Судья Рогозина В.А. Дело № 33а-6407/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Волгоград 29 мая 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Антропова Е.А., Сергеева С.С.,
при секретаре Корниловой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 27 февраля 2019 года по административному исковому заявлению инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда на территории Краснооктябрьского района города Волгограда о признании незаконным бездействия, решения, понуждению к исполнению федерального законодательства, которым постановлено:
Признать незаконным решение Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилищного фонда на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда выразившееся в не рассмотрении заключения Инспекции государственного жилищного надзора № 601 о техническом состоянии многоквартирного дома № 34 по ул. Мичурина г. Волгограда.
Обязать Межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилищного фонда на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу рассмотреть заключение Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области № 601 в порядке установленном Положением, принять по результатам рассмотрения заключений Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в отношении многоквартирного жилого дома № 34 по ул. Мичурина, решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
Признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилищного фонда на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда выразившееся в не рассмотрении заключения Инспекции государственного жилищного надзора № 667 о техническом состоянии многоквартирного дома № 55 по ул. Гвардейская г. Волгограда.
Обязать Межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилищного фонда на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу рассмотреть заключение Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области № 667 в порядке установленном Положением, принять по результатам рассмотрения заключения Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в отношении многоквартирного жилого дома № 55 по ул. Гвардейская, решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилищного фонда на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда заключения Инспекции государственного жилищного надзора № 681 о техническом состоянии квартиры № 22 многоквартирного дома № 27 по ул. Хользунова, г. Волгограда, понуждении к исполнению федерального законодательства в указанной части - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Антропова Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее по тексту Инспекция) обратилась с административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что инспекцией в рамках осуществления своих полномочий проведено обследование технического состояния кв. № 22 многоквартирного дома № 27 по ул. Хользунова, жилого дома кв. № 34 по ул. Мичурина, изолированной части жилого дома № 55 по ул. Гвардейская. По результатам обследования составлены заключения о техническом состоянии жилого помещения от 25 сентября 2018 № 681, от 12 сентября 2018 № 601, от 19 сентября 2018 № 667 с указанием в них на наличие повреждений конструктивных элементов жилого дома, которые могут привести к снижению допустимого уровня недвижимости, прочности и неустойчивости, отдельных строительных конструкций, так и всего строения в целом, а также создать угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, проживающих в этом доме. Заключения направлены в адрес администрации Краснооктябрьского района Волгограда для рассмотрения и принятия решения в порядке, предусмотренном п. 46, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47. Заключения ответчиком не рассмотрены. Считает, что действия межведомственной комиссии по не рассмотрению заключений создаёт угрозу жизни, здоровью граждан. Просили признать незаконным бездействие ответчика по не рассмотрению заключений от 25 сентября 2018 № 681, от 12 сентября 2018 № 601, от 19 сентября 2018 № 667 и возложить на него обязанность устранить допущенные нарушения закона.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований. Ссылается на нарушение норм материального права.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель ИГЖН по Волгоградской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИГЖН по Волгоградской области Каштанова Е.А., заинтересованные лица Жирак Н.В. и Кравченко Н.В. возражали против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Представитель межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда, представитель администрации Волгограда, заинтересованные лица Батюнина А.В., Батюнин Н.В. в судебное заседание не явились о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявлений не представили.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объёме, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что решение межведомственной комиссии является незаконным, влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц, и о необходимости восстановления этих прав в судебном порядке.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с которым орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда (далее - Положение).
Согласно п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В силу п. 42 указанного Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесённым к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийными подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. п. 7 и 44 Положения межведомственной комиссии предоставлено право привлекать к работе комиссии квалифицированных экспертов проектно-изыскательных организаций с правом решающего голоса или истребовать заключение проектно-изыскательных организаций по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.
Пункт 46 Положения предусматривает право межведомственной комиссии принимать решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В соответствии с п. 44 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.
Согласно п. п. 46, 47 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 19 сентября 2018 года Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области в рамках осуществления своих полномочий проведено обследование технического состояния следующих жилых помещений, расположенных в Краснооктябрьском районе г. Волгограда: кв. № 22 многоквартирного дома № 27 по ул. Хользунова; жилого дома № 34 по улице Мичурина; изолированной части жилого дома № 55 по ул. Гвардейская.
По результатам указанного обследования составлены заключения о техническом состоянии жилых помещений от 25 сентября 2018 года № 681 (кв. № 22 многоквартирного дома № 27 по ул. Хользунова), от 12 сентября 2018 года № 601 (жилого дома № 34 по улице Мичурина), от 19 сентября 2018 года № 667 (изолированной части жилого дома № 55 по ул. Гвардейская), из которых следовало, что обследуемые объекты имеют повреждения конструктивных элементов жилого дома, которые могут привести к снижению допустимого уровня недвижимости, прочности и неустойчивости, отдельных строительных конструкций, так и всего строения в целом, а также создать угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, проживающих в этом доме.
Указанные заключения направлены в адрес администрации Краснооктябрьского района Волгограда для рассмотрения на Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилищного фонда на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда.
23 октября 2018 года Межведомственной комиссией принято решение № 13 о направлении собственникам вышеуказанных жилых помещений уведомления о необходимости предоставления для рассмотрения комиссии документов, предусмотренных пунктом 45 Положения, а именно: заявления о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания; копий правоустанавливающих документов на жилое помещение; заключения проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.
24 октября 2018 № 5282 года администрацией письмом в адрес Инспекции направлена информация о принятии межведомственной комиссией Администрации решения о направлении собственникам помещений указанных домов уведомлений о необходимости представления на рассмотрения комиссии документов, предусмотренных пунктом 45 Положения.
12 ноября 2018 года административным ответчиком в адрес собственников изолированной части жилого дома № 55 по ул. Гвардейская, Батюниной А.В., Батюнину В.Н. направлено письмо № 5650, о необходимости предоставления документов: заявление о признании жилого помещения непригодным для проживания; копию правоустанавливающих документов на жилое помещение; заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, по указанному адресу.
12 ноября 2018 года административным ответчиком в адрес собственников жилого дома № 34 по ул. Мичурина - Кравченко Н.В. Жирак Н.В., направлено письмо № 5648, о необходимости предоставления документов: заявление о признании жилого помещения непригодным для проживания; копию правоустанавливающих документов на жилое помещение; заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, по указанному адресу.
На основании представленной Администрацией информации, Инспекцией инициирована внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 15 ноября 2018 года № 1231, из которого следует, что заключения Инспекции межведомственной комиссией в установленном Положением порядке не рассмотрены.
6 декабря 2018 года решением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилого фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилищного фонда на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда от № 14 было принято решение о возвращении без рассмотрения заключения Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 19 сентября 2018 года № 667 в отношении жилого дома № 55 по ул. Гвардейская и заключения Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 12 сентября 2018 года № 601 в отношении жилого дома № 34 по ул. Мичурина.
Принимая такое решения, Межведомственная комиссия руководствовалась пунктами 45, 45.1 и 46 Положения, в соответствии с которыми для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; г)заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции ( п.45); в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения (п. 45(1); комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта (п.46).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца, поскольку административным ответчиком допущено бездействие по проведению оценки соответствия помещений, установленным в пункте 47 Положения требованиям. Межведомственная комиссия ограничилась формальным выполнением регламентированных процедур, не учитывая положения действующего законодательства.
Решение вопроса о признании жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания в порядке, предусмотренным Положением, относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии, непредставление собственниками помещения предложенных административным ответчиком документов не является основанием для оставления без рассмотрения заключения органа государственного надзора. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от того, представили собственники помещений или нет заключение специализированной организации. Кроме того, в межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, поэтому комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения проектно-изыскательных организаций и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов. Таким образом, Межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключение жилищной инспекции, провести оценку соответствия спорных объектов в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и принять решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, с учётом вышеуказанных норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия Межведомственной комиссии и о возложении на административного ответчика обязанность в течение 30 дней с момента получения заключений Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 12 сентября 2018 года № 601 (жилого дома № 34 по улице Мичурина), от 19 сентября 2018 года № 667 (изолированной части жилого дома № 55 по ул. Гвардейская), принять по ним решения в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца в отношении заключения от 25 сентября 2018 года № 681, поскольку согласно выписки из решения № 1 от 16 января 2019 года, рассмотрев иные заключения инспекции Государственного жилищного надзора (а именно № 554 от 14 сентября 2017 года, № 47 от 7 февраля 2018 года) межведомственной комиссией было принято решение в соответствии с п. 47 Положения о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Волгоград, ул. Хользунова, 27, аварийным и подлежащим сносу.
Довод жалобы об обоснованности принятого Межведомственной комиссией решений о возвращении заключений Инспекции государственного жилищного надзора без рассмотрения, несостоятелен к отмене решения суда, поскольку основан на неверном толковании норм материального права, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллеги
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 27 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилищного фонда на территории Краснооктябрьского района Волгограда - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи