ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6344/18 от 31.12.9999 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья-докладчик Усова Н.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 августа 2108 года г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующегоКаракич Л.Л.,

судей Усовой Н.М., Харина Р.И.,

при секретаре Шеине М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аксаментовой Елены Иосифовны к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земель, возложении обязанности устранить нарушение,

по апелляционной жалобе административного истца АксаментовойЕ.И. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20марта 2018 года,

установила:

в обоснование административных исковых требований указано, что 04.12.2017 Аксаментова Елена Иосифовна обратилась в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, площадью 118 кв.м., для благоустройства и уборки, сроком использования 10 лет. Решением министерства имущественных отношений Иркутской области от 18.12.2017 № 30-27Р-1исх/17 в выдаче разрешения на использование земельного участка отказано в связи с тем, что установка ограждающих устройств (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические и декоративные ограждения (заборы), размещаемых на дворовых территориях многоквартирных домов, не соответствует виду разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. Административный истец отказ в выдаче разрешения на использование земельного участка считает незаконным, нарушающим ее права.

Обращает внимание, что ограждение между многоквартирными домами по <адрес изъят> и 24, было установлено в 2005 году с разрешения РЭУ «Приморский» по границе, которая была определена и обозначена лежащими сваями при строительстве дома. Зона выделена в связи с тем, что уровень пола квартиры балкона ниже уровня земли более одного метра, в связи с чем перед балконом существует углубление (яма) размером 13 х 4 м. <адрес изъят> (тупик), огражденная с трех сторон, с двух сторон торцами девятиэтажек, заполнялась мусором. Она вывезла мусор, очистила линевку, с согласия РЭУ «Приморский» и жильцов блок-секций, окна которых выходят на эту территорию, установила декоративное ограждение. В соответствии с п. 17 ст. 51 ГрК РФ, разрешения на установку ограждения не требовалось, так как не является объектом капитального строительства, участок убирается, озеленен. Перенос и снос ограждения нарушает ее права, делает невыносимым проживание ее семьи.

Просила суд признать незаконным решение Правительства Иркутской области в лице министерства имущественных отношений Иркутской области от 18.12.2017 № 30-27Р-1исх/17 об отказе в выдаче разрешения на использование земель, площадью 118 кв.м., по адресу: <адрес изъят>, недействительным; возложить обязанность на Правительство Иркутской области в лице министерства имущественных отношений Иркутской области устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав и свобод.

Определением суда от 20.03.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Кравченко А.А.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 20.03.2018 административные исковые требования Аксаментовой Е.И. оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с постановленным решением суда первой инстанции, административный истец Аксаментова Е.И. обратилась с апелляционной жалобой, указав в обоснование доводов, что при рассмотрении данного дела не представлены документы, подтверждающие наличие решения о территориальном планировании спорного земельного участка, на которое ссылается в своём письме администрация г. Иркутска.

Считает изложенные в обжалуемом решении выводы суда противоречащими нормам действующего законодательства, поскольку спорный земельный участок является общим имуществом многоквартирного жилого дома, так как прилегает к дому, в связи с чем, полагает, что только общее собрание жильцов указанного многоквартирного дома вправе решать судьбу данного земельного участка и давать согласие министерству имущественных отношений на выдачу разрешений на использование земельного участка.

Просит решение Кировского районного суда г Иркутска от 20.03.2018 по данному административному делу отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Заинтересованное лицо администрация г. Иркутска, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направило, о причинах неявки не сообщило, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 150, 307 КАС РФ, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав доклад судьи Усовой Н.М., объяснения представителя административного истца Аксаментовой Е.И., доводы апелляционной жалобы поддержавшей, объяснения представителя ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области Ермакова А.Л., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, объяснения заинтересованного лица Кравченко А.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 27.11.2017 Управлением Росреестра по Иркутской области по результатам внеплановой документарной выездной проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке по адресу: г.Иркутск, ул.Академическая, возле дома № 24 составлен акт №1294, согласно которому указанный земельный участок в нарушение требований ст.ст. 25, 26 ЗК РФ используется Аксаментовой Е.И., установлено металлическое ограждение со стороны проезжей части по <адрес изъят>.

В ходе административного обследования установлено, что на указанном земельном участке распложен линейный объект – забор, соединяющий два жилых дома (<адрес изъят>, и <адрес изъят>). При обмере фактических границ указанного земельного участка установлено, что площадь земельного участка составляет 118,68 кв.м, протяженность линейного объекта (забора) составляет 12,83 м. На земельном участке, площадью 118,68 кв.м., расположено хозяйственное строение (пристрой). Доступ третьих лиц на земельный участок возможен только со стороны проезжей части <адрес изъят>, через контролируемые ворота, запирающиеся на ключ. На момент проведения административного обследования какая-либо хозяйственная деятельность на земельном участке не осуществлялась.

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости земельный участок по адресу: <адрес изъят>, возле <адрес изъят>, на государственный кадастровый учет не поставлен.

01.12.2017 административный истец Аксаментова Е.И. обратилась с письменным заявлением в министерство имущественных отношений Иркутской области о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, просила выдать разрешение на использование части земельного участка для размещения декоративного ограждения, расположенного по адресу: <адрес изъят>, площадью 118 кв.м., указав цель использования земель или земельного участка – благоустройство и уборка, срок использования земель или земельного участка – 10 лет.

Сообщением от 18.12.2017 № 30-27Р-1исх/17, министерство имущественных отношений Иркутской области от имени правительства Иркутской области отказало Аксаментовой Е.И. в выдаче разрешения на использование испрашиваемого земельного участка для установки ограждающих устройств, размещаемых на дворовых территориях многоквартирных жилых домов на земельном участке площадью 118 кв.м, согласно приложенной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес изъят>, между домами № Номер изъят, 24.

Оспариваемое решение мотивировано тем, что установка ограждающих устройств (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы)), размещаемых на дворовых территориях многоквартирных жилых домов, противоречит документам территориального планирования, документации по планированию территории, правилам землепользования и застройки, землеустроительной документации.

При рассмотрении заявления административного истца о выдаче разрешения на установку ограждения, административным ответчиком запрошена информация в комитете по градостроительной политике департамента обеспечения градостроительной деятельности администрации г. Иркутска о возможном использовании земельного участка согласно представленной схеме на основании сведений, содержащихся в муниципальной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности администрации г. Иркутска (ИСОГД) (обращение от 12.12.2017 № 02-51-23344/17).

08.11.2017 № 957-74-7827/17 комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска представлены сведения ИСОГД в отношении земельного участка в <адрес изъят>,43 кв.м: информация и генерального плана г. Иркутска – земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (9 и выше этажей); информация из проекта планировки г. Иркутска – на территорию, в границах которой расположен данный земельный участок, постановлением администрации г. Иркутска от 27.10.2017 № 031-06-1032/7 утверждены проекты планировки территории планировочного элемента С-03-16; информация из правил землепользования и застройки части территории г. Иркутска – земельный участок расположен в планировочном элементе С-03-16, в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (9 эт. и более); информация о существующих сетях (карта М 1:500) – воздушные ЛЭП низкого напряжения и ее охранная зона; информация об утвержденных проектах межевания территорий (постановление администрации г. Иркутска от 27.10.2017 № 031-06-1033/7 «Об утверждении проекта планировки территории планировочного элемента С-03-16)» земельный участок пересекает границы образуемого земельного участка, условный номер ЗУ М 29, площадь составляет 8738,05 кв.м., вид разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).

Разрешая возникший спор, исследовав и оценив собранные по делу доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, анализируя нормы земельного и гражданского законодательства, постановления Правительства Иркутской области от 04.06.2015 № 271-пп, суд первой инстанции исходя из того, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение её прав и законных интересов оспариваемым решением ответчика, изданным уполномоченным государственным органом, с соблюдением процедуры принятия оспариваемого решения органом местного самоуправления, в связи с чем, при отсутствии совокупности правовых оснований, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения Правительства Иркутской области в лице министерства имущественных отношений Иркутской области от 18.12.2017 № 30-27Р-1исх/17 об отказе в выдаче разрешения на использование земель.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, изложенными в решении.

Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного истца в суде первой инстанции и фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном постановлении, с которой коллегия согласна, а также свидетельствуют об ошибочном толковании указанных в жалобе норм материального права, применительно к обстоятельствам дела, поэтому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность у судебной коллегии не вызывает сомнений.

Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20марта 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца АксаментовойЕ.И. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Л.Л. Каракич

Судьи Н.М. Усова

Р.И. Харин