Судья Матвеева Д.М. № 33а-6626/2022
25RS0009-01-2020-00514-41
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Владивосток 27.07.2022
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Гончарова А.А.
судей Гуцалова И.В., Новожиловой И.Н.
при секретаре Перебейносове М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 05.04.2022 по административному делу по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФБГУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ в лице филиала по Восточному военному округу о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Гуцалова И.В., объяснения представителя заинтересованного лица ФГКУ «ДТУИО» ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца ФИО2, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц, в котором с учётом уточнений просил признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ, связанное с не проведением ремонта здания и оборудования котельной №; обязать Министерство обороны РФ, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ВВО провести капитальный ремонт здания котельной №, расположенной по адресу: <адрес> военный городок №, а именно: устройство отмостки котельной - 23 м2; восстановление цементной стяжки полов котельной - 300 м2; замена котла «КВ-0,42» № водогрейного стального; замена колосниковых решёток котла «КВ-0,4» № водогрейного стального; ремонт обмуровки, замена колосниковых решёток котла «КВ-0,42» № - водогрейного стального; замена котла «КВ-0,42» № водогрейного стального; замена котла «Универсал-6» № парового стального; ремонт обмуровки, замена колосниковых решёток; замена трубной систем; котла «КВ-0,42» № водогрейного чугунного; ремонт обмуровки, замена колосниковых решёток, замена трубной систем; котла «КВ-0,42» № парового чугунного; вентилятор вентилятора поддува BP 280-42 №,5; замена вентилятора поддува BP 280-46 №,5; замена задвижки Ду - 13 шт., крана Ду-50 - 7 шт., трубы Ду-50 - 50 м. клапана обратного Ду-50 - 14 шт., фланца Ду-100 - 20 шт., фланца Ду-50 - 10 шт. (внутренние трубопроводы и арматура); замена кабеля, светильников, автоматических выключателей; замена участка тепловой сети Ду-159 - 200 м, Ду-108 - 120 м., Ду-6З - 10 м.. Ду-2019 - 70 м (трубопровод тепловой); установка лотков теплосетей Л-2 - 20 шт. и лотков перекрытия П-1 - 20 шт. (т.1 л.д.60-64). В обоснование иска указано, что в июне 2019 года военной прокуратурой была проведена проверка содержания и эксплуатации здания котельной №, 1985 года постройки, расположенной по адресу: <адрес> военный городок №, поставляющей тепловую энергию в военный городок, в котором расположен казарменно-жилищный фонд МО РФ. По результатам проверки было установлено, что с момента ввода здания котельной в эксплуатацию, капитальный ремонт здания не проводился. Согласно акту осмотра системы теплоснабжения, акту гидравлического испытания оборудования и тепловых сетей, здание котельной нуждается в проведении капитального ремонта, а именно: котёл «КВ-0,42» № - износ обмуровки котла, износ котловых труб (замена котла); котёл «КВ-0,42» № - износ обмуровки котла, износ котловых труб (замена котла); лотки теплосетей и плиты перекрытия - отсутствуют (установка лотков теплосетей Л-2 - 20 шт. и плит перекрытия П-1 - 20 шт.). В ходе проверки также установлено, что котельная является собственностью МО РФ, вместе с тем, являясь собственником данной котельной, МО РФ не производит капитальный ремонт. Ненадлежащее исполнение МО РФ обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания принадлежащей ему котельной, существенно нарушает права гражданского персонала, обеспечивающего функционирование котельной, на санитарно-эпидемиологическое благополучение, может привести в обрушению котельной, создаёт предпосылки к срыву отопительного сезона 2019-2020 гг, и как следствие нарушает жилищные права граждан, а также может привести к наступлению иных тяжких последствий, в том числе связанных с гибелью людей.
По определению Лесозаводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (т.1 л.д.201).
В судебном заседании представитель административного истца поддержал уточнённые исковые требования в полном объёме.
Представители административных ответчиков МО РФ, ФГКУ «ЦЖКУ» МО РФ и заинтересованные лица ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ, ФКБУ «ЦЖКУ» МО РФ в судебное заседание не явились, извещены о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В письменных возражениях на иск представители МО РФ, ФГКУ «ЦЖКУ» МО РФ возражали против заявленных исковых требований.
В письменных возражениях на иск представитель ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» указал, что они не осуществляют ремонт находящегося у них на балансе имущества.
По решению Лесозаводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала по Восточному военному округу, выразившееся в не осуществлении капитального ремонта здания и оборудования котельной (инв. №), расположенной по адресу: <адрес> военный городок №, незаконным и на Министерство обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Восточному военному округу возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт здания и оборудования котельной (инв. №), расположенной по адресу: <адрес> военный город №, а именно: устройство отмостки котельной - 23 м2; восстановление цементной стяжки полов котельной - 300 м2; замена котла «КВ-0,42» № водогрейного стального; замена колосниковых решёток котла «КВ-0,4» № водогрейного стального; ремонт обмуровки, замена колосниковых решёток котла «КВ-0,42» № водогрейного стального; замена котла «КВ-0,42» № водогрейного стального; замена котла «Универсал-6» № парового стального; ремонт обмуровки, замена колосниковых решёток, замена трубной систем; котла «КВ-0,42» № водогрейного чугунного; ремонт обмуровки, замена колосниковых решёток, замена трубной систем; котла «КВ-0,42» № парового чугунного; вентилятор вентилятора поддува BP 280-42 №,5; замена вентилятора поддува BP 280-46 №,5; замена задвижки Ду - 13 шт., крана Ду-50 - 7 шт., трубы Ду-50 - 50 м. клапана обратного Ду-50 - 14 шт., фланца Ду-100 - 20 шт., фланца Ду-50 - 10 шт. (внутренние трубопроводы и арматура); замена кабеля, светильников, автоматических выключателей; замена участка тепловой сети Ду159 - 200 м, Ду108 - 120 м., Ду6З - 10 м. Ду2019 - 70 м (трубопровод тепловой.); установка лотков теплосетей Л-2 - 20 шт. и лотков перекрытия П-1 - 20 шт. и сообщить об исполнении решения заместителю 32 военной прокуратуры гарнизона и в суд.
Не согласившись с данным решением, представитель административного ответчика в апелляционной жалобе просит об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что военный прокурор не имеет право вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность МО РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, а решение оставить без изменения.
На основании ст.ст.150, 152 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещённых о дате, времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, выслушав представителей истца и заинтересованного лица, приходит к следующему выводу.
На основании ч.1-2 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Судом первой инстанции установлено, что июне 2019 года 32 военной прокуратурой гарнизона была проведена проверка, обусловленная вопросами содержания и эксплуатации здания котельной №, расположенной по адресу: <адрес> военный городок №.
Комиссией, назначенной по приказу от ДД.ММ.ГГГГ№, в составе начальника ЖС №, ВРИО начальника теплового хозяйства ЖКС №, начальника котельной № ЖКС №, инженера ЖКС № представителя войсковой части 07059 проводились осмотры систем теплоснабжения, а также гидравлические испытания оборудования котельной, по результатам которых установлено, что здание и оборудование котельной № нуждается в проведении капитального ремонта, а именно: отмостка котельной (износ 90 %, трещины, провал (образование отрицательного уклона) - устройство отмостки 23 м2; полы котельной (износ 90 %, трещены, сколы) - восстановление цементной стяжки 300 м2; котёл «КВ-0,42» № водогрейный стальной (износ 100 %, износ обмуровки котла, износ котловых труб) - замена котла; котёл «КВ-0,4» № водогрейный стальной (износ 85 %, износ колосниковых решёток) - замена колосниковых решёток; котёл «КВ-0,42» № водогрейный стальной (износ 95 %, износ обмуровки котла, износ колосниковых решёток) - ремонт обмуровки котла, замена колосниковых решёток; котёл «КВ-0,42» № водогрейный стальной (износ 100 %, износ обмуровки кола, износ котловых труб) - замена котла; котёл «Универсал-6» № паровой стальной (износ 100 %, низкий КПД котла (длительная эксплуатация - накипь), коррозия металла трубной системы) - замена котла; котёл «КВ-0,42» № водогрейный чугунный (износ 95 %, износ обмуровки котла, износ котловых решёток, износ колосниковых решёток, прогар труб) - ремонт обмуровки котла, замена колосниковых решёток, замена трубной системы котла; котёл «КВ-0,42» № паровой чугунный (износ 95 %, износ обмуровки котла, износ колосниковых решёток, прогар труб) - ремонт обмуровки котла, замена колосниковых решёток, замена трубной системы котла; вентилятор поддува BP 280-42 №,5 (износ 100 %, межвитковое замыкание статора и ротора) - замена вентилятора; вентилятор поддува BP 280-46 №,5 (износ 100 %, межвитковое замыкание статора и ротора) - замена вентилятора; внутренние трубопроводы и арматура (износ 90 %, износ запорной арматуры, неудовлетворительное состояние трубопроводов, запорной арматуры) - замена задвижки Ду - 13 шт., крана Ду-50 - 7 шт., трубы Ду-50 - 50 м., клапана обратного Ду-50 - 14 шт., фланец Ду-100 - 20 шт., фланец Ду-50 - 10 шт.; электрооборудование, силовые электрокабель (износ 90 %, износ изоляции кабеля, светильников, автоматических выключателей) - замена кабеля, светильников, автоматических выключателей; трубопровод тепловой (износ 95 %, коррозия метала, трещины) - замена участка тепловой сети Ду159 - 200 м, Ду108 - 120 м., Ду63 - 10 м., Ду2019 - 70 м.); лотки теплосетей и плиты перекрытия (отсутствуют) - установка лотков теплосетей J1-2 - 20 шт. и лотков перекрытия П-1 - 20 шт.( т.1 л.д.7-19).
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно положениям ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С учётом установленных в ходе проверки повреждений здания котельной с целью защиты законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц заместитель военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Судом первой инстанции также установлено, что указанное здание котельной №, расположенной по адресу: <адрес> военный городок №, по приказу директора Департамента имущественных отношений МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ№ передано в оперативное управление ФБГУ «ЦЖКУ» МО РФ (т.1 л.д.36-37).
Удовлетворяя заявленные военным прокурором исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что здание котельной №, расположенное по адресу: <адрес> военный городок №, нуждается в проведении капитального ремонта, Министерство обороны Российской Федерации как собственник имущества и ФБГУ «ЦЖКУ» МО РФ, у которого данное имущество находится в оперативном управлении, действия по ремонту здания не производит, в результате чего нарушаются права Российской Федерации и неопределённого круга лиц.
Анализируя данные выводы суда, судебная коллегия считает их ошибочными, а решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил (пп.71 п.7 Положения).
По смыслу положений статей 209 и 210 ГК РФ в их системном единстве следует, что собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается, принадлежим ему имуществом, определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта, а возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно п.1,2 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Возлагая на Министерство обороны как на собственника имущества по требованию прокурора обязанность провести капитальный ремонт здания котельной № 225, судом не учтено следующее.
Из системного толкования норм действующего законодательства следует, что по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (ст.46 Конституции РФ и ст.ст.3,4,227 КАС РФ).
В силу положений п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Для реализации полномочий Министерства обороны РФ в области содержания объектов военной инфраструктуры Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 № 155 создано ФГБУ «ЦЖКУ».
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 03.03.2017 № 607 утверждён Устав ФГБУ «ЦЖКУ».
ФГБУ «ЦЖКУ» обеспечивает реализацию Министерством обороны формирования государственного задания (п.6 Устава) и выделение учреждению финансирования на выполнение задания на очередной финансовый год за счёт средств федерального бюджета (п.30 Устава).
Согласно п.13,14 Устава основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (далее – Учреждение) является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ. Для достижения целей осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства, управление недвижимым имуществом.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 13.04.2017 № 1168 за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество.
Учреждение в отношении закреплённого за ним на праве оперативного управления имущества владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законодательством РФ, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законодательством РФ, распоряжается этим имуществом с согласия Министерства обороны (п.21).
Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закреплённых на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (п.25 Устава).
Кроме того, согласно Изменениям в Устав, утверждённым приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 30.07.2018 № 2025, Пункт 21 дополнен абзацем следующего содержания: «Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный ремонт и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование», а Пункт 25 после слов «деятельность по эксплуатации» дополнен текстом следующего содержания: «(в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закреплённых на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков)».
Учитывая, что обязанность по содержанию объектов военной инфраструктуры собственником - Минобороны России возложено на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в силу приведённых положений Устава, с учётом изменений, данное Учреждение вправе осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, в том числе текущий и капитальный ремонт, в соответствии с утверждённым в установленном порядке Уставом и планом его финансовой деятельности.
Процедура включения объектов в план текущего ремонта и заявочный план капитального ремонта установлена приказом Министра обороны Российской Федерации № 860 от 30.12.2017 «Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации», которым определено, что контроль за техническим состоянием материально-технической базы осуществляется путём проведения систематических (весенних, осенних) и внеплановых осмотров. Осмотры проводятся комиссией, назначаемой приказом командира воинской части с участием представителей ФГБУ «ЦЖКУ», представителей управления эксплуатации.
При этом для формирования титулов капитального ремонта должен устанавливаться объём необходимых работ, определение их сметной стоимости, сумма расходов на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В случае если по результатам проведённого осмотра установлено, что на объектах материально-технической базы военного городка требуется проведение работ капитального характера, то районный представитель государственного заказчика формирует заявку на капитальный ремонт, окружной представитель государственного заказчика обобщает сведения и разрабатывает заявочный план капитального ремонта, утверждает его у командующего войсками округа и направляет в Департамент строительства Минобороны России для принятия решения о включении объектов в титул капитального ремонта.
Судебная коллегия отмечает, что суд, возлагая как на Министерство обороны РФ, так и на ФГБУ «ЦЖКУ» обязанность провести капитальный ремонт, не выяснил вопрос о надлежащем ответчике и о соблюдении самой процедуры проведения капитального ремонта. В связи с чем в настоящее время возложение обязанности по проведению капитального ремонта является преждевременным.
Тем не менее, судебная коллегия полагает необходимым в рамках проведения процедуры капитального ремонта возложить на ФГБУ «ЦЖКУ» обязанность провести обследование здания котельной № в указанной войсковой части для установления объёма необходимых работ, определения их сметной стоимости и суммы расходов, для последующего формирования заявки на капитальный ремонт, обобщения сведений и разработки заявочного плана капитального ремонта и соответственно дальнейшего принятия решения о включении здания в титул капитального ремонта.
В соответствии с п.2 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При вышеуказанных обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда, как принятое при неверном применении норм материального права, и вынести по делу новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 05.04.2022 отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФБГУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ в лице филиала по Восточному военному округу о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить в части, возложить на ФБГУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ в лице филиала по Восточному военному округу обязанность провести обследование здания котельной №, расположенной по адресу: <адрес> военный городок №.
В части возложения на Министерство обороны Российской Федерации и ФБГУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ в лице филиала по Восточному военному округу обязанности по проведению капитального ремонта отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи