Судья Нуждин С.В. Дело № 33а-6628
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2016 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Совкича А.П., Литвиновой М.В.,
при секретаре Дагаевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Селезнева П.В. к Собранию депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения от 28 апреля 2016 года № в части прекращения досрочно полномочий депутата Селезнева П.В. по апелляционной жалобе Селезнева П.В. на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 08 июня 2016 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области Кудлай Ю.В., которая просила апелляционную жалобу отклонить, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Селезнев П.В. обратился в суд с административным иском к Собранию депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения от 28 апреля 2016 года № в части прекращения ему досрочно полномочий депутата.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является депутатом Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области (избирательный округ № 16).
28 апреля 2016 года на 115-м заседании четвертого созыва Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области было принято решение № о прекращении досрочно полномочий четырех депутатов, в том числе и ему. Основанием для прекращения полномочий досрочно явилось несоблюдение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Селезнев П.В. с решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области не согласен в связи с нарушением процедуры и порядка его принятия, предусмотренной пунктами 4.1.1, 4.1.2, 4.1.5, 3.1.15, 3.1.17 Регламента Энгельсского районного собрания депутатов. На заседание Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области запрещается выносить вопросы, предварительно не включенные в повестку дня. Вопрос о прекращении досрочно полномочий депутату Селезневу П.В. не был включен в повестку дня и не мог быть предметом рассмотрения 28 апреля 2016 года Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области. При этом вопрос о прекращении досрочно полномочий депутату Селезневу П.В. был необоснованно включен в повестку заседания Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области не самостоятельным вопросом, а в раздел «Разное», тогда как в указанный раздел могут включаться проекты правовых актов Собрания депутатов, требующие незамедлительного принятия, а также сообщения, носящие информационный характер.
Учитывая, что вопрос о прекращении досрочно полномочий депутата Селезнева П.В. не мог быть поставлен на голосование, у Собрания депутатов отсутствовало право по принятию решения в указанной части, просил признать решение Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области от 28 апреля 2016 года в части незаконным.
Рассмотрев спор, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Селезнев П.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, допущенные нарушения норм материального права. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам административного искового заявления.
В возражениях на апелляционную жалобу Собрание депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области просит решение суда оставить без изменения.
Селезнев П.В. в заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Аналогичное положение закреплено в части 1 статьи 218 КАС РФ.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).
Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) содержит основные термины и понятия, используемые в указанном Федеральном законе. В частности, определяет понятие "лицо, замещающее муниципальную должность" - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Пункт 4 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Собрание депутатов Энгельсского муниципального района осуществляет деятельность на основании Положения о Собрании депутатов Энгельсского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 30 марта 2006 года № 14/03-03 (в редакции от 1 ноября 2012 года).
В соответствии с частью 3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного округа местного самоуправления нового созыва.
Частью 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 Устава Энгельсского муниципального района срок полномочий Собрания депутатов Энгельсского муниципального района и депутатов Собрания депутатов Энгельсского муниципального района определен в пять лет.
Обязанность по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ).
Собрание депутатов Энгельсского муниципального района является представительным органом Энгельсского муниципального района (часть 1 статьи 15 Устава Энгельсского муниципального района).
Из материалов дела следует, что 14 марта 2011 года было принято решение территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области № «Об общих результатах выборов депутатов в Собрание депутатов Энгельсского муниципального района четвертого созыва 13 марта 2011 года». С этой даты начались полномочия Селезнева П.В. как депутата Собрания депутатов Энгельсского муниципального района четвертого созыва по 16 избирательному округу.
По общим положениям полномочия депутатов Энгельсского муниципального района четвертого созыва, в том числе и Селезнева П.В., прекращались 20 сентября 2016 года в связи с избранием 18 сентября 2016 года Собрания депутатов Энгельсского муниципального района пятого созыва в правомочном составе.
Пунктом 7.2 Устава Энгельсского муниципального района предусмотрена обязанность депутата Собрания депутатов Энгельсского муниципального района на соблюдение ограничений, запретов, а также исполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25 февраля 2016 года № утверждено Положение о предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдении запретов и ограничении лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления Энгельсского муниципального района (далее Положение).
Разделами 2, 3 Положения установлено, что лица, замещающие муниципальные должности, предоставляют ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Сведения предоставляются по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». Подаются сведения в комиссию Собрания депутатов Энгельсского муниципального района по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления Энгельсского муниципального района.
15 апреля 2016 года прокурором города Энгельса главе Энгельсского муниципального района внесено представление № об устранении нарушений требований части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», части 1 статьи 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В частности, не всеми выборными должностными лицами Собрания депутатов Энгельсского муниципального района, в том числе Селезневым П.В., выполнена обязанность по предоставлению сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Указанное обстоятельство Селезневым П.В. не оспаривается.
Частью 5 статьи 16 Устава Энгельсского муниципального района предусмотрены основания, по которым полномочия депутата прекращаются досрочно.
28 апреля 2016 года решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области № были прекращены досрочно полномочия четверых депутатов, в том числе Селезнева П.В.
Как следует из повестки дня сто пятнадцатого заседания четвертого созыва Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 28 апреля 2016 года, вопрос о прекращении досрочно полномочий депутатов, в частности Селезнева П.В., в повестку дня включен не был.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что вопрос о прекращении досрочно полномочий депутата Селезнева П.В. был включен в повестку дня в раздел «Разное» как рассмотрение представления прокурора города Энгельса. Такое рассмотрение указанного вопроса не противоречит положениям Регламента Собрания депутатов Энгельсского муниципального района и не требовало предварительного голосования и иных процедур. Также суд полагал, что Селезнев П.В. был надлежащим образом уведомлен как о времени и месте заседания Совета депутатов Энгельсского муниципального района, так и о повестке дня.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Согласно частей 7 и 8 статьи 17 Устава Энгельсского муниципального района порядок организации деятельности Собрания депутатов Энгельсского муниципального района определяется Регламентом Собрания депутатов Энгельсского муниципального района, утвержденным решением Энгельсского районного Собрания депутатов от 30 марта 2006 года № 14/03-03 (в редакции от 30 октября 2014 года) -далее Регламент.
Проект повестки дня заседания Собрания депутатов Энгельсского муниципального района формируется заместителем главы Энгельсского муниципального района, руководителем аппарата Собрания депутатов на основе плана работы Собрания депутатов и предложений о внесении внеплановых вопросов главой Энгельсского муниципального района, заместителем главы Энгельсского муниципального района, председателями постоянных комитетов, групп депутатов, отдельных депутатов, главы администрации Энгельсского муниципального района, а также в порядке правотворческой инициативы граждан (пункт 3.8 Регламента).
Проект повестки дня, принимается за основу открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов. Если проект повестки дня не принят за основу, то голосование по каждому вопросу, включенному в повестку дня, проводится депутатами отдельно (пункт 5.6 Регламента). При этом депутатами могут быть поданы предложения по ее изменению, дополнению или порядку рассмотрения вопросов. Предложения по включению в повестку дня других вопросов принимаются в исключительных случаях, если они подготовлены в соответствии с настоящим Регламентом (пункт 5.7 Регламента).
Без голосования подлежат включению в повестку дня заседания Собрания депутатов следующие вопросы:
- протесты прокурора на решения, принятые Собранием депутатов, то есть в порядке нормоконтроля;
- предложения о досрочном прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов.
В раздел повестки дня «Разное» включаются проекты правовых актов Собрания депутатов, требующие незамедлительного принятия, а также сообщения, носящие информационный характер.
В соответствии с пунктом 4.18 Регламента проекты правовых актов, требующие незамедлительного принятия, могут вноситься на рассмотрение Собрания депутатов без соблюдения требований пункта 4.16, а также пунктов 4.17, 4.19, 4.20 в части сроков подготовки и предоставления материалов, в том числе непосредственно на заседании Совета депутатов в раздел повестки дня «Разное».
Под проектами правовых актов, требующих незамедлительного принятия, понимаются:
- проекты решений, подготовленные в целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие с изменениями, произошедшими в федеральном законодательстве, законодательстве Саратовской области;
- проекты решений, подготовленные в целях исполнения бюджетных полномочий;
- проекты решений, подготовленные в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Анализ вышеуказанных положений Регламента позволяет сделать вывод о том, что предложения о досрочном прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов подлежат включению в повестку дня заседания Собрания депутатов без голосования, но отдельным вопросом, в том числе и по представлению прокуратуры.
Раздел повестки дня «Разное» в соответствии с Регламентом может включать в себя лишь ограниченный круг вопросов, касающийся проектов правовых актов Собрания депутатов, требующих незамедлительного принятия, и сообщений, носящих информационный характер. Предложения о досрочном прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов, в том числе по представлению прокуратуры, не относятся ни к правовым актам, ни к сообщениям, носящих информационный характер.
Более того, как следует из повестки дня сто пятнадцатого заседания четвертого созыва Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 28 апреля 2016 года, раздел повестки дня «Разное» не расшифрован, подлежащие рассмотрению вопросы установить не представляется возможным.
Протокол заседания Собрания депутатов от 28 апреля 2016 года в разделе «Разное» в пункте 6 содержит лишь информацию о представлении прокуратуры города Энгельса об устранении нарушений Федерального закона «О противодействии коррупции». Вместе с тем суть представления не отражена.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что нарушена как процедура принятия 28 апреля 2016 года Собранием депутатов Энгельсского муниципального района решения о прекращении досрочно полномочий депутата Селезнева П.В., так и отсутствует надлежащее уведомление о включении в повестку дня вопроса о прекращении ему досрочно полномочий депутата.
Согласно статье 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 6 статьи 15 КАС РФ).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимание, в связи с чем в соответствии с положениями статьи 310 КАС РФ решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований
Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 08 июня 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области от 28 апреля 2016 года № в части прекращения досрочно полномочий депутата Селезнева П.В..
Председательствующий:
Судьи: