Дело № 33а-6465/2019
Судья Кишенская Н.А.
Докладчик Теплякова И.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой А.П.,
судей Тепляковой И.М., Коневой Ю.А.,
при секретаре Ивановой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 25 июня 2019 года административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО1 Н. К. С.А. на решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 02 апреля 2019 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., пояснения административного истца ФИО1 и ее представителя К. С.А., заинтересованного лица ФИО2, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО3, ФИО1 обратились в суд с административным иском, просили признать незаконным разрешение № 54 RU54303-000-62-2017 от 08.12.2017 на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, выданное ФИО2
В обоснование требований указано, что истцы являются владельцами смежного земельного участка и расположенного на нем индивидуального жилого дома. Оспариваемое разрешение дает право осуществить строительство объекта индивидуального жилищного строительства с нарушением норм и правил, в том числе противопожарных. В частности, обращаясь с заявлением о выдаче разрешения на строительство, ФИО2 не представила в администрацию района постановление мэрии г. Новосибирска от 19.10.2017 № 4760 «О предоставлении ФИО2 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства». Администрацией Ленинского района г.Новосибирска при выдаче разрешения не проведена надлежащая проверка, в частности не дана оценка допустимости размещения объекта на земельном участке, не проведена проверка полученного ФИО2 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. В администрацию Ленинского района г. Новосибирска ФИО2 представила схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, которая не соответствует схеме, представленной в Комиссию для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Представленная схема не соответствовала предъявляемым требования, не содержала всех реквизитов, место размещения объекта определено без учета требований противопожарной безопасности, технических регламентов.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился административный истец ФИО1
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Ленинского районного суда г. Новосибирска от 02 апреля 2019 года и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 54:35:064030:60 не содержит указания на то, что проектируемый объект подлежит размещению в границах места допустимого размещения объекта, т.к. содержит указание на номер места допустимого размещения объекта, которое не соответствует представленной схеме ПЗУ для выдачи разрешения на строительство, и указание на линии минимального отступа от границ земельного участка.
Кроме того, из представленных в материалы дела письменных доказательств следует, что именно размещение проектируемого индивидуального жилого дома с характеристиками: (этажность - 2; габариты 7 м х 9 м; материал наружных и внутренних стен - газобетонные блоки (сибит); перекрытия междуэтажные - сборные железобетонные, деревянные; крыша - деревянные стропильные конструкции; степень огнестойкости проектируемого и планируемого к строительству жилого дома - III) на расстоянии 13,7 м от красной линии, совпадающей с границей земельного участка со стороны <адрес>, согласно схеме ПЗУ обеспечивало соблюдение требований Технических регламентов РФ в сфере пожарной безопасности и безопасности зданий и сооружений. С учётом такого размещения проектируемого жилого дома, его характеристик и планируемого к будущему строительству Мэрией г. Новосибирска издано постановление от 19.10.2017 года № 4760 «О предоставлении ФИО2 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером № за пределами которого запрещено строительство зданий, строений, сооружений, с 3 м до 1,1 м со стороны земельного участка с кадастровым номером № (земельного участка ФИО3, ФИО1, ФИО4).
К заявлению о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, ФИО2 не было представлено постановление Мэрии г.Новосибирска от 19.10.2017 года № 4760 «О предоставлении ФИО2 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части уменьшения минимального отступа», поскольку его соблюдение обеспечивалось при заявленных габаритах объекта. Следовательно, проверка Администрацией Ленинского района г. Новосибирска при выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на соответствие его размещения на земельном участке с кадастровым номером № указанному постановлению Мэрии г. Новосибирска от 19.10.2017 года № 4760 и требованиям технических регламентов РФ в сфере пожарной безопасности и безопасности зданий и сооружений не проводилась.
Из представленных в материалы дела письменных доказательств следует, что разрешение № строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № является незаконным, поскольку нарушает пп. 1 п. 2.1 ст. 36 Решения Совета депутатов г. Новосибирска «О правилах землепользования и застройки города Новосибирска» № 1288 от 24.06.2009 (размер земельного участка меньше установленного градостроительным регламентом), нарушает ст. 40 Градостроительного кодекса РФ и постановление Мэрии г. Новосибирска от 19.10.2017 года № 4760 «О предоставлении ФИО2 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером №, за пределами которого запрещено строительство зданий, строений, сооружений, с 3 м до 1,1 м со стороны земельного участка с кадастровым номером № (земельного участка ФИО3, ФИО1, ФИО4), поскольку размещение планируемого к строительству объекта выполнено на месте, не обеспечивающим соблюдение требований технических регламентов РФ в сфере пожарной безопасности и безопасности зданий и сооружений. Кроме того, выданное разрешение не обеспечивает соблюдение требований ст.ст. 8, 10, 11, 17, 22, 23 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также ст.ст. 5, 51, 58, 80 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в связи с чем создана угроза нарушения прав административных истцов.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. на 08.12.2017) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 51 ГрК РФ).
В силу ст. 48 ГрК РФ получению разрешения на строительство предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 2, ч. 11 ст. 48 ГрК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 51 Кодекса разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.На основании ч. 11 ст. 51 ГрК РФ (в ред. на 08.12.2017) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. /ч. 13 ст. 51 ГрК РФ в ред. на 08.12.2017/.
Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадь участка 314 кв.м.
ФИО3 и ФИО1 принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 627 кв.м., а также жилой дом площадью 57,2 кв.м. по адресу: <адрес>.
Постановлением мэрии города Новосибирска № 4679 от 13.10.2017 ФИО2 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства - «для индивидуального жилищного строительства (2.1) - индивидуальные жилые дома», постановлением мэрии города Новосибирска № 4760 от 19.10.2017 ей предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства со стороны земельного участка с кадастровым номером № с 3 м до 1,1 м.
30.11.2017 ФИО2 выдан мэрией города Новосибирска градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № с указанием места допустимого размещения объекта и линий минимального отступа от границы земельного участка.
08.12.2017 администрация Ленинского района города Новосибирска выдала ФИО2 разрешение на строительство № RU№ индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
Постановлением мэрии г.Новосибирска от 17.06.2014 № 4956 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство индивидуальных жилых домов.
Судом первой инстанции проверено соблюдение процедуры принятия решения о выдаче разрешения, установленной ст. 51 ГрК РФ и административным регламентом. Установлено, что процедура выдачи разрешения была соблюдена, оснований к отказу в выдаче разрешения в силу положений пункта 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, пункта 2.14 Административного регламента, установлено не было.
ФИО2 были представлены в уполномоченный орган документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство. Довод апеллянта о непредставлении к заявлению постановлений мэрии от 13.10.2017 № 4679 и от 19.10.2017 № 4760 подлежит отклонению, поскольку в приложении к заявлению от 04.12.2017 они указаны (л.д. 12).
Оспариваемое разрешение предусматривает строительство объекта в границах места допустимого размещения объекта, определенного градостроительным планом земельного участка, в соответствии с установленными параметрами в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Довод заявителей о том, что объект строительства должен размещаться на расстоянии 13,7 метров от красной линии, совпадающей с границей земельного участка с кадастровым номером № со стороны <адрес>, обоснованно признан судом несостоятельным, поскольку такого условия постановление мэрии г. Новосибирска от 19.10.2017 № 4760 и градостроительный план земельного участка от 30.11.2017 не содержат.
Суд отметил, что не имеют правового значения доводы иска о том, что при обращении в мэрию города Новосибирска для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства ФИО5 указывала иное место расположения объекта. Проверке подлежит в соответствии с п. 2 ч. 11, ч. 13 ст. 51 ГрК РФ именно соблюдение представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Такие требования ФИО2 соблюдены.
В данном случае изменение места расположение объекта осуществлено в пределах места допустимого размещения объекта согласно градостроительному плану земельного участка, который не оспорен.
Доводы административного истца, выражающие по сути несогласие с постановлением мэрии г.Новосибирска от 19.10.2017 № 4760, обоснованно признаны судом первой инстанции не подлежащими оценке, поскольку требования о его оспаривании истцами не заявлены.
Кроме того, суд пришел к выводу о том, что истцами не доказан факт нарушения их прав и законных интересов оспариваемым разрешением на строительство.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Сами по себе доводы апеллянта о несоблюдении при строительстве нормативных требований и правил не могут быть достаточным основанием для признания разрешения на строительство незаконным с учетом того, что земельный участок ФИО2 меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, в связи с чем ею и было реализовано право на обращение в порядке ст. 40 ГрК РФ за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Нарушение вследствие этого требований противопожарной безопасности не является основанием к отказу в выдаче разрешения на строительство при соблюдении требований допустимых отклонений от предельных параметров разрешенного строительства. При этом, судом при вынесении решения учтено заключение судебной экспертизы по гражданскому делу № 2-189/2019 между теми же сторонами, согласно выводам которой необходимый уровень противопожарной безопасности возможно обеспечить путем применения необходимых проектных решений при строительстве. Вопросы же соответствия возведенного объекта требованиям технических регламентов, противопожарных норм и правил подлежат оценке на стадии ввода объекта в эксплуатацию.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы, поскольку они являлись предметом оценки суда первой инстанции, отклонены им, так как основаны на ошибочном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекут отмену решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 02 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО1 Н. К. С.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи