ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-653 от 22.09.2022 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Ередеева А.В.

дело № 33а-653

номер дела в суде первой инстанции 2а-667/2022

УИД 02RS0003-01-2021-002903-88

строка статистической отчетности 3.024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 сентября 2022 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Кокшаровой Е.А., Шнайдер О.А.,

при секретаре – Васильевой К.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Сельской администрации <адрес>Бобровских С.В. на решение Майминского районного суда Республики Алтай от <дата>, которым

административный иск Сельской администрации <адрес> к главному специалисту 1 разряда Комитета по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Алтай Туткушакову Ч.В. о признании незаконным и отмене предписания от <дата>, удовлетворен в части.

Исключены из предписания главного специалиста 1 разряда Комитета по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Алтай Туткушакова Ч.В. от <дата>, выводы о нарушении п. 23 ч. 1 ст. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата>; и пункты предписания 2, 3, 4.

В остальной части оставлен без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Шнайдер О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сельская администрация <адрес> обратилась в суд с административным иском к главному специалисту 1 разряда Комитета по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Алтай, указывая на то, что административным ответчиком <дата> выдано предписание о том, чтобы до <дата> подготовить документы по обучению неработающего населения в области защиты от ЧС; подготовить документы по проведенным командно-штабным учениям или тренировкам в ОМС (приказ, распоряжение, план учений, акт по окончании) (1 раз в 3 года до 3 суток); подготовить документы по проведенным тактико-специальным учениям на территории ОМС (приказ, распоряжение, план учений, акт по окончании) (1 раз в 3 года, до 2 суток, если есть опасные производственные объекты); предоставить утвержденный и согласованный в установленном порядке план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; разработать документы по организации финансирования мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций; подготовить документы, подтверждающие проведение мероприятий по пропаганде знаний в области защиты населения и территории ОМС от ЧС; разработать распорядительные документы по организации проведения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях (эваккомиссия, функциональные обязанности членов, план работы комиссии). С указанным предписанием административный истец не согласен, считает его незаконным, нарушающим права и законные интересы истца, поскольку незаконно создает условия для привлечения Главы Уйменского сельского поселения к административной ответственности, незаконно возлагает на сельскую администрацию обязанность по оформлению правоустанавливающих документов в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Принятый в соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ Закон Республики Алтай от 07.07.2015 года № 32-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями» не закрепляет вопрос местного значения по организации и осуществлении мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В Уставе Уйменского сельского поселения данные полномочия отсутствуют. Между тем, согласно ст. 4 Устава МО «<адрес>» органы местного самоуправления муниципального района в соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решают вопросы местного значения на территории поселений, входящих в состав муниципального района, в том числе по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, только на уровне муниципального района создается орган повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В оспариваемом предписании указанные разные нормы ФЗ № 131 ФЗ в рамках которых мероприятия в предписании должны быть исполнены, а именно делается ссылка о применении норм в зависимости от вида органа местного самоуправления, в связи с вышеизложенным, просили оспариваемое предписание признать незаконным и отменить.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МО «<адрес>», Комитет по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Алтай.

В апелляционной жалобе представитель Сельской администрации <адрес> Бобровских С.В. просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что Закон Республики Алтай от 07.07.2015 года № 32-РЗ не закрепляет за сельским поселением вопросы по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, указанным законом предусмотрено лишь участие впредупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В Уставе Уйменского поселения также отсутствуют данные полномочия. Согласно Устава МО «<адрес>» органы местного самоуправления района решают вопросы местного значения на территории поселений, входящих в состав муниципального района, в том числе по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Правительства РФ от <дата> не могут быть применены к сельским поселениям в связи с отсутствием полномочий в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Исходя из Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 года № 794 спорные вопросы решаются на муниципальном уровне. Мероприятия, указанные в п. 1.1, 1.7., предписания проводятся на уровне муниципального района, что подтверждается Положением о подготовке граждан, проживающих на территории МО «<адрес>», иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Документы, указанные в п. 1.2, на уровне сельских поселений не издаются. Службы и формирования, указанные в п. 1.3, созданы на уровне МО «<адрес>». Учения, указанные в п. 1.4, проводятся МО «<адрес>», на территории поселения опасные производственные объекты отсутствуют. План, указанный в п. 1.5, утвержден на уровне муниципального района, в состав которого входит сельское поселение. В связи с отсутствием полномочий у сельского поселения, материальные ресурсы по оспариваемым вопросам не могут быть созданы п. 1.6. Относительно п. 1.8 суд не принял во внимание, что пропаганда знаний обеспечивается органами управления, сходящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, куда входит только муниципальный район. Судом нарушены положения ст. 13 КАС РФ, в решении не указаны выводы относительно пунктов 1, 5, 6, 7, 8 предписания. Не дана оценка законности плановой выездной проверки, не исследован приказ о проверке от <дата>, акт проверки от <дата>, который представлен в материалы дела не в полном объеме, не может быть использован в качестве доказательства. Не исследован проверочный лист, не дана оценка доказательства стороны административного истца.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Сельской администрации <адрес>, представителя администрации МО «<адрес>» Бобровских С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено судом, в границах МО «<адрес>» Республики Алтай находятся самостоятельные муниципальные образования, в том числе, Уйменское сельское поселение, которое имеет свой устав, бюджет, имущество.

Согласно Устава МО «<адрес>» Республики Алтай к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 9, п. 27 ст. 3 Устава).

Из Устава МО «Уйменское сельское поселение» <адрес> Республики Алтай следует, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п. 20 ст. 4 Устава).

Обязанности органов местного самоуправления в области организации и осуществления мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации законодательно урегулированы, в том числе, Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 года № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», иными нормативно правовыми актами.

Положение о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 года № 1485, определяет порядок подготовки граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - население) в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Согласно подп. «а», «б», «в», «е», «г» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; обеспечивают проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к вопросам местного значения городского поселения.

К вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 21 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ).

К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального, городского округа (п. 28, п. 31 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ).

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, могут использоваться средства массовой информации, а также специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей (ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Как следует из материалов дела, на основании приказа Комитета по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Алтай от <дата> проведено плановое выездное мероприятие по надзору за выполнением Сельской администрацией <адрес> обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В ходе указанной проверки должностными лицами Комитета по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Алтай выявлены нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных законодательством Российской Федерации, о чем <дата> составлен акт проверки.

<дата> главным специалистом 1 разряда Комитета по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Алтай Туткушаковым Ч.В. в адрес административного истца внесено предписание по устранению всех нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций со сроком исполнения до <дата>, а именно:

1) подготовить документы по обучению неработающего населения в области защиты от ЧС (п. «а» ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, п. 23 ст. 14, п. 21 ст. 15, п. 28 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 131-ФЗ (в зависимости от вида ОМС), п. 1 п.п. «б» п. 2, п.п. «б» п. 4 постановления Правительства РФ от 18.09.2020 года №1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»);

2) подготовить документы по проведенным командно-штабным учениям или тренировкам в ОМС (приказ, распоряжение, план учений, акт по окончании) (1 раз в 3 года до 3 суток) (п.п. «а», «в» ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, п. 23 ст. 14, п. 21 ст. 15, п. 28 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ (в зависимости от вида ОМС), п. 2, 3, 4 постановления Правительства РФ от 18.09.2020 года № 1485);

3) подготовить документы по проведенным тактико-специальным учениям совместно с АСФ или АСС на территории ОМС (приказ, распоряжение, план учений, акт по окончании) (до 8 часов 1 раз в 3 года, формирования постоянной готовности проводят 1 раз в год) (п. «а», п. «в» ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, п. 23 ст. 14, п. 21 ст. 15, п. 28 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ (в зависимости от вида ОМС), п. 2, 3, 4 постановления Правительства РФ от 18.09.2020 года № 1485);

4) подготовить документы по проведенным комплексным учениям на территории ОМС (приказ, распоряжение, план учений, акт по окончании) (1 раз в 3 года, до 2 суток, если есть опасные производственные объекты) (п. «а», п. «в» ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, п. 23 ст. 14, п. 21 ст. 15, п. 28 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ (в зависимости от вида ОМС), п. 2, 3, 4 постановления Правительства РФ от 18.09.2020 года № 1485);

5) предоставить утвержденный и согласованный установленном порядке план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. «а», «б», «е» ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, п. 23 ст. 14, п. 21 ст. 15, п. 28 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ (в зависимости от вида ОМС), п. 23 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»);

6) разработать документы по организации финансирования мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (п. «г» ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, п. 23 ст. 14, п. 21 ст. 15, п. 28 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ (в зависимости от вида ОМС);

7) подготовить документы, подтверждающие проведение мероприятий по пропаганде знаний в области защиты населения и территории ОМС от ЧС (ст. 21 Федерального закона № 68-ФЗ, п. 23 ст. 14, п. 21 ст. 15, п. 28 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ (в зависимости от вида ОМС);

8) разработать распорядительные документы по организации проведения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях (эвакомиссия, функциональные обязанности членов, план работы комиссии) (п. «б» ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, п. 23 ст. 14, п. 21 ст. 15, п. 28 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ (в зависимости от вида ОМС).

Административный истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указывая, что Закон Республики Алтай № 32-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай» не закрепляет за сельским поселением вопросов местного значения по организации и осуществлении мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходя из того, что исполнение п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относится к вопросам местного значения МО «Уйменского сельского поселения», Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 года № 1485 не содержит положений о проведении командно-штабных учений или тренировок в ОМС (1 раз в 3 года до 3 суток), тактико-специальных учений совместно с АСФ или АСС на территории ОМС (до 8 часов 1 раз в 3 года, формирования постоянной готовности 1 раз в год), комплексных учений на территории ОМС (1 раз в 3 года, до 2 суток, если есть опасные производственные объекты), пришел к выводу об исключении из предписания от <дата> указание о нарушении п. 23 ч. 1 ст. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 года № 1485; и пунктов предписания 2, 3, 4.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель Сельской администрации <адрес> обратился с настоящей апелляционной жалобой, разрешая которую судебная коллегия исходит из следующего.

Как указано выше, согласно п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к вопросам местного значения городского поселения.

В ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 ст. 14).

В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

То есть, Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит перечень полномочий органов местного самоуправления муниципального района, круг которых гораздо шире участия сельского поселения в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В силу положений Закона Республики Алтай от 07.07.2015 года № 32-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай» за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения, в частности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что Закон Республики Алтай от 07.07.2015 года № 32-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в <адрес>» также не возлагает на сельскую администрацию <адрес> обязанности по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, как на федеральном, так и на региональном уровне законодательно установлено, что организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не могут относиться к вопросам местного значения сельского поселения, а относятся к вопросам местного значения муниципальных районов.

Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что деятельность органов местного самоуправления муниципального района, исходя из общих подходов, должна быть направлена преимущественно на создание условий для деятельности поселений (оказание им методической помощи, координацию взаимодействия поселений между собой и с органами государственной власти, участие в формировании позиции по решению того или иного конкретного вопроса, если он имеет межпоселенческое значение, софинансирование расходов и т.д.). В то же время поселения должны быть сосредоточены на непосредственном решении соответствующих вопросов местного значения.

Более того, содержание термина «участие», используемого в Федеральном законе от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не может автоматически трактоваться как предполагающее всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности.

В связи с чем, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является вопросом местного значения муниципальных районов и решается на территории сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Выводы судебной коллегии об отнесении вопроса по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера к вопросам местного значения МО «<адрес>», который решается на территории сельского поселения района, в частности, на территории Уйменского сельского поселения <адрес> муниципального образования «<адрес>», подтверждаются принятыми МО «<адрес>» муниципальными актами.

Так, постановлением Администрации МО «<адрес>» от <дата> утвержден Порядок проведения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования «<адрес>», Положение об эвакуационной комиссии муниципального образования «<адрес>», Состав эвакуационной комиссии муниципального образования «<адрес>».

<дата> постановлением Администрации МО «<адрес>» утверждено Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования «<адрес>».

Постановлением Администрации МО «<адрес>» от <дата> утвержден состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования «<адрес>» на 2021 год, в список которой вошли, в частности, главы сельских поселений <адрес> (л.д. 129-138 т. 1).

<дата> постановлением Администрации МО «<адрес>» утвержден состав эвакуационной комиссии администрации МО «<адрес>» на 2021 год.

<дата> постановлением Администрации МО «<адрес>» утверждено Положение о муниципальной системе оповещения населения на территории муниципального образования «<адрес>».

<дата> постановлением Администрации МО «<адрес>» утверждено Положение о подготовке граждан, проживающих на территории муниципального образования «<адрес>», иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

<дата> постановлением Администрации МО «<адрес>» утверждена муниципальная программа «Повышение эффективности систем жизнеобеспечения муниципального образования «<адрес>» на 2019-2024 годы, которая действует на территории всего района, в том числе сельских поселений, в рамках которой установлены мероприятия подпрограммы 2 «Повышение безопасности населения МО «<адрес>» и заложены финансовые средства на защиту населения от чрезвычайных ситуаций.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что предписание главного специалиста 1 разряда Комитета по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Алтай Туткушакова Ч.В. от <дата> по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций вынесено лицу, не имеющему полномочий для его исполнения.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, принял решение об исключении из оспариваемого предписания выводов о нарушении п. 23 ч. 1 ст. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата>, пунктов предписания 2, 3, 4, в то время как такие требования административным истцом не заявлялись, а заявленные административным истцом требования судом не разрешены.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных требований административного истца и подлежащими их удовлетворению об отмене, признании незаконным предписания специалиста 1 разряда Комитета по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Алтай от <дата> по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, внесенного в адрес Сельской администрации Уйменского сельского поселения <адрес> Республики Алтай.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Майминского районного суда Республики Алтай от <дата> отменить.

Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Сельской администрации <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание специалиста 1 разряда Комитета по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Алтай от <дата> по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий десяти дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.

Председательствующий судья - С.Н. Чертков

Судьи - Е.А. Кокшарова

О.А. Шнайдер

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22 сентября 2022 года.