Судья Митрофанов А.Д. Дело № 33а-6384/2023
25RS0006-01-2023-000267-19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 июля 2023 года г. Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Новожиловой И.Н.,
судей Горпенюк О.В., Ануфриева М.А.,
при секретаре Джафаровой В.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Арсеньева в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Арсеньевского городского округа Приморского края о возложении обязанности, по апелляционной жалобе администрации Арсеньевского городского округа Приморского края на решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 21.04.2023, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Признано незаконным бездействие администрации Арсеньевского городского округа Приморского края в необеспечении контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся на Комсомольской площади г. <адрес>, в непроведении мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории парка «Восток», расположенного по адресу: <адрес>
На администрацию Арсеньевского городского округа Приморского края возложена обязанность обеспечить контроль в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся на Комсомольской площади <адрес>, в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На администрацию Арсеньевского городского округа Приморского края возложена обязанность произвести мониторинг одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории парка «Восток», расположенного по адресу: <адрес>, в течение 3-х дней, включая рабочие и выходные (праздничные) дни, в течение 1-го месяца с дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Новожиловой И.Н., объяснения представителя административного истца Романовой ФИО9 судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
административный истец обратился в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что прокуратурой г. Арсеньева проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
По результатам проверки выявлено, что в нарушение пп. «а, б, в, и, з» п. 21 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, на Комсомольской площади г. Арсеньева, являющейся местом общего пользования и имеющем 3 категорию опасности, не осуществляется контроль в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей.
Так же в нарушение п. 11 указанных Требований, отсутствуют документы, подтверждающие проведение мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории парка «Восток», в котором проводятся культурно-массовые мероприятия, и который подпадает под определение места массового пребывания людей, но не включен в перечень мест массового пребывания людей.
С учетом уточненных требований, административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Арсеньевского городского округа Приморского края в части в необеспечения контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся на Комсомольской площади г. Арсеньева, в непроведении мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории парка «Восток» в г. Арсеньеве, возложить на администрацию Арсеньевского городского округа Приморского края обязанности в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить контроль в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся на Комсомольской площади г. Арсеньева, в течение 1-го месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести мониторинг одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории парка «Восток» в течение 3-х дней, включая рабочие и выходные (праздничные) дни.
В судебном заседании помощник прокурора г. Арсеньева Косач ФИО10 требования административного искового заявления поддержала по указанным доводам.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Арсеньевского городского округа Приморского края Крук ФИО11 исковые требования признала в части требования об обязании обеспечить контроль в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся на Комсомольской площади г. Арсеньева, требование об обязаниии произвести мониторинг одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории парка «Восток» не признала на том, основании, что парк «Восход» не включен в Перечень мест массового пребывания людей на территории Арсеньевского городского округа Приморского края, поэтому основания для проведения указанных мероприятий в нем не имеется.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик, им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой г. Арсеньева проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение пп. «а, б, в, и, з» п. 21 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, на Комсомольской площади г. Арсеньева, являющейся местом общего пользования и имеющем 3 категорию опасности, не осуществляется контроль в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей.
Так же в нарушение п. 11 указанных Требований, отсутствуют документы, подтверждающие проведение мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории парка «Восток», в котором проводятся культурно-массовые мероприятия, и который подпадает под определение места массового пребывания людей, но не включен в перечень мест массового пребывания людей.
В адрес главы администрации Арсеньевского городского округа Приморского края 01.12.2022 направлено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
Согласно ответу главы администрации Арсеньевского городского округа Приморского края от 10.01.2023 № № на представление, признан факт отсутствия контроля в едином информационно пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районе расположения места массового пребывания людей, расположенного на территории городского округа (площадь «Комсомольская»), срок устранения недостатков установлен до 15.11.2024.
При повторной проверки прокурором г. Арсеньева согласно акту проверки от 14.02.2023 установлено, что на Комсомольской площади г. Арсеньева, не осуществляется контроль в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей, отсутствуют документы, подтверждающие проведение мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории парка «Восток», в котором проводятся культурно-массовые мероприятия, и который подпадает под определение места массового пребывания людей, но не включен в перечень мест массового пребывания людей.
Из Перечня мест массового пребывания людей на территории Арсеньевского городского округа Приморского края, утвержденного Постановлением главы администрации Арсеньевского городского округа Приморского края от 01.11.2016 №865-па, Комсомольская площадь г. Арсеньева, ориентир: <адрес> является местом массового пребывания людей.
Согласно разделу I паспорта безопасности мест массового пребывания людей (площадь «Комсомольская), утвержденного 10.12.2019, объекту присвоена 3 категория опасности.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие администрации, выраженное в необеспечении контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся на Комсомольской площади г. Арсеньева, и в непроведении мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории парка «Восток», является незаконным.
Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, осуществляются органами местного самоуправления в пределах муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей, т.е. администрацией Арсеньевского городского округа Приморского края.
При этом объект в виде парка «Восток» подпадает под понятие мест массового пребывания людей, следовательно, в соответствии с п. 11 указанных Требований там должен быть проведен мониторинг.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии к терроризму» предусмотрено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий).
В силу п. 5 Требований антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей.
Согласно п.п. «а,б,в,и,з» п. 21 Требований антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем: проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий; определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов; контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей.
Согласно ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
Таким образом, именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов в местах массового пребывания людей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрацией принимаются меры по исполнению обязанности обеспечить контроль в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся на Комсомольской площади г. Арсеньева, не свидетельствует о незаконности вынесенного решения и об отсутствии нарушений в действиях органа местного самоуправления по своевременному их устранению.
До настоящего времени нарушения законодательства не устранены, что негативно влияет на комплексной безопасности в местах массового пребывания людей, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая защищенность объектов, что не соответствует наиболее эффективному и экономному использованию сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что парк «Восход» не включен в Перечень мест массового пребывания людей на территории Арсеньевского городского округа Приморского края, в соответствии с п. 11 Требований расчет количества людей проводится путем проведения мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории места массового пребывания людей в течение 3-х дней, включая рабочие и выходные (праздничные) дни. Площадь, занимаемая одним человеком, при определении прогнозируемого максимального количества людей в месте их массового пребывания и при отсутствии соответствующих положений в технических регламентах, национальных стандартах Российской Федерации, сводах правил, строительных нормах и правилах Российской Федерации принимается равной 0,5 кв. м.
Из представленных в материалы административного дела сведений следует, что парк «Восход» является место массового пребывания, где проходят массовые мероприятия и скопление людей, в связи с чем, указанная территория обладает признаками мест массового пребывания людей, где соответственно должен обеспечиваться антитеррористический контроль.
Оценивая правовую основу заявленного требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, верно, применил нормы действующего законодательства.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, оснований к отмене решения суда не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 21.04.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Арсеньевского городского округа Приморского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи