Дело № 33а-6315/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июля 2020 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,
судей – Павловского Е.Г., Дяченко Л.А.,
с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению по административному исковому заявлению Джамалетдиновой А.Н. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заинтересованные лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация Симферопольского района Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления и возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Кравец А.В. на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 27 декабря 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., объяснения представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Аврамченко А.А., представителя административного истца Рустемова К.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Джамалетдинова А.Н. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 06 сентября 2019 года № 3017 об отказе Джамалетдиновой А.Н. в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках площадью 5 000 кв. м пашни из земель запаса сельскохозяйственного назначения в районе <адрес> и обязать административного ответчика рассмотреть вопрос о передаче Джамалетдиновой А.Н. в собственность земельного участка площадью 0,50га пашни в районе <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.
Требования мотивированы тем, что распоряжением Симферопольской районной государственной администрации от 14 апреля 2009 года № 1109-р было согласовано место расположение земельного участка и Джамалетдиновой А.Н. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства площадью 0, 50 га пашни в районе <адрес>. В последующем срок действия распоряжения было несколько раз возобновлено сроком на один год с момента регистрации соответствующих распоряжений от 19 октября 2010 года № 1811-р и от 19 декабря 2011 года № 2566-р. Распоряжением Симферопольской районной государственной администрации от 08 октября 2012 года № 1926-р срок распоряжения Симферопольской районной государственной администрации от 14 апреля 2009 года № 1109-р возобновлен и не ограничен в последующем каким-либо периодом. Для завершения процесса оформления прав на земельный участок Джамалетдинова А.Н. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым. Однако приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 06 сентября 2019 года № 3017 Джамалетдиновой А.Н. было отказано в передаче в собственность указанного земельного участка по тем основаниям, что срок действия распоряжения Симферопольской районной государственной администрации от 14 апреля 2009 года № 1109-р истек. Указанный приказ административный истец считает незаконным и противоречащим действующему законодательству.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 27 декабря 2019 года административное исковое заявление Джамалетдиновой А.Н. удовлетворено частично; признан незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 06 сентября 2019 года № 3017 об отказе Джамалетдиновой А.Н. в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках площадью 5 000 кв. м пашни из земель запаса сельскохозяйственного назначения в районе <адрес>; возложена на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление Джамалетдиновой А.Н. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках площадью 5 000 кв. м пашни из земель запаса сельскохозяйственного назначения в районе <адрес> с учетом оснований, по которым приказ от 06 сентября 2019 года №3017. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, представителем Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Кравец А.В. была подана апелляционная жалоба, с требованием решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 27 декабря 2019 года отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме. В обоснование указывает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм действующего законодательства. Так распоряжение Симферопольской районной государственной администрации в АР Крым от 08.10.2012 №1926-р, согласно приложению, не было принято в отношении Джамалетдиновой А.Н. Следовательно, распоряжение Симферопольской районной государственной администрации в АР Крым от 14.04.2009 №1109-р, прекратило свое действие. При этом, признавая незаконным приказ об отказе в предоставлении земельного участка от 06.09.2019 года №3017, суд фактически признал незаконным и п.4 распоряжения от 14.04.2009 №1109-р, тем самым выйдя за пределы заявленных требований.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Аврамченко А.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного истца Рустемов К.Д. просил решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Принимая решение о частичном удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку законодательство Украины, регулирующее спорные правоотношения, с 10 декабря 2009 года не предусматривало соответствующих ограничений при предоставлении разрешений на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков, приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 06 сентября 2019 года №3017 следует признать незаконным, с возложением обязанности повторно рассмотреть заявление о передаче в собственность земельного участка.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым не может с такими выводами согласится, поскольку суд первой инстанции не учел следующее.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Симферопольской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым от 14 апреля 2009 года № 1109-р было согласовано место расположение земельного участка и Джамалетдиновой А.Н. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства площадью 0,50 га пашни из земель запаса сельскохозяйственного назначения в районе <адрес>.
Распоряжением Симферопольской районной государственной администрации от 19 октября 2010 года № 1811-р срок действия указанного распоряжения был возобновлен на один год с момента регистрации распоряжения.
19 декабря 2011 года Симферопольской районной государственной администрации было вынесено распоряжение № 2566-р, которым срок распоряжения от 14 апреля 2009 года № 1109-р был возобновлен на один год с момента регистрации распоряжения.
Распоряжением Симферопольской районной государственной администрации от 08 октября 2012 года №1926-р срок распоряжения Симферопольской районной государственной администрации от 14 апреля 2009 года № 1109-р был возобновлен без установления определенного срока его действия.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 06 сентября 2019 года № 3017 Джамалетдиновой А.Н. было отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках площадью 5000 кв.м на основании статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенности регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», в связи с тем, что срок действия распоряжения Симферопольской районной государственной администрации в Автономной Республики Крым от 14 апреля 2009 г № 1109-р истек.
Статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом (статья 1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым»).
Частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого приказа) установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года №313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Пунктом 4 данного Порядка устанавливалось, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка, для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктами 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка, и требования к предоставлению документов.
Согласно пункту 12 Порядка, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Основанием для отказа Джамелетдиновой А.Н. в предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, расположенного в районе <адрес>, послужило окончание срока действия распоряжения Симферопольской районной государственной администрации в АР Крым от 14.04.2009 №1109-р.
Как уже указывалось, распоряжениями Симферопольской районной государственной администрации в АР Крым от 19.10.2010 №1811-р и от 19.12.2011 №2566-р возобновлен срок действия распоряжения Симферопольской райгосадминистрации от 14.04.2009 №1109-р сроком на один год с момента регистрации данных распоряжений.
Таким образом, вышеуказанными распоряжениями был продлен срок действия распоряжения от 14.04.2009 №1109-р до 19.12.2012 года.
Распоряжением Симферопольской районной государственной администрации в АР Крым от 08.10.2012 г., принятым по ходатайству Пожарского сельского совета, возобновлён срок действия распоряжения от 14 апреля 2009 г. № 1109-р без указания срока дальнейшего действия.
Вместе с тем, согласно приложению к распоряжению Симферопольской райгосадминистрации от 08.10.2012 №1926-р, среди граждан, которым возобновлен срок действия данного распоряжения без указания срока дальнейшего действия, административный истец Джамалетдинова А.Н. не значится.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные выше положения закона, судебная коллегия приходит к выводу, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым на момент рассмотрения заявления Джамалетдиновой А.Н. правомерно отказало в предоставлении административному истцу испрашиваемого земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК в связи с истечением срока действия распоряжения Симферопольской районной государственной администрации в АР Крым от 14 апреля 2009 г. № 1109-р, поскольку заявителем Джамалетдиновой А.Н. не соблюдена юридическая совокупность условий, являющихся правовым основанием для завершения процедуры оформления земельного участка в собственность, в частности, не предоставлено действующее решение органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Кроме того, на сегодняшний день отсутствуют препятствия для реализации истцом права на получение земельного участка по правилам законодательства Российской Федерации путем соответствующего обращения в компетентный орган местного самоуправления.
Административный истец в установленном законом порядке распоряжение органа местного самоуправления в части установления срока действия не оспаривала, не признавала незаконным.
При установленных обстоятельствах по административному делу не имеется правовых оснований для удовлетворения требований Джамалединовой А.Н. о признании незаконным оспариваемого приказа от 06 сентября 2019 года №3017.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск Джамалетдиновой А.Н., пришёл, таким образом, к ошибочному выводу о наличии правовых оснований для его удовлетворения.
Исковые требования о возложении на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обязанности совершить определённые действия удовлетворению не подлежат, поскольку являются фактически дополнительными к главному, основания для удовлетворения которого отсутствуют. Так, понуждение судом государственного органа к исполнению обязанности, о которой просит истец, допустимо только в случае признания решения, действий (бездействия) государственного органа незаконным. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Согласно положениям пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
С учетом изложенного, учитывая, что выводы суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам административного дела, решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 февраля 2020 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила :
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 27 декабря 2019 года отменить, принять по административному делу новое решение.
Отказать Джамалетдиновой А.Н. в удовлетворении административного искового заявления к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным и отмене приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 06 сентября 2019 года № 3017 и возложении обязанности совершить определённые действия.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: И.В. Кагитина
Судья: Е.Г. Павловский
Судья: Л.А. Дяченко