ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6369 от 09.10.2018 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-6369

Строка № 3.021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«09» октября 2018 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Курчевской С.В.,

судей: Привалова А.А., Сухова Ю.П.,

при секретаре Поповой С.А.,

заслушав в открытом заседании по докладу судьи Сухова Ю.П.,

административное дело по административному исковому заявлению Мещерякова Александра Александровича, Мещеряковой Людмилы Петровны к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным отказов Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 26.02.2018 г. и 06.03.2018 года незаконными и возложении на Управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж обязанность включить семью Мещеряковых в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2018 г., а также об обязании выдать семье Мещеряковых свидетельство о праве на получение социальной выплаты в 2018 г.

по апелляционной жалобе Мещерякова Александра Александровича, Мещеряковой Людмилы Петровны на решение Советского районного суда г. Воронежа от 09 июня 2018 года,

(судья районного суда Сушкова С.С.),

УСТАНОВИЛА:

Административные истцы Мещеряков А.А., Мещерякова Л.П. обратились в Советский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований просили:

- признать незаконным отказ от 26.02.2018 г. в предоставлении свидетельства о праве получения социальной выплаты в 2018 г. и отказа от 06.03.2018 г. о признании семьи Мещеряковых, состоящей из четырех человек: ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО3 нуждающихся в улучшении жилищных условий,

- обязать Управление жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж включить семью Мещеряковых в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2018 г.

- обязать выдать семье Мещеряковых свидетельство о праве на получение социальной выплаты.

В обосновании заявленных требований указывали на то, что семья Мещеряковых, состоящая из 3-х человек: ФИО3, ФИО1 и их дочь ФИО2 были включены в состав участников муниципальной целевой программы улучшения жилищных условий молодых семей и молодежи «Молодой семье - доступное жилье» (2005-2010 г.г.). После рождения сына Мещерякова А.А. УЖО администрации <адрес> также включило его в список участников вышеуказанной программы, что подтверждается уведомлением от 17.07.2014 г. Приказом УЖО администрации г. Воронеж от 19.03.2014 г. семья Мещеряковых была признана нуждающейся в жилом помещении.

29.01.2018 г административными истцами было подано заявление о предоставлении социальной выплаты на погашение ипотечного кредита от 14.07.2017 г., где было указано, что ФИО11 уже были признаны нуждающимися в жилом помещении. Однако, ответом от 26.02.2918 г. УЖО администрации г.о.г. Воронеж было отказано в предоставлении административным истцам социальной выплаты на приобретение жилья, как

Административные истцы обратились в УЖО администрации г.о.<адрес> с заявлением о признании семьи Мещеряковых нуждающейся в жилом помещении на момент заключения ипотечного кредитного договора, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ, повторно предоставив все необходимые документы, однако, ответом за от 06.03.2018 г. УЖО администрации г.о.г. Воронежа отказало в удовлетворении указанного заявления с учетом определения уровня обеспеченности семьи общей площадью, принимая во внимание площадь квартиры, приобретенной с помощью ипотечного кредита в рамках реализации программы «молодая семья». Административные истцы считают вышеуказанные отказы от 26.02.2018 г. и от 06.03.2018 г. незаконными.

Решением Советского районного суда г. Воронежа от 09 июня 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.222, 223-226).

В апелляционной жалобе Мещеряков А.А., Мещеряковой Л.П. ставят вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принять по делу новое решение (л.д.236-238).

Административные истцы Мещеряков А.А., Мещерякова Л.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке, в письменных заявлениях, поступивших в Воронежский областной суд, Мещеряков А.А., Мещерякова Л.П. просили дело рассмотреть в их отсутствие, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положением части 6 статьи 226 КАС РФ, находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика - администрации городского округа г.Воронеж Сафонова А.Ю., действующая на основании доверенности, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту сокращенно КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Разрешая заявленные требований по существу суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, которые регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Решением Воронежской городской Думы от 23.06.2005 N 77-II"О муниципальной целевой программе улучшения жилищных условий молодых семей и молодежи "Молодой семье - доступное жилье" (2005 - 2010 годы)", Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 07.04.2016 N 242.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 г. N были утверждены Правила предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках указанной Программы, которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации указанной Программы.

Согласно п.п. «е» п.2 Правил социальные выплаты используются, в том числе, для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Согласно п. 19 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению №2 к настоящим Правилам в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома;

д) копия кредитного договора (договора займа);

е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта;

ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

Согласно п.22 основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия являются:

а)несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

б)непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил;

в)недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г)ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств части средств) материнского (семейного) капитала.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждена федеральная Программа "Жилище" 2011 - 2015 г.г.

Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 07.04.2016 N 242 "Об утверждении Административного регламента администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Признание нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан" был утвержден Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Признание нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан".

Согласно раздела 2.5. Административного регламента предоставление муниципальной услуги "Признание нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан" осуществляется, в том числе, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Как установлено судом и это следует из материалов дела, на основании решения Воронежской городской Думы от 23.06.2005 г. № 11-11 (в редакции решения Воронежской городской Думы от 04.10.2006 г. № 190-II от 23.04.2008 г. № 122-II) «О муниципальной целевой программе улучшения жилищных условий молодых семей и молодежи «Молодой семье - доступное жилье» (2005-2010 г.г.) семья Мещеряковых, состоящая из 3-х человек (ФИО3, ФИО1 и дочь ФИО2) является участником настоящей программы (л.д. 16)

На основании приказа Управления жилищных отношении администрации городского округа город Воронеж от 19.03.2014 года молодая семья в составе: ФИО3, ФИО1, ФИО2 признаны нуждающимися в жилом помещении с 20.02.2014 года – даты подачи заявления (л.д. 17).

Согласно сообщения Управления жилищных отношении администрации г.о. г. Воронежа от 17.07.2014 г. сын ФИО11 - ФИО3 включен в списки участников подпрограммы «Молодой семье - доступное жилье» (л.д. 19).

Уведомлением Управления жилищных отношений администрации г.о. г. Воронежа за от 18.01.2018 г. Мещерякову А.А. было сообщено о предоставлении необходимых документов для решения вопроса о предоставлении молодой семье свидетельства о праве получения социальной выплаты в срок до 25.01.2018 г. (л.д.20).

29.01.2018 года Мещеряков А.А. обратился с заявлением в Управление жилищных отношений администрации г.о. г. Воронежа о предоставлении молодой семье Мещеряковых, состоящих из 4-х человек свидетельства о праве получения социальной выплаты в 2018 году, в качестве приложения документов указал выписку из ЕГРпН (л.д.21).

06.02.2018 года в дополнение к заявлению от 29.01.2018 года Мещеряков А.А. обратился в Управление жилищных отношений администрации г.о. <адрес> с заявлением о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на дату получения ипотечного кредита ДД.ММ.ГГГГ, приложив к заявлению, в том числе правоустанавливающие документы на квартиру, приобретенную по договору купли-продажи и кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).

26.02.2018 года Управлением жилищных отношений администрации г.о. г. Воронежа (далее по тексту сокращенно УЖО) Мещерякову А.А. был дан ответ, в котором указаны основания для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия, о именно непредставление в полном объеме документов, предусмотренных п.п.18, 19 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (л.д.12-13).

Ответом Управления жилищных отношений администрации г.о. г. Воронежа от 06.03.2018 года Мещеряковой Л.П. сообщено, что основания для признания нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи отсутствуют (л.д.14-15).

Также судом установлено, что на момент заключения кредитного договора в 2017 году с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении Мещеряковы не обращались.

Из материалов дела следует и это установлено судом, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на праве общей совместной собственности Мещеряковым принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается договором и выпиской из ЕГРПН (л.д. 22-23, 92-93).

Установлено, что Мещерякову А.А. принадлежит <данные изъяты> доли в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 29).

Исходя из установленных по делу обстоятельств, применительно к требованиям законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административными истцами требований.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд правомерно исходил из того, что обращение Мещерякова А.А. рассмотрено в установленные законом сроки, уполномоченным на то органом и в соответствии с требованиями действующего законодательства. Письменный ответ, как по форме, так и по содержанию соответствует требованиям Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Помимо этого, свой вывод относительно необоснованности заявленных требований суд мотивировал тем, что при обращении в УЖО, Мещеряковым А.А. не были представлены все необходимые документы, подтверждающие то обстоятельство, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении, в том числе и на момент заключения кредитного договора.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, так как они сделаны на основании всесторонне исследованных доказательствах и установленных обстоятельствах, которым судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ была дана надлежащая правовая оценка.

Довод жалобы о том, что решение основано на неправильном применении норм материального права, поскольку, по мнению апеллянтов, молодая семья ранее признанная нуждающейся в жилом помещении, не обязана вторично подтверждать свою нуждаемость на момент заключения кредитного договора, являются несостоятельными, поскольку законодатель четко изложил в п.19 Правил и основанием для отказа послужило то, что каких-либо документов, подтверждающих, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении, в том числе и на момент заключения кредитного договора, как то требуют указанные Правила, представлено не было.

Суд первой инстанции на основании исследованных доказательствах и установленных обстоятельствах пришел к верному решению об отсутствии правовых оснований для признания отказа Управления жилищных отношений администрации г.о.г.Воронеж от 26.02.2018 года в предоставлении свидетельства о праве получения социальной выплаты в 2018 году и отказа от 06.03.2018 года о признании семьи Мещеряковых нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконными.

Раздел 2.6 Административного регламента администрации городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 07.04.2016 N 242 предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.

Пунктом 2.8 Административного регламента предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в частности является, не представлены указанные в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Учитывая то обстоятельство, что отказ УЖО администрации городского округа город Воронеж основан на том, что заявителем не были в полном объеме все необходимые документы, которые предусмотрены п. 19 Правил, а именно приказ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 Правил, то вывод суда первой инстанции о необоснованности заявленных требований является правомерным.

Помимо этого, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что отказ УЖО администрации городского округа город Воронеж от 26.02.2018 года не препятствует реализации Мещеряковым А.А. и Мещеряковой Л.П. их права на участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" в случае предоставления всех необходимых документов, как это предусмотрено п. 19 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года.

Принимая во внимание то обстоятельство, что отсутствует совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых отказов закону и нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов, то вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований, является законным и обоснованным.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. В связи с этим, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия -

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г. Воронежа от 09 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мещерякова Александра Александровича, Мещеряковой Людмилы Петровны - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: