно поступившего на запрос суда апелляционной инстанции ответа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (от 2 апреля 2021 года № 52709/07/01) материалы заявки по записи КУВД-001/2021-1966659/4 от 26 февраля 2021 года были поданы в электронном виде. Согласно заявления цель обращения государственная регистрация права собственности. Представитель Лысенко Е.Г. (нотариус, Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым, удостоверившего договор купли-продажи спорного земельного участка).
26 января 2021 года за номерами КУВД-001/2021-1966659/1, КУВД-001/2021-1966659/2 Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ЦА Госкомрегистра в адрес Лысенко Е.Г. направлены уведомления о приостановлении государственной регистрации прав, в связи с не поступлением ответа на межведомственный запрос в Службу охраны в Крыму ФСО России.
Согласно ответа Службы охраны в Крыму ФСО России от 1 февраля 2021 года № 9/7-316, предоставленного по результатам рассмотрения запроса государственного регистратора Осипенко А.Д. (заявители – Чебаненко А.И., Патик Н.А.), спорный земельный участок к землям Службы охраны в Крыму ФСО России не относится и не примыкает к ним. Вместе с тем, земельный участок, с видом разрешённого использования – индивидуальное жилищное строительство, находится в зоне городских лесов согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённому решением 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым от 3 декабря 2018 года № 3, а также Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённым решением 85 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 июля 2019 года № 16. Согласно указанным Правилам, земельный участок находится в территориальной зоне T3-16-35, которая предусматривает, что видом разрешённого использования земельных участков, расположенных в указанной зоне, является «охрана природных территорий» (код 9.1). Этот вид разрешённого использования предусматривает возможность осуществления деятельности, связанной исключительно с сохранением отдельных естественных качеств окружающей природной среды (путём ограничения хозяйственной деятельности в данной зоне, в частности: создания и ухода за запретными полосами, создания и ухода за защитными лесами, в том числе городскими лесами, лесами в лесопарках), и иной хозяйственной деятельности, разрешённой в защитных лесах, соблюдением режима использования природных ресурсов в заказниках, сохранением свойств земель, являющихся особо ценными. Кроме того, вышеуказанный земельный участок входит в границы зоны охраняемого объекта как зоны с особыми условиями использования территории (сведения о зоне содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, учётный №), на территории которой индивидуальное строительство новых «зданий, строений, сооружений запрещено. Таким образом, заявители претендуют на осуществление государственной регистрации права собственности на земельный участок, который находится в зоне городских лесов и в зоне охраняемого объекта. Учитывая изложенное, не имеется оснований для осуществления государственной регистрации права на указанный в поступившем запросе земельный участок, расположенный на территории, в границах которой индивидуальное строительство запрещено.
Указанное также подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 18 июня 2021 года, полученной на запрос суда апелляционной инстанции, о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 90:25:080201:97, относится к категории земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – индивидуальное жилищное строительство. Сведения о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества: вид права – собственность, правообладатель Чебаненко А.И., реквизиты документа-основания: государственный акт на право собственности на земельный участок от 4 февраля 2010 года серии №, выдан Управлением Госкомзема в г. Ялта АР Крым. Сведения об ограничениях права на объект недвижимости, обременениях данного объекта, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества: вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, срок действия с 15 августа 2017 года; реквизиты документа-основания: приказ Службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 646 выдан: Служба охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, ВрИД руководителя службы Басов М.Ю. Вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, срок действия с 25 ноября 2017 года, реквизиты документа-основания: постановление Совета министров Республики Крым от 8 ноября 2017 года № 582 выдан: Совет министров Республики Крым. Вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, срок действия с 15 августа 2017 года, реквизиты документа-основания: приказ об установлении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Чёрного моря на территории Республики Крым от 23 декабря 2015 года № 1449 выдан: Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, министром Г.П. Нараевым.
ДД.ММ.ГГГГ за номерами КУВД-001/2021-1966659/3, КУВД-001/2021-1966659/4 Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ЦА Госкомрегистра в адрес ФИО6 Е.Г. направлены уведомления об отказе в государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации прав, и неустранением приведённой в данном уведомлении причины, препятствующей осуществлению государственной регистрации прав, в том числе: согласно предоставленного на межведомственный запрос ответа Службы охраны в Крыму ФСО России, данный земельный участок входит в границы зоны охраняемого объекта, как зоны с особыми условиями использования территории. В связи с чем, не имеется оснований для осуществления государственной регистрации права на указанный земельный участок.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что государственный регистратор получил информацию от Службы охраны в Крыму о том, что земельный участок с кадастровым номером 90:25:080201:97 входит в границы зоны с особыми условиями использования территорий согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 июня 2006 года № 384. Истцом доказательств ошибочности указанных утверждений не представлено, им также не представлены доказательства того, что земельный участок в силу указанных выше положений законодательства Российской Федерации не может входить в границы зон охраняемых объектов. Ответчик, отказывая истцу в регистрации за ним права собственности на земельный участок, действовал в порядке и способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации с соблюдением, в том числе, требований Закона № 218-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ), части 1 статьи 9 Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно статьи 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Согласно указанному выше Положению основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставление услуг в данной сфере.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 1 вышеуказанного закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав относятся, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (пункт 2, 3, 8 части 3 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в силу части 2 названной выше статьи, являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1); акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пункт 6); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
Частью 1 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что заявление о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ Государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (пункт 3).
Приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года № 278 утверждён Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно пункта 224 названного приказа, в случае осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, осуществляется проверка в соответствии с пунктом 216 Регламента, за исключением проверки законности такой сделки.
Из содержания пункта 216 приказа следует, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются:
1) наличие всех необходимых документов;
2) наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя;
3) необходимость направления межведомственного запроса;
4) действительность поданных заявителем документов;
5) соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства;
6) наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти;
7) соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН;
8) отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества;
9) наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации).
В случае если правоустанавливающим документом является договор или односторонняя сделка, государственный регистратор прав при проверке его законности (в случае государственной регистрации как самой сделки, так и перехода, ограничения права, обременения объекта недвижимости на ее основании) в том числе устанавливает указание в ней на наличие ограничения права, обременения объекта недвижимости (в том числе проверяет, имеются ли в ЕГРН актуальные (непогашенные) записи, свидетельствующие о наличии ограничений права, обременений объекта недвижимости) (пп. 4 п. 223).
Пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (часть 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ).
В соответствии со статьёй 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как уже указывалось, для проведения правовой экспертизы представленных в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым документов для государственной регистрации права, в порядке части 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ, государственным регистратором был направлен запрос в Службу охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, из ответа на который следует, что спорный земельный участок находится в зоне городских лесов и в зоне охраняемого объекта.
Вместе с тем, в адрес суда апелляционной инстанции поступили письменные пояснения Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации от 12 июля 2021 года №9/7-2874, согласно которым земельный участок, с кадастровым номером №, входит в границы зоны с особыми условиями использования территорий (зона охраняемого объекта, учётный № в Едином государственном реестре недвижимости). Объект ФСО России, в отношении которого установлена зона с особыми условиями использования территорий является одновременно и военным объектом согласно Положению об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 405, и охраняемым объектом согласно Правилам определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2006 года № 384. На территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения. Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, земельный участок находится в территориальной зоне ТЗ-16-29, которая предусматривает, что видом разрешённого использования земельных участков, расположенных в указанной зоне, является «охрана природных территорий» (код 9.1). Этот вид разрешённого использования предусматривает возможность осуществления деятельности, связанной исключительно с сохранением отдельных естественных качеств окружающей природной среды (путём ограничения хозяйственной деятельности в данной зоне, в частности: создания и ухода за запретными полосами, создания и ухода за защитными лесами, в том числе городскими лесами, лесами в лесопарках), и иной хозяйственной деятельности, разрешённой в защитных лесах, соблюдением режима использования природных ресурсов в заказниках, сохранением свойств земель, являющихся особо ценными.
На запрос суда апелляционной инстанции предоставлены сведения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о соответствующих обременениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании приказа Службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 646, постановления Совета министров Республики Крым от 8 ноября 2017 года № 582, приказа об установлении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Чёрного моря на территории Республики Крым от 23 декабря 2015 года № 1449 Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Согласно статье 1 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» зона охраняемого объекта - территория (акватория), в границах которой в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются особые условия её использования.
Целями установления зон охраняемых объектов являются обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защита охраняемых объектов (пункт 1 Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2006 г. № 384).
В соответствии с пунктом 2 указанных выше Правил, размер зоны охраняемых объектов и её границы определяются с учётом размера земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, застройки земельного участка и застройки вокруг него, рельефа местности, а также иных условий, обеспечивающих безопасность объектов государственной охраны и охраняемых объектов. Расстояние от границ земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, до границ указанной зоны не должно превышать 1 километр.
Согласно пункту 4 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 405, запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
При этом земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
При установленных обстоятельствах настоящего дела, государственный регистратор получив ответы на межведомственные запросы, с учётом информации у Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об имеющихся ограничениях, в частности, что испрашиваемый земельный участок находится в границах зоны охраняемого объекта, правомерно отказал в государственной регистрации прав собственности на земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Надлежащих и допустимых доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства дела, административным истцом не представлено, материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при государственной регистрации права на основании нотариально удостоверенной сделки, проверка законности оснований регистрации не осуществляется, основаны на неверном толковании закона, в связи с чем, являются несостоятельными.
Иные доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок входит в границы зоны с особыми условиями использования территорий и отказ в регистрации права вынесен с соблюдением требований Федерального закона № 218-ФЗ.
По сути, доводы апелляционной жалобы о нарушении норм материального права направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Случаев, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.
При таких данных оспариваемый судебный акт суда первой инстанции полностью отвечает требованиям законности и обоснованности, у апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 апреля 2021 года (по административному делу № 2а-1945/2021) оставить без изменения, апелляционную жалобу Патик Натальи Алексеевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: О.В. Хожаинова
Судьи: О.А. Шидакова
Е.И. Холодная