Судья Селибов А.Ф. | Дело № 33а-650/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | Чаднова О.В., |
судей | Венина А.Н. и Горна В.Ф., |
при секретаре | Шевченко Ю.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 7 мая 2020 года административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 13 декабря 2019 года, которым постановлено:
«Административный иск Зайцевой Светланы Александровны, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Управлению образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению несовершеннолетнего ФИО1 местом в дошкольном образовательном учреждении, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившееся в непринятии мер по обеспечению ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования.
Возложить на Управление образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа повторно рассмотреть заявление Зайцевой Светланы Александровны о предоставлении ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования в МАОУ «Средняя школа № №» (МАДОУ №
Заслушав доклад судьи Венина А.Н., объяснения представителя административного ответчика Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Колчанова Ю.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца ЗайцевойС.А. – адвоката Авраменко Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зайцева С.А. обратилась в суд в интересах своего несовершеннолетнего ребенка ФИО1 с административным иском к Управлению образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее также – Управление образования, Управление), в котором просила признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в недостаточных мерах по обеспечению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования в МАДОУ № (МАОУ «Средняя школа №»), обязать устранить выявленные нарушения путем предоставления места в указанной образовательной организации.
В обоснование заявленных требований Зайцева С.А. указала, что 5 сентября 2016 года подала заявление о постановке ФИО1 в очередь на получение места в дошкольном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования, указав предпочитаемые детские сады: МАДОУ «Детский сад №», МАДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад №», МАДОУ «Детский сад №», МАО «Средняя школа №». 25 июля 2017 года было подано дополнительное заявление, в котором в качестве приоритетного указан детский сад №<данные изъяты>». 20марта2018 года подано дополнительное заявление об изменении даты зачисления ФИО1 в дошкольное образовательное учреждение на 1 июня 2018года. Однако ФИО1. был распределен в дошкольные группы МБОУ «Средняя школа №», которое в качестве приоритетного не заявлялось и находится на значительном отдалении от места проживания ребенка. Согласно ответу начальника Управления образования от 16 октября 2019 года несовершеннолетний ФИО1 не был обеспечен местом в МАОУ «Средняя школа № (дошкольные группы) – бывшее МАДОУ «Детский сад №», так как не подошла очередь с учетом даты постановки, а на 2019-2020 годы для детей данной возрастной категории группы не комплектовались. Полагает, что непредставление места несовершеннолетнему её ребенку в дошкольном образовательном учреждении свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления полномочий, возложенных на него законом и о нарушении конституционного права ребенка на доступное бесплатное дошкольное образование. Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Авраменко Т.В. административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснила, что требование административного истца о возложении на административного ответчика обязанности предоставить несовершеннолетнему ФИО1. место на полный день в МАДОУ № является предполагаемым способом восстановления нарушенного права.
Представитель административного ответчика Управления образования, заинтересованного лица администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Колчанов Ю.В. возражал относительно удовлетворения заявленных административным истцом требований. Пояснил, что основанием для непринятия ребенка в дошкольное общеобразовательное учреждение МАДОУ № послужило отсутствие свободных мест в детском саду.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Управления образования Водясов Д.А. просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение по делу. Указывает, что административный ответчик исполнил требование действующего законодательства по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и определил ФИО1 в дошкольную группу МБОУ «Средняя школа №». Кроме того, судом первой инстанции не рассмотрено требование административного истца о возложении обязанности на Управление образования предоставить несовершеннолетнему ФИО1. место на полный день в МАДОУ № что является нарушением положений статей 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Частью 2 указанной статьи гражданам гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (далее также – Закон об образовании) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Исходя из положений статьи 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Аналогичные положения содержит пункт 13 части 1 стать 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа № 190-нд от 5 марта 2014 года утвержден порядок организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (далее также – Порядок организации).
Порядок комплектования детьми дошкольной образовательной организации устанавливается административным регламентом (часть 1 статьи 3 Порядка организации).
Административный регламент предоставления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги по предоставлению места в муниципальной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования, действовавший в период спорных правоотношений, утвержден постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 22 апреля 2014года № 974 (далее – Административный регламент).
Из содержания положений пунктов 3.4, 3.5.2, 3.6 Административного регламента следует, что список комплектования в муниципальные образовательные организации формируется и утверждается на основании информации о плановой мощности муниципальных образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования на очередной учебный год, о наполняемости групп и наличии в них свободных мест, информации о численности детей, состоящих на учете на предоставление места в муниципальных образовательных организациях с учетом номера учетной записи и даты постановки на учет несовершеннолетнего, а также наличия льгот и желаемой даты зачисления.
Пунктом 3.12 Административного регламента предусмотрено, что доукомплектование муниципальных образовательных организаций осуществляется в течение календарного года при наличии свободных мест. Доукомплектованию подлежат дети заявителей, не получившие направления в период комплектования. При доукомплектовании групп в муниципальные образовательные организации учитываются следующие данные: номер учетной записи и дата постановки на учет; наличие льгот у заявителей.
Судом установлено и следует из материалов дела, что несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован и проживает с законным представителем Зайцевой С.А. по адресу: <адрес>.
По заявлению от 5 сентября 2016 года ФИО1. поставлен на учет на предоставление места в муниципальных образовательных организациях МАДОУ «Детский сад №», МАДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад №», МАДОУ «Детский сад №», МАО «Средняя школа №».
25 июля 2017 года Зайцевой С.А. подано заявление в службу «одного окна», в котором приоритетным указан детский сад № «<данные изъяты>».
20 марта 2018 года по заявлению Зайцевой С.А. изменена дата зачисления ФИО1 на 1 июня 2018 года.
6 июня 2018 года проведено автоматическое комплектование групп для детей, соответствующих возрасту ФИО1 в дошкольные образовательные учреждения Петропавловск-Камчатского городского округа. При этом учетная запись ФИО1. не была распределена в заявленное дошкольное образовательное учреждение, так как не подошла очередь с учетом даты постановки на учет.
21 июня 2018 года в порядке доукомпектования образовательных организаций ФИО1. было предоставлено место в образовательной организации МБОУ «Средняя школа №» (дошкольные группы), ближайшей до места жительства несовершеннолетнего ребенка.
5 июля 2019 года Зайцева С.А. отказалась получать направление в МБОУ «Средняя школа №» (дошкольные группы), направив в службу «одного окна» соответствующее заявление.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности бездействия административного ответчика, выразившегося в недостаточных мерах по обеспечению несовершеннолетнего ребенка местом на полный день в дошкольном муниципальном образовательном учреждении, и удовлетворил административные исковые требования.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом по следующим основаниям.
В силу пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права.
Административным ответчиком, как следует из обстоятельств административного дела, установленная Законом об образовании обязанность по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях была исполнена. Доказательств нарушения требований вышеуказанных положений статьи 9 Закона об образовании и пунктов 3.4, 3.5.2, 3.6, 3.12 Административного регламента, в частности, очередности предоставления места в дошкольном детском учреждении в отношении несовершеннолетнего ФИО1., либо наличия у административного истца права на преимущественное обеспечение местом в дошкольном образовательном учреждении материалы дела не содержат.
Довод административного истца о значительном удалении предоставленного несовершеннолетнему ребенку детского сада от места его жительства не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Представителем административного истца судебной коллегии были представлены сведения, размещенные в свободном доступе сети Интернет, согласно которым от места жительства ФИО1. до предоставленной ему образовательной организации МБОУ «Средняя школа №» расстояние составляет 840 метров (10 мин. ходьбы), а до истребуемого административным истцом МАОУ «Средняя школа №» (дошкольные группы) – бывшее МАДОУ «Детский сад №» расстояние составляет 360 метров (4 мин. ходьбы).
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для признания незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в недостаточных мерах по обеспечению несовершеннолетнего ребенка местом на полный день в конкретном муниципальном образовательном учреждении с возложением обязанности предоставить такое место.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи310 КАС РФ, как постановленное при неправильном применении норм материального права, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 13декабря 2019 года отменить.
В удовлетворении административного иска Зайцевой Светлане Александровне, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Управлению образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в недостаточных мерах по обеспечению несовершеннолетнего ФИО1. местом на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования в МАДОУ № (МАОУ «Средняя школа №»), возложении обязанности на Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающему в <адрес>, места на полный день в МАДОУ № отказать.
Председательствующий
Судьи