ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6343/19 от 06.09.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33a-6343/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Санкт-Петербург 06 сентября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Муратовой С.В.,

судей Морозовой С.Г., Ночевника С.Г.,

с участием прокурора Махмудова Э.Т.,

при секретаре Гринь Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Беловой Надежды Борисовны на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 02 сентября 2019 года по административному исковому заявлению Беловой Надежды Борисовны к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу № 3, Кадуриной Ольге Владимировне об отмене регистрации кандидата в депутаты

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Муратовой С.В., объяснения представителя Беловой Н.С. по доверенности Литвинова В.А., Кадуриной О.В., заключение прокурора Ленинградской областной прокуратуры Махмудова Э.Т., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Белова Н.С. обратилась в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу № 3, в обоснование требований указав, что решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу №3 Кадурина О.В. была зарегистрирована кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Муринскому пятимандатному избирательному округу №1.

Вместе с тем, регистрация Кадуриной О.В. подлежит отмене. Административным ответчиком нарушены авторские права социальной сети ООО «Мавис». В агитационном материале на лицевой и оборотной сторонах листовки, размещен товарный знак ООО «Мавис», без согласия правообладателя указанного товарного знака, из которого следует, о причастности ООО «Мавис» к политической партии и кандидату в частности. Разрешение на использование, третьими лицами, товарного знака ООО «Мавис» получено не было. Таким образом, административным ответчиком допущено нарушение в виде того, что агитационные материалы нарушают авторские права об интеллектуальной собственности.

В связи с чем административный истец просил суд:

- отменить регистрацию кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Муринскому пятимандатному избирательному округу №3 Кадуриной О.В. от 29.07.2019 года.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 02 сентября 2019 года Беловой Н.Б. отказано в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе Белова Н.Б. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Белова Н.Б. в судебное заседание в суд апелляционной инстанции не явилась, направила в суд своего представителя.

Представитель Беловой Н.Б. по доверенности Литвинов В.А., доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области по доверенности Воробьев С.А., поддержал доводы апелляционной жалобы.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представили.

В соответствии со ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Пунктом 11 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

Материалами административного дела установлено, решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Муринское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области №194 от 27.06.2019 г. «О назначении выборов совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва» на 08.09.2019 г. назначены выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» четвертого созыва.

Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 27.06.2019 года №202 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва на избирательную комиссию Всеволожского муниципального района», на период подготовки и проведения выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области возложены полномочия: окружной избирательной комиссии Муринского пятимандатного избирательного округа №1 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Муринского пятимандатного избирательного округа №2 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Муринского пятимандатного избирательного округа №3 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Муринского пятимандатного избирательного округа №4 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района.

Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу №3 от 29.07.2019 года Кадурина О.В. была зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты совета депутатов МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Муринскому пятимандатному избирательному округу №3.

На основании подпункта "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 56 данного Федерального закона.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что агитация предвыборная (предвыборная агитация) представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую цель побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Граждане вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (пункт 4 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 56 Федерального закона N 67-ФЗ запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным, за исключением случаев, предусмотренных законом (абзац третий пункта 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 35 постановления от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", несоблюдение требований, установленных частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя, а в случае, когда допускается их использование без согласия автора или иного правообладателя, - несоблюдение условий такого использования), должно квалифицироваться судами как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив спорную полиграфическую продукцию, пришел к выводу о том, что она не содержит признаков предвыборной агитации, перечисленных в пункте 2 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ, по следующим основаниям.

Согласно свидетельству на товарный знак (знак обслуживания) № состоит из трех составных частей: графического изображения, надписи «МАВИС» на русском языке и надписи MAVIS на латинском языке. Из представленного в агитационном материале изображения усматривается, что вид многоквартирного дома, на крыше, которого расположен графический знак и надпись «МАВИС» на русском языке, следовательно, указанная надпись не отвечает, признакам знака, в отношении которого выдано свидетельство . Указанный знак, является по сути схожим с ним изображением, так как сам товарный знак выглядит иначе.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и кроме изложенного, полагает необходимым отметить, что в представленном в материалах дела буклете (агитационный материал) имеется фотографическое изображение многоквартирного дома, на крыше, которого расположен графический знак и надпись «МАВИС» на русском языке, указанные знак и надпись изображены на здании, расположенном в открытом для свободного посещения месте, доступном для обозрения, в том числе для фотосъемки любым лицом. Из оформления буклета можно прийти к выводу, что имеет место панорамная съемка района, куда в числе прочих объектов попало многоэтажное здание с изображением названия организации, а не целенаправленное использование такового в целях предвыборной агитации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11 июня 2002 года N 10-П указал, что отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства, которая может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата.

Между тем материалы административного дела таких доказательств не содержат, следовательно, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Доводы апелляционной жалобы, направленные по существу на иную оценку собранных по делу доказательств, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание установленные законом процессуальные сроки рассмотрения административных дел о защите избирательных прав граждан.

Согласно пункту 5 статьи 78 Федерального закона заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования. Решение суда должно быть принято не позднее, чем за пять дней до дня голосования.

В части 6 статьи 305 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано на то, что апелляционная жалоба на решение суда по административному делу об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), поступившая в период избирательной кампании до дня голосования, рассматривается судом не позднее дня, предшествующего дню голосования, при этом регистрация кандидата может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее, чем за два дня до дня голосования.

Поскольку голосование по выборам совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва» назначено на 08 сентября 2019 года, в настоящее время - принятие решения об удовлетворении данного административного искового заявления в силу прямого запрета закона невозможно.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 02 сентября 2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Беловой Надежды Борисовны без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

(судья Береза С.В.)