ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-632/19 от 08.04.2019 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Скрябина О.Г. Дело № 33а-632/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«08» апреля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.

судей Зиновьевой О.Н. и Пелевиной Н.В.,

при секретаре Ивановой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Голубева Эдуарда Васильевича на решение Свердловского районного суда города Костромы от 15 января 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований Голубева Эдуарда Васильевича к администрации Костромской области о признании незаконным решения Комиссии по формированию и подготовке кадров Костромской области и обязании устранить нарушения отказано.

Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения административного истца Голубева Э.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Скородумова Д.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Голубев Э.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что решением комиссии по формированию и подготовке управленческих кадров Костромской области от 30 октября 2018 года ему отказано в допуске к участию во втором этапе конкурса на включение в резерв управленческих кадров Костромской области в связи с предоставлением неполного пакета документов. Данное решение является незаконным и нарушает его права. Так, 02 октября 2018 года администрация Костромской области объявила конкурс на включение в резерв управленческих кадров Костромской области. Такой конкурс проводится в два этапа с учетом квалификационных требований, предъявляемых к кандидатам, и качественной оценки уровня личных профессиональных компетенций, опыта кандидатов. На первом этапе комиссия проверяет представленные документы на предмет их соответствия установленным требованиям и определяет лиц, соответствующих требованиям конкурсного отбора. 18 октября 2018 года он подал заявление на участие в указанном конкурсе на включение в резерв для замещения руководящих должностей в государственных медицинских организациях Костромской области, приложив копии документов, подтверждающих его соответствие квалификационным требованиям. 02 ноября 2018 года в адрес его электронной почты поступило письмо об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса в связи с предоставлением неполного пакета документов, а именно – в связи с отсутствием представления для включения в резерв управленческих кадров, содержащего качественную оценку уровня его личных профессиональных компетенций и опыта работы. Такое решение комиссии является незаконным, поскольку он является временно неработающим, что исключает возможность представления им названного документа. Положением о порядке проведения конкурса на включение в резерв управленческих кадров Костромской области, утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 26 июля 2013 года № 135, не предусмотрен инициатор вынесения подобного представления в отношении временно неработающих лиц, претендующих на включение в резерв управленческих кадров, поэтому реализация возможности оценки профессиональных, деловых личностных качеств кандидатов из числа временно неработающих граждан, и соответственно подтверждение их управленческих компетенций, профессиональных достижений и опыта, возможно только при проведении второго этапа конкурса. С учетом уточнений, сделанных в ходе рассмотрения дела, просил признать решение комиссии по формированию и подготовке управленческих кадров Костромской области от 30 октября 2018 года об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса на включение в резерв управленческих кадров Костромской области незаконным и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения вопроса о допуске к участию в конкурсе о включении в резерв управленческих кадров Костромской области по целевой группе.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Голубев Э.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований, при этом приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Указывает на ошибочность вывода суда о том, что представление для включения в резерв управленческих кадров, содержащее качественную оценку уровня личных профессиональных компетенций и опыта работы для временно неработающих лиц является обязательным документом. Считает, что при подобном толковании закона неработающие граждане лишены возможности участия в конкурсе, поскольку не имеют руководителя либо руководящего органа, который в силу своих полномочий правомерен вынести в отношении них такое представление. Суд не выяснил, каким образом временно неработающее лицо на установленных нормативными актами основаниях может получить представление, содержащее качественную оценку уровня личных профессиональных компетенций и опыта работы, чтобы предоставить его конкурсной комиссии. Отмечает, что в нарушение части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации возможность участия в конкурсе фактически предоставлена только работающим лицам, так как для граждан находящихся в статусе «временно неработающий» не предусмотрен порядок (способ) получения представления.

В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель администрации Костромской области Шмелев В.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с формированием резерва управленческих кадров Костромской области, регулируются Положением о резерве управленческих кадров Костромской области и Положением о порядке проведения конкурса на включение в резерв управленческих кадров Костромской области, утвержденными постановлением губернатора Костромской области от 26 июля 2013 года № 135.

Согласно Положению о резерве управленческих кадров Костромской области (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в резерв управленческих кадров включаются граждане Российской Федерации в возрасте от 25 до 50 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие установленным квалификационным требованиям к должности, на которую формируется резерв управленческих кадров (пункт 4); включение в резерв управленческих кадров осуществляется по результатам конкурсного отбора (пункт 6); конкурсный отбор проводится комиссией по формированию и подготовке резерва управленческих кадров, состав которой утверждается постановлением губернатора Костромской области (пункт 7); конкурсный отбор проводится комиссией в соответствии с положением о порядке проведения конкурса на включение в резерв управленческих кадров, утвержденным настоящим постановлением, и с учетом квалификационных требований, предъявляемых к кандидатам, и качественной оценки уровня личных профессиональных компетенций, опыта кандидатов (пункт 8).

В силу пунктов 5 и 12 этого же Положения допускается включение в резерв управленческих кадров лиц, относящихся к категории «временно неработающий».

Положением о порядке проведения конкурса на включение в резерв управленческих кадров Костромской области (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что конкурс объявляется по решению губернатора Костромской области (пункт 2); конкурс проводится в два этапа: первый этап - квалификационный отбор, второй этап - конкурсные испытания (пункт 6); на первом этапе комиссия: 1) проверяет представленные документы на предмет их соответствия установленным требованиям; 2) определяет лиц, соответствующих требованиям конкурсного отбора (пункт 7); по итогам проведения первого этапа конкурса комиссия выносит одно из следующих решений: 1) допустить кандидата до участия во втором этапе конкурса; 2) отказать кандидату в допуске к участию во втором этапе конкурса (пункт 8); лица, не допущенные к участию во втором этапе конкурса, письменно уведомляются об этом с обоснованием причины отказа не позднее 15 дней со дня проведения первого этапа конкурса (пункт 11); кандидат вправе обжаловать решение комиссии на любом этапе конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 21).

Пунктом 5 данного Положения установлен перечень документов, которые лица, желающие участвовать в конкурсе, должны представить в управление государственной службы и кадровой работы администрации Костромской области в течение 21 дня со дня размещения информации о проведении конкурса на официальном сайте администрации Костромской области.

Согласно данному пункту для участия в конкурсе лицо представляет: 1) личное заявление; 2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 года № 667-р «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации», с приложением фотографии 3 x 4; 2.1) письменное согласие на обработку персональных данных; 3) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс для обозрения); 4) копию трудовой книжки или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина; 5) копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы); 6) представление для включения в резерв управленческих кадров, содержащее качественную оценку уровня личных профессиональных компетенций и опыта работы.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, распоряжением губернатора Костромской области от 28 сентября 2018 года № 735-р был объявлен конкурс на включение в резерв управленческих кадров Костромской области, в том числе, для замещения руководящих должностей в государственных медицинских организациях Костромской области.

Соответствующая информация, включая перечень документов, необходимых для представления лицами, изъявившими желание участвовать в конкурсе, была размещена на портале госорганов Костромской области <адрес>.

18 октября 2018 года Голубев Э.В. подал заявление о допуске к участию в указанном конкурсе на включение в резерв управленческих кадров для замещения должности – руководитель государственного учреждения здравоохранения Костромской области.

К заявлению Голубев Э.В. приложил следующие документы: анкету, копию паспорта, копию трудовой книжки, копию диплома <данные изъяты>, копию диплома <данные изъяты>, копию диплома <данные изъяты> согласие на обработку персональных данных.

Решением комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Костромской области (протокол от 30 октября 2018 года № 1) Голубеву Э.В. отказано в допуске к участию во втором этапе конкурса в связи с представлением неполного пакета документов – отсутствует представление для включения в резерв управленческих кадров, содержащее качественную оценку уровня личных профессиональных компетенций и опыта работы.

02 ноября в адрес ФИО1 электронной почтой и посредством почтовой связи направлено письмо исх. № 301/674 об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса на основании пункта 5 Положения о порядке проведения конкурса на включение в резерв управленческих кадров Костромской области, утвержденного постановление губернатора Костромской области от 26 июля 2013 года № 135 «О резерве управленческих кадров Костромской области».

Судом также установлено, что названный конкурс завершен.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований.

При этом суд исходил из того, что решение комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Костромской области от 30 октября 2018 года № 1 об отказе ФИО1 в допуске к участию во втором этапе конкурса является правомерным, поскольку ФИО1 не приложил к поданным для участия в конкурсе документам представление, содержащее качественную оценку уровня его личных профессиональных компетенций и опыта работы, а предъявление такого документа обязательно в силу пункта 5 Положения о порядке проведения конкурса на включение в резерв управленческих кадров Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 26 июля 2013 года № 135.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда, поскольку он не противоречит ни материалам дела, ни актам регионального законодательства, регулирующим спорные правоотношения.

Делая вывод об обоснованности отказа ФИО1 в допуске к участию во втором этапе конкурса, суд проанализировал Положение о резерве управленческих кадров Костромской области и Положение о порядке проведения конкурса на включение в резерв управленческих кадров Костромской области в редакциях, действовавших на момент принятия оспариваемого решения, и правильно посчитал, что в силу названных правовых актов ФИО1 должен был наряду с иными документами предъявить для участия в конкурсе представление, содержащее качественную оценку уровня его личных профессиональных компетенций и опыта работы, поскольку для всех лиц, желающих принять участие в конкурсе, установлены одинаковые условия допуска, и каких-либо исключений для отдельных категорий граждан не предусмотрено.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если признает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку в настоящем случае предусмотренной законом совокупности условий для удовлетворения административного иска не установлено, суд правомерно отказал ФИО1 в удовлетворении его требований.

Довод ФИО1 о том, что он, являясь на момент проведения конкурса временно неработающим, не мог представить требуемый от него документ, поскольку последний, исходя из его смыслового содержания, должен выдаваться руководителем или руководящим органом, а по отношению к нему таковых не имелось, судебная коллегия находит неубедительным.

Как следует из материалов дела, административному истцу до принятия оспариваемого решения предлагалось представить документ, подтверждающий оценку уровня его личных профессиональных компетенций, с прежнего места работы, однако он таким правом не воспользовался.

Ссылка ФИО2 в апелляционной жалобе на то, что в актах, которыми руководствовался административный ответчик при принятии оспариваемого решения, а также суд при разрешении спора, не предусмотрен порядок получения представления об оценке уровня личных профессиональных компетенций лицами, временно не работающими, что фактически исключает возможность участия таких лиц в конкурсе, поводом к отмене судебного решения также не служит.

Суд в соответствии с предписаниями части 1 статьи 178 КАС РФ принял решение по заявленным административным истцом требованиям, и в рамках заявленного административного спора не должен был осуществлять проверку нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, поскольку такая проверка осуществляется в другом порядке.

С учетом изложенного и учитывая, что нарушений, влекущих в соответствии с частью 1 статьи 310 КАС РФ безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено, судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда города Костромы от 15 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: