ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6408/2022 от 24.08.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Рыбакова В.А. Дело № 33а-6408/2022

25RS0001-01-2021-001543-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 августа 2022 года г. Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Новожиловой И.Н.,

судей Горпенюк О.В., Бондаренко Л.П.,

при секретаре Перебейносове М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора г. Владивостока к МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 145 г. Владивостока», администрации г. Владивостока, Управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока о возложении обязанности, по апелляционным жалобам представителей МУПВ «ВПЭС», администрации г. Владивостока, на решение Ленинского районного суда г.Владивостока от 20.10.2021, которым административное исковое заявление удовлетворено.

На МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 145 г. Владивостока» возложена обязанность после доведения лимитов бюджетных обязательств в течении 6 месяцев обеспечить здание образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес> электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

На администрацию г. Владивостока, Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению здания МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 145 г. Владивостока», расположенного по адресу: <адрес> электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Заслушав доклад судьи Новожиловой И.Н., объяснения представителя административного истца Прытковой ФИО8 объяснения представителя административных ответчиков Альмовой ФИО9 судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

административный истец обратился в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что на основании поручения прокуратуры Приморского края от 16.12.2020 № 21-17-2020 прокуратурой г. Владивостока проведена проверка соблюдения в муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях Владивостокского городского округа категории надежности энергоснабжения и обеспечения электроэнергией о двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

В ходе проведенной проверки установлено, что МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 145 г. Владивостока» отнесено к III категории надежности энергоснабжения в соответствии с заключенным договором энергоснабжения. При этом в муниципальном учреждении отсутствует резервный источник электроснабжения.

Учитывая, что требования об обеспечении образовательных учреждений резервными источниками питания направлены на повышение надежности электроустановок, обеспечение требований безопасности находящихся в них несовершеннолетних детей и персонала, а также посещающих их граждан, принимая во внимание, что после ледяного шторма, прошедшего на территории городского округа в период 18.11.2020-20.11.2020 и повсеместного выхода из строя объектов энергоснабжения распределительных и сетевых организаций, на территории ВГО без электроснабжения остался ряд образовательных учреждений, в целях исключения возможности аварий, пожаров, предотвращения угрозы жизни и здоровью людей, в данном случае Правила устройства электроустановок подлежат применению и обязательному исполнению.

Административный истец просил возложить на МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 145 г. Владивостока» обязанность после доведения лимитов бюджетных обязательств в течение 6 месяцев обеспечить здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Возложить на администрацию г. Владивостока, Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению здания МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 145 г. Владивостока», расположенного по адресу: <адрес>, электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

В судебном заседании заместитель прокурора г. Владивостока настаивал на удовлетворении исковых требований. Пояснил, что установление независимых источников питания не ставится в зависимость от категории здания детского сада.

Представитель администрации г. Владивостока не признала исковые требования в полном объеме, представила письменный отзыв.

Представитель МБДОУ «Детский сад № 145 г. Владивостока» возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.

Представитель МУП «ВПЭС», возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что заявленные требования не носят обязательный характер. Кроме того, заявителем не представлены документы, подтверждающие возможность подключения независимых резервирующих источников питания. Не представлены доказательства угрозы здоровью или жизни граждан в отсутствие таких источников питания.

Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик, им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой г.Владивостока на основании поручения прокуратуры Приморского края от 16.12.2020 № 21-17-2020 проведена проверка соблюдения в муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях Владивостокского городского округа категории надежности энергоснабжения и обеспечения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

В ходе проведенной проверки, и исходя из информации ПАО «ДЭК» от 01.12.2020 № 601-1-25-1568, а также муниципального контракта от 01.01.2021, заключенного между ПАО «ДЭК» и МДОУ ВГО «Центр развития ребенка - детский сад № 145 г. Владивостока» установлено, что МДОУ ВГО «Центр развития ребенка - детский сад № 145 г. Владивостока» отнесено к III категории надежности энергоснабжения в соответствии с заключенным договором энергоснабжения.

При этом в муниципальном учреждении отсутствует резервный источник электроснабжения.

Как следует из п. 3.1.12 муниципального контракта (договора энергоснабжения) от 01.01.2021, заключенного между ПАО «ДЭК» и МДОУ ВГО «Центр развития ребенка - детский сад 145 г. Владивостока» потребитель обязан обеспечивать поддержание автономного резервного источника питания, необходимость установки которого определена в процессе технологического присоединения, в состоянии готовности к его использованию при возникновении внерегламентных отключений введении аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) или использования противоаварийной автоматики. Место установки, тип, мощность автономного резервного источника питания указывается в Акте об осуществлении технологического присоединения или в Приложении № 4 к настоящему контракту.

Данные факты также подтверждены в ходе проведения документарной проверки соблюдения в муниципальных дошкольных и общеобразовательных-учреждениях Владивостокского городского округа, введенных до 2004 года, категории надежности энергоснабжения и обеспечения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

В связи с выявленными нарушениями в адрес главы г. Владивостока 07.12.2020 прокуратурой г. Владивостока внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства.

Согласно ответу администрации г. Владивостока от 28.12.2020 на представление большинство муниципальных образовательных учреждений, согласно ранее выполненным проектам и заключенным договорам энергоснабжения с ПАО «ДЭК» имеют третью категорию по надежности энергоснабжения и в них отсутствуют резервные источники электроснабжения. Так как, проектирование систем электроснабжения и строительство реконструкция электроустановок большинства муниципальных образовательных учреждений осуществлялось до вступления в действие Правил устройства электроустановок, в настоящее время повысить категории энергоприемников муниципальных образовательных учреждений по надежности электроснабжения не представляется возможным.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что обеспечение образовательной организации резервным источником питания будет способствовать недопущению нарушений прав граждан на безопасное и качественное энергоснабжение, поскольку будет направлено на обеспечение уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, что соответственно, повышает надежность электроустановки, а также нацелено на создание безопасных условий обучения.

Кроме того, отсутствие резервного источника электрической энергии в случае аварийной ситуации приведет к дезорганизации образовательного процесса в учреждении и может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц. Обязанность по обеспечению надежного энергоснабжения расположенных, в рассматриваемом случае на территории Владивостокского городского округа, как и обязанность по защите населения от угрозы наступления чрезвычайных ситуаций возлагается на администрацию г. Владивостока.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может в связи со следующим.

Положениями ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.

Приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 № 204 утверждены Правила устройства электроустановок, в соответствии с п.1.2.18 ПУЭ следует, что в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории: первой категории – электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения; второй категории – электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей; третьей категории – все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

При этом п.п.1.2.19, 1.2.20 ПУЭ указано, что электроприемники I и II категорий должны обеспечиваться электроэнергией от 2-х независимых взаимно резервирующих источников питания.

Из содержания пункта 1.2.20 Правил следует, что для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

Как следует из материалов дела, согласно техническому паспорту здание МДОУ ВГО «Центр развития ребенка - детский сад 145 г. Владивостока» введено в эксплуатацию в 2001 году.

Электроснабжение данного учреждения осуществляется ПАО «ДЭК» на основании муниципального контракта № от 01.01.2021.

Из ответа ПАО «ДЭК» от 01.12.2020 № 601-1-25-1568 МДОУ ВГО «Центр развития ребенка - детский сад № 145 г. Владивостока» отнесено к III категории надежности энергоснабжения.

Между тем, судом первой инстанции не учтено, что в силу п.1.1.1 Правил устройства электроустановок 2002 года, данные Правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разд.7 настоящих Правил. Требования настоящих ПУЭ рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки. По отношению к реконструируемым электроустановкам требования настоящих ПУЭ распространяются лишь на реконструируемую часть электроустановок.

Таким образом, поскольку МДОУ ВГО «Центр развития ребенка - детский сад 145 г. Владивостока» введено в эксплуатацию в 2001 году, то есть до введения «СП 31-110-2003. Свод правил по проектированию и строительству. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» (Постановление Госстроя РФ от 26.10.2003 № 194) и отнесено к III категории надежности электроснабжения, то документов, подтверждающих, что электроприемник в данном муниципальном учреждении относится именно ко II категории, административным истцом не представлено.

Кроме того, административным истцом не представлены доказательства подтверждающие неисправность существующей в указанном учреждении электроустановки, нарушений в ее работе, необходимости повышения ее надежности.

В силу пп. 1.1.3, 1.1.19- 1.1.26 Правил, из содержания которых следует, что такая электроустановка представляет собой совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены) и должна соответствовать требованиям государственных стандартов или технических условий, утвержденных в установленном порядке, удовлетворять требованиям действующих нормативных документов об охране окружающей природной среды по допустимым уровням шума, вибрации, напряженностей электрического и магнитного полей, электромагнитной совместимости, должна быть стойкой в отношении воздействия окружающей среды или защищенной от этого воздействия; строительная и санитарно-техническая части электроустановок (конструкция здания и его элементов, отопление, вентиляция, водоснабжение и пр.) должны выполняться в соответствии с действующими строительными нормами и правилами (СНиП) при обязательном выполнении дополнительных требований, приведенных в ПУЭ; проектирование и выбор схем, компоновок и конструкций электроустановок должны производиться на основе технико-экономических сравнений вариантов с учетом требований обеспечения безопасности обслуживания, применения надежных схем, внедрения новой техники, энерго- и ресурсосберегающих технологий, опыта эксплуатации.

В материалах дела также не имеется доказательств возможности реконструкции данного здания и технической возможности для дополнительной установки двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

При этом из материалов дела следует, что в случае чрезвычайных ситуаций МДОУ ВГО «Центр развития ребенка - детский сад 145 г. Владивостока» по соглашению от 03.09.2021 будет обеспечено автономным резервным источником питания от МУПВ «ВПЭС».

Административным истцом не представлено сведений о том, что в силу раздела 1 «СП 31-110-2003. Свод правил по проектированию и строительству. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» (одобрен и рекомендован к применению Постановлением Госстроя РФ от 26.10.2003 № 194), который устанавливает правила проектирования и монтажа электроустановок вновь строящихся и реконструируемых жилых и общественных зданий в городах и сельских населенных пунктах относится ли электроустановка МДОУ ВГО «Центр развития ребенка - детский сад 145 г. Владивостока» к таким электроустановкам.

Согласно п. 1.2.2 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утв. Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, перечислены обязанности потребителя, при этом прокурором не были сформулированы конкретные требования в части приведения документации в надлежащее соответствие.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, с силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Судебная коллегия полагает, что доказательств, подтверждающих безусловную необходимость установки в данном муниципальном учреждении независимых взаимно резервирующих источников питания административным истцом не представлено, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 20.10.2021 отменить. Принято по делу новое решение.

Административное исковое заявление прокурора г. Владивостока к МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 145 г. Владивостока», администрации г.Владивостока, Управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока о возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи