ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6553/19 от 13.08.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Исакова Н.Н.

Судья-докладчик Бутина Е.Г. № 33а-6553/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Гусаровой Л.В.,

судей Харина Р.И. и Бутиной Е.Г.,

при секретаре Гордееве А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Губернатора Иркутской области ФИО1 к прокурору Иркутской области Воронину А. Б., прокуратуре Иркутской области о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

по апелляционной жалобе представителя административного истца Губернатора Иркутской области ФИО1ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 4 июня 2019 г.

установила:

в обоснование административного иска указано, что Дата изъята прокурором Иркутской области Губернатору Иркутской области внесено представление Номер изъят об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В представлении изложен анализ ситуации, связанной с реализацией на территории Иркутской области Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Не оспаривая наличие определенных проблем в реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, необходимость принятия всеми органами государственной власти Иркутской области мер, направленных на исправление ситуации в указанной сфере общественных отношений, а также осознавая необходимость принятия соответствующих мер со своей стороны, административный истец полагает, что прокурором Иркутской области допущено нарушение закона при определении формы мер прокурорского реагирования. Изложенные требования прокурора свидетельствуют о том, что представление внесено с нарушением статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 2202-1), поскольку данные требования не обладают признаками исполнимости и внесены неполномочному лицу. Бюджетное законодательство не устанавливает приоритетов бюджетной обеспеченности тех или иных бюджетных обязательств, соответственно, бюджетное обязательство по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями подлежит исполнению за счет бюджетных средств наряду с другими бюджетными обязательствами. Требование прокурора не может являться основанием для изменения объема бюджетного финансирования на те или иные мероприятия, а бюджетное планирование осуществляется в строгом соответствии с законодательством. Утверждение областного бюджета (включая внесение в него изменений) относится к бюджетным полномочиям Законодательного Собрания Иркутской области и только оно обладает полномочиями по принятию законов Иркутской области. Губернатор Иркутской области имеет возможность внести на рассмотрение Законодательного Собрания Иркутской области проект закона, предусматривающий увеличение финансирования мероприятий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, но данный законопроект в ходе его рассмотрения в Законодательном Собрании Иркутской области может быть изменен как по объемам финансирования, так и в целом вплоть до исключения из него соответствующих предложений, либо вовсе может быть отклонен Законодательным Собранием Иркутской области. Считает, что Губернатор Иркутской области не имеет возможности самостоятельно исполнить требование, изложенное в представлении, «устранить указанные в представлении нарушения закона», а исполнение данных требований зависит от всех участников бюджетного процесса и главным образом зависит от факта принятия Законодательным Собранием Иркутской области закона Иркутской области. В силу внесения представления неполномочному лицу оно носит формальный характер и не направлено на реальное восстановление законности.

Указывает, что Губернатор Иркутской области в состав и структуру Правительства Иркутской области не входит. Подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019 - 2024 годы входит в состав государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят-Номер изъят. Таким образом, указанная государственная программа утверждена нормативным правовым актом Правительства Иркутской области. Со ссылкой на часть 7 статьи 7 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз указывает на то, что изменение государственной программы возможно только путем принятия постановления Правительства Иркутской области. Законодательством не предусмотрены случаи изменения таких актов путем издания других правовых актов. Губернатор Иркутской области полномочиями по изданию постановлений Правительства Иркутской области не обладает. Таким образом, в указанной части представление внесено лицу, который не полномочен устранить нарушение закона. Целевые показатели подпрограммы установлены в государственной программе, то есть в нормативном правовом акте, и являются частью нормативного правового акта. Указывая в представлении на необходимость изменения целевых показателей названной подпрограммы, прокурор Иркутской области соответствующих обоснований не приводит, в связи с чем, по сути, данное замечание является субъективным и не основанным на положениях законодательства, регулирующих вопросы разработки государственных программ Иркутской области и определения целевых показателей.

Полагает, что поскольку принятие законов Иркутской области является исключительным полномочием Законодательного Собрания Иркутской области, Губернатор Иркутской области обладает только правом законодательной инициативы (статья 53 Устава Иркутской области), кроме того в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями действуют также иные нормативные правовые акты, принятые Правительством Иркутской области, в этой связи требование о внесении изменений в Закон Иркутской области от 28 декабря 2012 г. № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (далее Закон Иркутской области № 164-ОЗ) внесено лицу, не полномочному на устранение нарушений законодательства.

Кроме того, требование о внесении изменений в Закон Иркутской области № 164-ОЗ и другие нормативные правовые акты, не является конкретизированным, не указаны положения законодательства, которые нарушаются в результате действия таких правовых актов. В этой связи представление прокурора Иркутской области не обладает признаками ясности и исполнимости, предполагает для прокурора Иркутской области, осуществляющего последующий надзор за исполнением его требований, неограниченно широкую возможность усмотрения при оценке действий Губернатора Иркутской области в качестве надлежащего или ненадлежащего исполнения представления. Представление возлагает на административного истца не предусмотренные законодательством обязанности. При этом в связи с неисполнимостью требований прокурора ввиду отсутствия соответствующих полномочий, а также отсутствием фактов вменяемых нарушений закона, в отношении административного истца могут быть незаконно приняты меры по привлечению к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного административный истец просил суд признать представление прокурора Иркутской области от Дата изъята Номер изъят об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным.

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 6 мая 2019 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена прокуратура Иркутской области.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 4 июня 2019 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Губернатора Иркутской области ФИО1 ФИО2 просит решение отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение является незаконным и необоснованным, поскольку содержащиеся в нем выводы не мотивированы, основаны на неправильном применении норм материального права. Представление прокурора не содержит указаний на конкретные нормы законов, которые были нарушены Губернатором Иркутской области. Мнение прокурора Иркутской области относительно недостаточности финансирования и несовершенства законодательства в данной сфере не являются нарушением закона, в связи с чем, оформление таких предложений представлением прокурора прямо противоречит статьям 9.1, 22, 24 Федерального закона № 2202-1. Предлагаемые в представлении меры не отвечают признакам исполнимости, поскольку отсутствуют конкретные предложения по совершенствованию порядка формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, не указано какие изменения и в какой нормативно-правовой акт необходимо внести, само представление внесено лицу, не полномочному на устранение нарушений законодательства и возлагает на административного истца не предусмотренные законодательством обязанности. Вывод суда относительного того, что внесение проекта закона, предусматривающего увеличение финансирования мероприятий по формированию специализированного жилищного фонда является исключительным правом Губернатора Иркутской области, основан на неверном толковании положений законодательства Иркутской области. Кроме того право законодательной инициативы в отношении законов Иркутской области, предусматривающих изменение финансовых обязательств Иркутской области, есть также у прокурора Иркутской области.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представители прокуратуры Иркутской области Шебетникова Ж.В., Лохова Е.Ю., прокурор Иркутской области Воронин А.Б. просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Административный истец Губернатор Иркутской области ФИО1, административный ответчик прокурор Иркутской области Воронин А.Б. в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Прокурор Иркутской области Воронин А.Б. в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного истца Губернатора Иркутской области ФИО1, административного ответчика прокурора Иркутской области Воронина А.Б., надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителя административного истца Губернатора Иркутской области ФИО1 ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителей прокуратуры Иркутской области Шебетниковой Ж.В., Букиной О.Я., возражавших против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из требований части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности обстоятельств суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Согласно статье 57 Устава Иркутской области, Губернатор Иркутской области является высшим должностным лицом Иркутской области, представляет Иркутскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления и иными муниципальными органами муниципальных образований Иркутской области, организациями, общественными объединениями и гражданами, а также при осуществлении международных и внешнеэкономических связей Иркутской области; возглавляет исполнительную власть Иркутской области; обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области с иными органами государственной власти Иркутской области и с иными государственными органами Иркутской области; в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации организует взаимодействие исполнительных органов государственной власти Иркутской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и иными муниципальными органами муниципальных образований Иркутской области и общественными объединениями.

В соответствии со статьей 4 Закона Иркутской области от 11 мая 2010 г. №30-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области» исполнительными органами государственной власти Иркутской области являются Правительство Иркутской области и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области.

Согласно статье 1 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 г. № 264/43-пп, Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по реализации областной государственной политики, нормативному правовому регулированию в области имущественных отношений, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, управлению государственной собственностью Иркутской области, а также осуществляющим функции в сфере территориальной обороны и гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), пожарной безопасности.

Статьей 5 Закона Иркутской области № 164-ОЗ предусмотрено, что формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется в установленном порядке органом по управлению имуществом, которым является министерство имущественных отношений Иркутской области.

Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу положений статьи 6 Федерального закона № 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 22 Федерального закона № 2202-1, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона № 2202-1, вносит представление об устранении нарушений закона.

В силу положений пункта 1 статьи 24 Федерального закона № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Судом установлено, что прокуратурой Иркутской области по результатам проверок обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее дети-сироты), органами исполнительной власти области, Дата изъята в адрес Губернатора Иркутской области ФИО1 внесено представление прокурора Иркутской области Номер изъят, в котором прокурор требует от Губернатора Иркутской области ФИО1 рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры области; принять незамедлительно исчерпывающие меры к устранению указанных нарушений закона, в том числе в деятельности министерства имущественных отношений области. С этой целью в процессе исполнения областного бюджета 2019 года рассмотреть вопрос об увеличении финансирования мероприятий по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот, в том числе исполнение судебных решений в отношении данных лиц, а также увеличение целевых показателей областной государственной подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот программы «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы» по количеству приобретенных и предоставленных лицам из числа детей-сирот жилых помещений в текущем и последующих годах. Внести изменения в Закон Иркутской области № 164-ОЗ и иные нормативные правовые акты, направленные на совершенствование порядка формирования специализированного фонда. Поставить на систематический контроль деятельность министерства имущественных отношений области в рассматриваемой сфере с целью приведения ее в соответствие с требованиями действующего законодательства. О результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру области в установленный законом срок.

Как следует из ответа Губернатора Иркутской области ФИО1 от Дата изъята на указанное представление, необходимость разрешения проблем, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, является актуальной, в связи с этим по результатам рассмотрения представления приняты следующие решения: министерству имущественных отношений Иркутской области поручено разработать «Дорожную карту по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот на 2019-2021 годы» (далее – Дорожная карта) с учетом увеличения денежных средств из областного бюджета. На первом этапе составления Дорожной карты министерству имущественных отношений Иркутской области поручено подготовить информацию с анализом возможности строительства и приобретения жилых помещений для детей-сирот в муниципальных образованиях Иркутской области (учесть возможность выделения земельных участков, согласие детей-сирот на предоставление жилых помещений в определенном муниципальном образовании). Срок исполнения: Дата изъята ; министерству имущественных отношений Иркутской области и министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области поручено рассмотреть возможность совмещения программ строительства жилых помещений для различных социальных категорий граждан в муниципальных образованиях Иркутской области с учетом приобретения жилых помещений для детей-сирот. На заседании Градостроительного совета при Губернаторе Иркутской области рассмотреть вопрос обеспечения детей-сирот жилыми помещениями с обсуждением имеющихся проблем. Срок исполнения: Дата изъята На основании анализа собранной информации для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот на 2019-2021 годы будет рассмотрен вопрос о выделении дополнительных финансовых средств из бюджета Иркутской области на приобретение жилых помещений для детей-сирот в соответствии с бюджетным законодательством. Относительно требования о внесении изменений в Закон Иркутской области № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (далее - Закон) и иные нормативные правовые акты информирует, что в результате рассмотрения представления не установлено, в какой части требуется изменение соответствующих правовых актов. Более того, решение Иркутского областного суда о признании недействующей статьи 5 Закона не вступило в законную силу, и обжалуется Законодательным Собранием Иркутской области в апелляционной порядке. Кроме того, обращено внимание, что единственным органом законодательной власти в Иркутской области, который полномочиями по принятию законов Иркутской области (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 44 Устава Иркутской области), является Законодательное Собрание Иркутской области. Соответственно, в случае, если прокурор полагает, что Закон не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, требование об изменении Закона следует внести в данный орган государственной власти. В свою очередь, если анализ практики правоприменения, а также исполнение принятых выше решений выявит необходимость корректировки Закона, Губернатором будет рассмотрен вопрос о реализации права законодательной инициативы. Деятельность министерства имущественных отношений Иркутской области в части исполнения приведенных выше решений поставлена на контроль.

Из дополнения первого заместителя Губернатора Иркутской области - председателя правительства Иркутской области ФИО3 отДата изъята к письму Губернатора Иркутской области ФИО1 от Дата изъята о рассмотрении представления прокуратуры Иркутской области от Дата изъята Номер изъят следует, что необходимость разрешения проблем, связанных с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области (далее - жилые помещения), является актуальной и находится на особом контроле Правительства Иркутской области. Дата изъята по итогам совещания с участием представителя прокуратуры Иркутской области по рассмотрению представления прокуратуры Иркутской области «Об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченным исполнительным органам государственной власти Иркутской области был дан ряд поручений, направленных на решение вышеуказанной проблемы и выработку механизма организации работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, позволяющего в 2019-2021 годах обеспечить жилыми помещениями максимальное количество детей-сирот. Так, министерству имущественных отношений Иркутской области поручено в срок до Дата изъята разработать «Дорожную карту по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот на 2019-2021 годы» с учетом необходимости увеличения объема денежных средств из областного бюджета. На первом этапе составления Дорожной карты министерству имущественных отношений Иркутской области поручено подготовить информацию с анализом возможности строительства и приобретения помещений для детей-сирот в муниципальных образованиях Иркутской области (учесть возможность выделения земельных участков, согласие детей-сирот на предоставление жилых помещений в определенном муниципальном образовании). Министерству имущественных отношений Иркутской и министерству строительства и дорожного хозяйства Иркутской в срок до Дата изъята поручено рассмотреть возможность совмещения программ строительства жилых помещений для различных социальных категорий граждан в муниципальных образованиях Иркутской области с учетом приобретения жилых помещений для детей-сирот, а также на заседании Градостроительного совета при Губернаторе Иркутской области рассмотреть вопрос обеспечения детей-сирот помещениями с обсуждением имеющихся проблем. На основании анализа собранной информации для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот на 2019-2021 годы будет рассмотрен вопрос о выделении дополнительных финансовых средств из бюджета Иркутской области на приобретение жилых помещений для детей-сирот в соответствии с бюджетным законодательством.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований административного истца Губернатора Иркутской области ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое представление прокуратуры Иркутской области от Дата изъята Номер изъят основано на нормах права, соответствует требованиям российского законодательства и не может рассматриваться как нарушающее законные права и свободы административного истца, поскольку вынесено в рамках предоставленных данному государственному органу полномочий, с соблюдением порядка принятия решения, предусмотренного действующим законодательством, ввиду чего оснований для выводов о его незаконности не имеется. Суд не установил допущенных административным ответчиком незаконных действий, ущемляющих права и законные интересы административного истца.

Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что представление прокурора не содержит указаний на конкретные нормы законов, которые были нарушены Губернатором Иркутской области, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в оспариваемом представлении четко отражены конкретные нормы законов, которые были нарушены в данной сфере, в частности: Закон Иркутской области от 18 декабря 2017 г. № 98-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 34, 158 Бюджетного кодекса РФ, Закон Иркутской области от 28 декабря 2012 г. № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области».

В соответствии с положениями постановления Правительства области от 26 июля 2013 г. № 282-пп «Об утверждении Положения о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации» государственные программы области подлежат утверждению Правительством области.

В рамках полномочий, возложенных законодательством, как должностное лицо, возглавляющее исполнительную власть Иркутской области, Губернатор области вправе инициировать перед Правительством области, исполнительными органами государственной власти области решение конкретных вопросов, в том числе, связанных с внесением изменений в госпрограммы.

Деятельность органов государственной власти по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов является бюджетным процессом и регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ, Закона Иркутской области от 23 июля 2008 г. №55-ОЗ «О бюджетном процессе Иркутской области» и принятыми в соответствии с ними правовыми актами.

В соответствии со статьями 6, 14, 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы осуществляется на основании расходных обязательств, принятых с учетом разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Обеспечение детей-сирот жильем относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

В силу статьи 14 Бюджетного кодекса РФ бюджет субъекта Российской Федерации предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Бюджетного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных органов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, осуществляют иные полномочия.

Согласно статье 53 Устава Иркутской области, Губернатору Иркутской области принадлежит право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Иркутской области.

В соответствии со статьей 16 Закона Иркутской области от 23 июля 2008 г. № 55-ОЗ «О бюджетном процессе Иркутской области» внесение проекта закона области об областном бюджете на рассмотрение в Законодательное Собрание Иркутской области является исключительным правом Губернатора Иркутской области.

В соответствии с частью 3 статьи 54 Устава Иркутской области проекты законов области об изменении финансовых обязательств Иркутской области, другие проекты законов области, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Законодательным Собранием области по представлению Губернатора области либо при наличии его заключения.

При таких обстоятельствах оспариваемое представление в части требований рассмотрения в процессе исполнения областного бюджета 2019 года вопроса об увеличении финансирования мероприятий по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот, в т.ч. исполнение судебных решений в отношении данных лиц, а также увеличение целевых показателей областной государственной подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот программы «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы» по количеству приобретенных и предоставленных лицам из числа детей-сирот жилых помещений в текущем и последующих годах соответствует закону.

Данным представлением на Губернатора Иркутской области не возлагается обязанность изменить бюджет Иркутской области, а предлагается решить вопрос об увеличении финансирования мероприятий по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот в процессе исполнения областного бюджета 2019 года, в рамках предоставленных Губернатору Иркутской области полномочий.

Губернатору Иркутской области предложено принять меры к устранению нарушений закона, в том числе, внести изменения в Закон области № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» и иные нормативные правовые акты, направленные на совершенствование порядка формирования специализированного фонда. Из буквального толкования данной части представления следует, что Губернатору Иркутской области предлагается внести изменения в закон Иркутской области и иные нормативные правовые акты, а не принять их. Кроме того, в соответствии со ст. 53 Устава Иркутской области, Губернатору Иркутской области принадлежит право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Иркутской области.

При таких обстоятельствах судебной коллегией также признается несостоятельным довод жалобы о том, что представление внесено лицу, не полномочному на устранение нарушений законодательства и возлагает на административного истца не предусмотренные законодательством обязанности в силу указанных выше обстоятельств и норм права.

Кроме того, в соответствии со статьей 53 Устава Иркутской области, Губернатору Иркутской области принадлежит право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Иркутской области. В силу части 2 статьи 54 Устава Иркутской области, проекты законов Иркутской области, внесенные в порядке реализации права законодательной инициативы в Законодательное Собрание Иркутской области Губернатором Иркутской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке. А наличие у прокурора права законодательной инициативы не исключает такого права у высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и не свидетельствует о незаконности вынесенного представления.

Довод жалобы о том, что недостаточность финансирования и несовершенства законодательства в данной сфере не являются нарушением закона, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Ссылка в жалобе на то, что предлагаемые в представлении меры не отвечают признакам исполнимости, поскольку отсутствуют конкретные предложения по совершенствованию порядка формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, не указано какие изменения и в какой нормативно-правовой акт необходимо внести, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку опровергаются ответами Губернатора Иркутской области от 27 марта 2019 г. и первого заместителя губернатора Иркутской области - председателя правительства Иркутской области от 15 апреля 2019 г.

Кроме того, судом первой инстанции обоснованно учтено, что по результатам рассмотрения представления, министерству имущественных отношений области поручено подготовить информацию с анализом возможности строительства и приобретения жилых помещений для детей-сирот в муниципальных образованиях области, принимая во внимание возможное выделения земельных участков, согласие детей-сирот на предоставление жилых помещений в определенном муниципальном образовании. Министерству имущественных отношений области совместно с Министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области поручено рассмотреть возможность совмещения программ строительства жилых помещений для различных социальных категорий граждан. Также Губернатор Иркутской области проинформировал прокурора Иркутской области о постановке деятельности министерства имущественных отношений области на контроль, о рассмотрении вопроса реализации права законодательной инициативы в случае выявления такой необходимости по результатам выполнения вышеуказанных поручений. Таким образом, Губернатором Иркутской области приняты меры для устранения нарушений законодательства, изложенных в представлении прокурора в этой части.

Доказательств обратному стороной административного истца ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции в силу требований статей 59, 60, 61, 62, 70 КАС РФ не представлено.

Выраженное несогласие административного истца в апелляционной жалобе с выводами суда о законности оспариваемого решения, не может повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку основано на неправильном толковании заявителем норм права, перечисленные в жалобе обстоятельства не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для разрешения спора по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 4 июня 2019 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судья-председательствующий Л.В. Гусарова

Судьи Р.И. Харин

Е.Г. Бутина