ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6461/20 от 16.09.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 33а-6461/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2020 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,

судей – Кураповой З.И., Кучеренко Н.В.,

с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Раздольненского района Республики Крым в интересах Республики Крым, в лице уполномоченного органа – Совета Министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, к Раздольненскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица – Администрация Раздольненского района Республики Крым, Глава Администрации Раздольненского района Республики Крым ФИО1, Ботанический сельский совет Раздольненского района Республики Крым, Администрация Ботанического сельского совета Раздольненского района Республики Крым, Председатель Ботанического сельского совета – глава Администрации Ботанического сельского поселения Раздольненского района Республики Крым ФИО2, Ручьевский сельский совет Раздольненского района Республики Крым, Администрация Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым, Председатель Ручьевского сельского совета – глава Администрации Ручьевского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым ФИО3, Зиминский сельский совет Раздольненского района Республики Крым, Администрация Зиминского сельского совета Раздольненского района Республики Крым, Председатель Зиминского сельского совета – глава Администрации Зиминского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым ФИО4, Новоселовский сельский совет Раздольненского района Республики Крым, Администрация Новоселовского сельского совета Раздольненского района Республики Крым, Председатель Новоселовского сельского совета – глава Администрации Новоселовского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым ФИО5, Славновский сельский совет Раздольненского района Республики Крым, Администрация Славновского сельского совета Раздольненского района Республики Крым, Председатель Славновского сельского совета – глава Администрации Славновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым ФИО6, Ковыльновский сельский совет Раздольненского района Республики Крым, Администрация Ковыльновского сельского совета Раздольненского района Республики Крым, Председатель Ковыльновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым ФИО7 ю.Н., Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании решения органа местного самоуправления незаконным и понуждении совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе председателя Раздольненского районного совета Республики Крым ФИО8 на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 27 мая 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.

Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., пояснения представителей административного ответчика ФИО8, ФИО9, прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым

установила:

Прокурор Раздольненского района Республики Крым в интересах Республики Крым, в лице уполномоченного органа – Совета Министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение внеочередной сессии I созыва Раздольненского районного совета Республики Крым I созыва №1366-1/19 от 11.04.2019 года «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков» и обязать Раздольненский районный совет Республики Крым отменить решение внеочередной сессии I созыва Раздольненского районного совета Республики Крым I созыва №1366-1/19 от 11.04.2019 года «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков».

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Раздольненского района Республики Крым в ходе осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения требований земельного законодательства при принятии решения внеочередной сессии I созыва Раздольненского районного совета Республики Крым I созыва №1366-1/19 от 11.04.2019 года «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков».

Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 27 мая 2020 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.

В поданной апелляционной жалобе председатель Раздольненского районного совета Республики Крым ФИО8 просит решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 27 мая 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование жалобы указывает, что в ходе рассмотрения дела ответчиком было заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока на обращение в суд, которое судом первой инстанции не рассмотрено с учетом того, что законность решения проверялась ранее, о чем имеется ответ прокурора Раздольненского района от 07.11.2019г.. Также при рассмотрении дела судом не в полном объеме выполнен анализ норм законодательства при принятии оспариваемого решения Раздольненским районный советом, в результате чего сделан неверный вывод о том, что Раздольненский районный совет не является органом, уполномоченным правовыми нормами законодательства в сфере земельных правоотношений на изменение вида разрешенного использования земельных участков, что не соответствуют нормам материального права.

В возражениях, подданных на апелляционную жалобу, заместитель прокурора Раздольненского района Республики Крым Березовиченко Ю.Ю. просил оставить решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 27 мая 2020 года без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители Раздольненского районного совета Республики Крым ФИО8 и ФИО9 доводы апелляционной жалобы поддержали.

Прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Алескеров Д.А. просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав представителей административного ответчика, прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при принятии оспариваемого решения Раздольненским районным советом Республики Крым не учтено, что в Едином государственном реестре недвижимости уже содержались сведения о виде разрешенного использования заявленных земельных участков, установленные в установленном законом порядке Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым при постановке их на кадастровый учет. Установление вида разрешенного использования земельного участка органами местного самоуправления осуществляется только в случае, если такой вид не был установлен Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Учитывая изложенное, Раздольненский районный совет Республики Крым безосновательно изменил установленный вид разрешенного использования земельного участка, что привело к нарушению прав и законных интересов Совета министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым. Срок на обращение в суд с административным исковым заявлением прокурором не пропущен, поскольку незаконность оспариваемого решения была выявлена 24.01.2020г. в ходе проведения проверки в порядке надзора.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым не может с такими выводами согласится, поскольку суд первой инстанции не учел следующее.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым №893-р от 15.08.2018 года «О безвозмездной передаче недвижимого имущества из государственной собственности Республики Крым в?муниципальную собственность», акта приема-передачи земельных участков от 24.08.2018 года, решением Раздольненского районного совета Республики Крым №1095-1/18 от 24.08.2018 года «О принятии из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования Раздольненский район Республики Крым недвижимое имущество», решением Раздольненского районного совета Республики Крым №920-1/18 от 31.01.2018 года «О принятии из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования Раздольненский район Республики Крым недвижимое имущество», акта приема-передачи земельных участков Министерства имущественных и земельных участков от 30.01.2018 года, выписки из реестра муниципальной собственности Муниципального образования Раздольненский район Республики Крым от 05.03.2018 года, в муниципальную собственность муниципального образования Раздольненский район Республики Крым переданы земельные участки со следующими кадастровыми номерами: .

По результатам надзорных мероприятий прокуратурой Раздольненского района Республики Крым установлено, что, в нарушение правовых норм и определенной законом компетенции органов местного самоуправления муниципального района, Раздольненским районным советом Республики Крым на внеочередной сессии I созыва принято решение от 11.04.2019 года №366-/19, которым изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером

с «сельскохозяйственное использование» (код 1.0) на «выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (код 1.2); с «растениеводство» (код 1.1) на «выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (код 1.2), с «выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (код 1.2) на «животноводство» (код 1.7).

В связи с чем, на указанное решение внеочередной сессии I созыва Раздольненского районного совета Республики Крым I созыва №1366- 1/19 от 11.04.2019 года «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков» прокуратурой Раздольненского района Республики Крым 24.01.2020 в адрес главы муниципального образования Раздольненский район Республики Крым - председателя Раздольненского районного совета Республики Крым принесен протест № 39-2020/Прдп 15-20-120350020. По результатам рассмотрения протест оставлен без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно статье 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1).

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов (пункт 1 статьи 78 ЗК РФ).

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков, что закреплено подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1).

Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1, частей 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 ГрК РФ).

Согласно части 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Согласно части 6 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами ( часть 5 статьи 37 ГрК РФ).

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540. Данный классификатор не разделяет виды использования, следовательно, вспомогательные виды разрешенного использования, введены, как неразрывно связанные с основным назначением земельных участков.

Согласно статье 2 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (далее - Закон № 6-ФКЗ).

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-3PK).

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона № 38-3PK, особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи, а также установления категории земельных участков, которые не были отнесены ни к одной из категорий до вступления в силу Федерального конституционного закона, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

В свою очередь, особенности отнесения к определенной категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешенного использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтенных земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую (далее - установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка), установлены Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15.10.2014 № 378 (далее - Положение).

Согласно пункту 3 Положения (в редакции на момент принятия оспариваемого решения) установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории.

В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории пунктом 4 Положения предусмотрено установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.

Из пункта 5 следует, что изменение категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка на категорию земель и (или) вид разрешенного использования земельного участка, не предусмотренные документами, указанными в пункте 3 или 4 настоящего Положения, возможно только путем внесения изменений в указанные документы или путем принятия новых соответствующих документов.

На основании пункта 6 Положения до принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», с учетом требований Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и «Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель» (далее - Таблица).

Согласно пункту 7 Положения в случае отсутствия в документах, указанных в пункте 6 настоящего Положения, сведений о категории земель и (или) виде разрешенного использования ранее учтенного земельного участка, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования такого участка осуществляется в соответствии с целью предоставления земельного участка, указанной в решении о его предоставлении, с учетом требований Закона об особенностях и Таблицы.

Далее в соответствии с пунктами 8 и 9 Положения в случае отсутствия документов, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с действующей градостроительной документацией, принятой до 16.03.2014 с учетом требований Закона об особенностях и Таблицы.

В случае отсутствия документов, предусмотренных пунктами 3-8 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с назначением зданий, расположенных на земельном участке, а при отсутствии зданий - категорией земель и (или) видом разрешенного использования, общим для двух и более смежных земельных участков, а при их отсутствии - в соответствии с заявленной заинтересованным лицом целью использования земельного участка. Цель использования земельного участка указывается как соответствующее разрешенное использование земельного участка в соответствии с Классификатором.

Установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в случаях, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения, осуществляется Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр) при регистрации прав на недвижимое имущество на основании документов, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации» или при переносе сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 1 сентября 2014 года № 301 (пункт 10 Положения).

Установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в случаях, установленных пунктом 3 или 4 настоящего Положения, отнесено к компетенции органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, утвердившим соответствующий документ, а в случаях, предусмотренных пунктами 6-10 настоящего Положения, - органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка (далее - орган местного самоуправления) согласно пункту 11 Положения.

Из пункта 15 Положения следует, что Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым или органы местного самоуправления соответствующих сельских, городских поселений, городских округов, осуществляющие распоряжение земельными участками, самостоятельно определяют основные и вспомогательные виды разрешенного использования.

Таким образом, Положением № 378 установлено сразу несколько последовательно применяемых оснований для установления категории и вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с российским законодательством.

Согласно информации от 15.09.2020 года №60513/07/01, предоставленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, сведения о земельных участках с кадастровыми номерами внесены в ЕГРН 29.08.2016 года в массовом порядке в результате завершения работ по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных в границах кадастрового округа «Крымский» (90), в соответствии с материалами, предоставленными исполнителем работ по государственному контракту от 12.08.2015 года №68.

Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами , внесены в ЕГРН на основании Договоров аренды от 27.07.2009 года, в соответствии с которыми вышеуказанные участки предоставлялись для ведения товарного сельскохозяйственного производства. При внесении сведений в ЕГРН в отношении названных участков, был определен вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование.

Сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером , внесены в ЕГРН 29.08.2016 года на основании Договора аренды от 01.06.2009 года, согласно сведениям которого, земельный участок предоставлялся для ведения фермерского хозяйства.

Сведения о ранее учтенных земельных участках с кадастровыми номерами , внесены в ЕГРН 29.08.2016 года на основании Договоров аренды от 01.06.2009 года, согласно сведениям которых, указанные земельные участки предоставлялись для ведения фермерского хозяйства.

В заявительном порядке были внесены сведения в ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами на основании Договоров аренды земли от 16.05.2011 года - 12.10.2016 года; в отношении земельного участка с кадастровым номером на основании Договора аренды земли от 16.05.2011 года - 13.10.2016 года; в отношении земельных участков с кадастровыми номерами на основании Договоров аренды земли от 16.05.2011 года - 14.11.2016 года; в отношении земельных участков с кадастровыми номерами на основании Договоров аренды земли от 16.05.2011 года - 11.11.2016 года; в отношении земельных участков с кадастровыми номерами на основании Договоров аренды земли от 16.05.2011 года - 15.06.2016 года. В соответствии с указанными договорами аренды, вышеназванные земельные участки предоставлялись для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

При внесении сведений в ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , им был определен вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование».

Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами внесены в ЕГРН 31.07.2017 года в результате рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет и межевого плана, подготовленного на основании приказов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 27.03.2017 года №412, №411, №413, №410, №414 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» соответственно.

Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами внесены в ЕГРН 31.07.2017 года в результате рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет и межевого плана, подготовленного на основании приказов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 05.04.2017 года №503, №501, №504 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» соответственно.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в ЕГРН 22.05.2017 года в результате рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет и межевого плана, подготовленного на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 05.04.2017 года №505 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».

Согласно данным приказам, образованным земельным участкам с кадастровыми номерами определен вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование».

Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в ЕГРН 07.06.2017 года в результате рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет и межевого плана, подготовленного на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 18.05.2017 года №679 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Согласно данному приказу, образованному земельному участку определен вид разрешенного использования «растениеводство». 24.12.2018 года в порядке 34 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вид разрешенного использования «растениеводство» изменен на «выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур», на основании постановления Администрации Славновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым от 03.12.2018 года №378.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в ЕГРН 07.06.2017 года в результате рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет и межевого плана, подготовленного на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 18.05.2017 года №675 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Согласно данному приказу, образованному земельному участку определен вид разрешенного использования «растениеводство». 21.12.2018 года в порядке 34 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вид разрешенного использования «растениеводство» изменен на «выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур», на основании постановления Администрации Славновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым от 03.12.2018 года №379.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в ЕГРН 01.04.2016 года в результате рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет и межевого плана, подготовленного на основании распоряжения Раздольненской районной администрации АР Крым от 12.04.2011 года №266, в соответствии с которым целевое назначение земельного участка: не предоставляемые земли. 18.10.2016 года в порядке 34 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 08.08.2016 года №682, определен вид разрешенного использования «животноводство». 19.10.2017 года в заявительном порядке на основании постановления Ковыльновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым от 12.09.2017 года №156, вид разрешенного использования изменен на «выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур».

Таким образом, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в отношении спорных земельных участков были определены категория земли: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования земельных участков: сельскохозяйственное использование (код 1.0), «растениеводство» (код 1.1) с учетом требований Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и в соответствии с Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15.10.2014 № 378, в том числе и Таблицей соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель.

В последующем после передачи спорных земельных участков в муниципальную собственность, решением внеочередной сессии I созыва Раздольненского районного совета Республики Крым принято решение от 11.04.2019 года № 1366-1/19 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , с «сельскохозяйственное использование» (код 1.0) на «выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (код 1.2), с «растениеводство» (код 1.1) на «выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (код 1.2), с «выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (код 1.2) на «животноводство» (код 1.7).

Обращаясь с исковым заявлением в суд, прокурор Раздольненского района Республики Крым указывает на нарушение ответчиком при вынесении оспариваемого решения пунктов 19, 20 Положения, указывая на то, что Раздольненский районный совет Республики Крым не является органом, уполномоченным правовыми нормами законодательства в сфере земельных правоотношений на перевод земель сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую, изменение их вида разрешенного использования.

Так, в соответствии с указанными пунктами Положения (в редакции на момент вынесения оспариваемого решения) перевод земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного и водного фонда в земли иных категорий независимо от их форм собственности осуществляется Минимуществом, за исключением случаев их включения в границы населенного пункта.

До момента внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости земель по муниципальному району, но не позднее 1 января 2019 года, Минимуществом осуществляется перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию при размещении объектов, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и федеральными программами, осуществляется без учета условия, предусмотренного относительно проверки превышения кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

При наличии документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, перевод земельных участков из одной категории в другую осуществляется Государственным комитетом по государственной регистрацией и кадастру Республики Крым в соответствии с Таблицей одновременно с изменением разрешенного использования земельного участка.

Вместе с тем, принимая решение от 11.04.2019 года Раздольненский районный совет Республики Крым категорию земельных участок сельскохозяйственного назначения не изменял, соответствующих доказательств суду не представлено.

Давая оценку оспариваемому решению Раздольненского районного совета Республики Крым, судебная коллегия принимает во внимание положения пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), согласно которым по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Федеральным законом от 22 июля 2010 года №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Земельный кодекс Российской Федерации включено положение о том, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года №540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (часть 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Классификатор предусматривает, в том числе, такой вид разрешенного использования, как сельскохозяйственное использование (1.0). Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Как установлено из материалов дела, решение от 11.04.2019г. Раздольненский районным советом Республики Крым было принято на основании заявлений, поступивших от арендаторов земель сельскохозяйственного назначения, с приведением вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с Классификатором. Органом местного самоуправления при принятии оспариваемого решения выбраны виды разрешенного использования земельных участков, описание которых максимально соответствует видам функционального использования, установленным ранее, что нашло свое подтверждение в материалах дела.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и положения закона, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к выводу о том, что оспариваемое решение было принято в отношении земельных участков, переданных из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования Раздольненский район Республики Крым, без изменения категории земель и при приведении вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с видам функционального использования, установленными ранее, целями их использования и действующим Классификатором.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Совокупности указанных оснований при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено в рамках заявленных исковых требований.

При этом, согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2004 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Вопреки доводам административного искового заявления, каких-либо нарушений интересов Республики Крым в лице уполномоченных органов субъекта – Совета Министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым при принятии оспариваемого решения об изменении видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Раздольненский район Республики Крым, не имеется.

Так категория земель, на что указывает прокурор Раздольненского района Республики Крым при подаче иска, при принятии оспариваемого решения не изменилась, земельные участки были переданы из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования Раздольненский район Республики Крым, таким образом, при рассмотрении дела административным истцом не представлены доказательства нарушения непосредственно прав Совета Министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в рамках поданного и рассматриваемого административного искового заявления. Указанные нарушения не установлены и при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.

Таким образом, решение внеочередной сессии I созыва Раздольненского районного совета Республики Крым I созыва №1366-1/19 от 11.04.2019 года «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков» устанавливающее виды разрешенного использования земельных участков находящихся в составе земель сельскохозяйственного назначения не противоречит действующему законодательству, не привело к изменению категории земель и нарушению прав.

Учитывая, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам административного дела и представленным доказательствам, решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 27 мая 2020 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления в указанной части.

При этом, оснований для удовлетворения требований о возложении на административного ответчика обязанности совершить определённые действия не имеется, поскольку указанные требования являются фактически дополнительными к главному, основания для удовлетворения которого отсутствуют. Так, понуждение судом административного ответчика к исполнению обязанностей, о которых просит административный истец, допустимо только в случае признания решений, действий (бездействий) этих органов незаконными. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд с требованиями об оспаривании решения внеочередной сессии I созыва Раздольненского районного совета Республики Крым I созыва №1366-1/19 от 11.04.2019 года «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков», по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса).

Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.

Как следует из материалов дела, оспариваемое решение внеочередной сессии I созыва Раздольненского районного совета Республики Крым I созыва №1366-1/19 было принято 11.04.2019 года.

В суд с требованиями о признании незаконным указанного решения административный истец обратился только 27.04.2020 года, то есть за пределами срока обжалования.

Обращаясь в суд с настоящими иском, административным истец указывает на то, что незаконность оспариваемого решения была выявлена прокуратурой Раздольненского района Республики Крым только 24.01.2020 года в ходе проведения проверки в порядке надзора за соответствием законам, издаваемых органами местного самоуправления Администрации Раздольненского района Республики Крым.

Вместе с тем, как установлено судом, прокурор Раздольненского района Республики Крым Шмелев Д.Н. был уведомлен о заседании внеочередной сессии I созыва 11.04.2019 года, в его адрес направлялся проект повестки дня внеочередной сессии Раздольненского районного совета I созыва, прокурор принимал участие во внеочередной сессии, о принятом решении знал, поскольку оно было размещено на официальном сайте Администрации Раздольненского района Республики Крым.

На основании информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о возможных нарушениях Раздольненским районным советом Республики Крым действующего законодательства при вынесении решения от 11.04.2019г. №1366-1/19, прокуратурой проводилась проверка. По результатам проверки и.о. прокурора района Березовиченко Ю.Ю. установил отсутствие нарушений действующего законодательства, о чем дан ответ 11.11.2019г.

При таком положении, установленный законом срок подачи данного административного искового заявления в суд истёк, а административный истец, в силу закона, не доказал уважительность причины пропуска на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым считает, что законных оснований к удовлетворению требований административного иска у суда первой инстанции не имелось.

В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Согласно положениям пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

С учетом изложенного, учитывая, что выводы суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам административного дела, решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 27 мая 2020 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

определила:

решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 27 мая 2020 года отменить, принять по административному делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления Прокурора Раздольненского района Республики Крым в интересах Республики Крым, в лице уполномоченного органа – Совета Министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным и отмене решения внеочередной сессии I созыва Раздольненского районного совета Республики Крым I созыва №1366-1/19 от 11.04.2019 года «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков» - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: И.В. Кагитина

Судья: З.И. Курапова

Судья: Н.В. Кучеренко