ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-663/19 от 23.05.2019 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Боломожнова Е.Н. Дело № 33а-663/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 23 мая 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Железняковой С.А.,

судей Болат-оол А.В. и Таргына А.О.,

при секретаре Данзырын А.С-М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании отказа в передаче здания в собственность незаконным по апелляционной жалобе представителя административного истца – Сержи С.В. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 марта 2019 года.

Заслушав доклад судьи Таргына А.О., представителя административного истца Сержи С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика Кара-Сал Л.С.,

У С Т А Н О В И Л А :

Централизованная буддийская религиозная организация «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее Министерство) о признании отказа в передаче здания в собственность незаконным. В обоснование иска указано на то, что 25 октября 2018 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о передаче в собственность здания, расположенного по адресу: ** 2. Письмом от 4 декабря 2018 года Министерство отказало, ссылаясь на принадлежность здания к объектам культурного наследия Республики Тыва. Здание по своему назначению и функциональному использованию является объектом религиозного назначения, на него не наложен запрет на отчуждение. Отказ в передаче в собственность нарушает целостность реализации основных принципов буддийской религии, морально-этнических норм и правил поведения верующих, культовых ритуалов и обрядов. Административный истец лишен возможности проводить капитальный ремонт здания, реконструировать объекты капитального строительства, обеспечивать использование и содержание на должном уровне в целях функционального использования во благо верующих. Просила признать отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики от 4 декабря 2018 года об отказе в передаче в собственность здания незаконным. Обязать устранить нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о передаче в собственность здания в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 марта 2019 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным уведомление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 4 декабря 2018 года об отказе на заявление о передаче в собственность здания, расположенного по адресу: **. На Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца в течение 15 рабочих дней со дня вступления в законную силу путем принятия мотивированного решения по результатам рассмотрения заявления от 25 октября 2018 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, представитель административного истца Сержи С.В. подала апелляционную жалобу, в которой выражает несогласие с решением суда в части указания об устранении нарушений прав и законных интересов административного истца путем принятия мотивированного решения по результатам рассмотрения заявления от 25 октября 2018 года. В обоснование доводов указывает на то, что административный истец имеет право на получение имущества религиозного назначения в собственность на основании пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Статья 8 данного федерального закона содержит исчерпывающий перечень причин отказа в передаче религиозной организации в собственность государственного или муниципального имущества религиозного назначения. Данный спор ни под один из этих пунктов не подпадает.

В суде апелляционной инстанции представители административного истца Шыырап Б.С., Сержи С.В. апелляционную жалобу поддержали.

Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва Кара-Сал Л.С. просила отказать в удовлетворении жалобы.

Представитель заинтересованного лица Службы по охране объектов культурного наследия Республики Тыва в суд не явился, извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1, 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» передача религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения осуществляется в собственность и в безвозмездное пользование на определенный по согласованию с религиозной организацией срок.

Передача государственного или муниципального имущества религиозного назначения в безвозмездное пользование религиозной организации осуществляется в случае, если: данное имущество не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; передача данного имущества в безвозмездное пользование предложена самой религиозной организацией; данное имущество является помещением, находящимся в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.

Религиозная организация, которой государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передано в безвозмездное пользование, вправе получить его в собственность, за исключением имущества, указанного в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, в установленном настоящим Федеральным законом порядке при представлении в уполномоченный орган документов, предусмотренных перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть3).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ, в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных статьей 8 настоящего Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества. Срок передачи религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения не может превышать два года со дня принятия решения о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения, за исключением передачи имущества, указанного в части 3 настоящей статьи.

В силу части 3 Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения, указанного в частях 4 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона, принимается уполномоченным органом на основании плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, сформированного в порядке, установленном частями 4 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона. При этом срок передачи религиозной организации указанного государственного или муниципального имущества религиозного назначения не может превышать шесть лет со дня принятия к рассмотрению заявления религиозной организации.

Исходя из статьи 8 Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается в одном из следующих случаев, если: 1) данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона; 2) заявленная религиозной организацией цель использования данного имущества не соответствует целям деятельности, предусмотренным уставом религиозной организации или федеральным законом; 3) заявление о передаче данного имущества подано иностранной религиозной организацией или ее представительством; 4) решение суда, вступившее в законную силу, предусматривает иной порядок распоряжения данным имуществом; 5) данное имущество находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации (часть 1).

Решение об отказе в передаче в собственность религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается также в случае, если данное имущество: 1) не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом; 2) является помещением в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона (часть 2).

Решения об отказе в передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, принимаются в соответствии с принципами передачи такого имущества, установленными статьей 3 настоящего Федерального закона (часть 3).

В случае отказа в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения уполномоченный орган выдает религиозной организации мотивированное решение об отказе в такой передаче (часть 4).

Как следует из материалов дела и подтверждается материалами дела, Централизованная буддийская религиозная организация «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» включена в Единый государственный реестр юридических лиц, основным видом деятельности организации является деятельность религиозных организаций (выписка из ЕГРЮЛ от 17 декабря 2018 года).

В соответствии с Уставом Централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва», утвержденным 30 ноября 2016 года, организация является добровольной религиозной организацией, образованной местными буддийскими религиозными организациями для совместного исповедания и распространения веры, координации деятельности местных религиозных организаций и групп, входящих в ее структуру и осуществления централизованного управления.

Из свидетельства о государственной регистрации права от 15 февраля 2014 года следует, что на основании решения Арбитражного суда Республики Тыва от 13 января 2014 года здание с назначением нежилое, расположенное по адресу: **, принадлежит на праве собственности Республике Тыва.

Согласно охранному обязательству по недвижимому памятнику истории и культуры от 5 апреля 2012 года Централизованной буддийской религиозной организацией «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» выдано охранное обязательство Службой по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в отношении памятника истории и культуры Хурээ «Цеченлиг», 1999 года постройки.

Из договора безвозмездного пользования государственным имуществом религиозного назначения Республики Тыва от 7 декабря 2015 года следует, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (уполномоченный орган) передает Централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» (пользователю) в безвозмездное пользование, а последний принимает для использования в соответствии с целями деятельности религиозной деятельности имущество религиозного назначения, расположенное по адресу: **, здание буддийского храма «Цеченлинг», литер А, 1999 года постройки, земельный участок из категории земель населенного пункта с кадастровым номером **. Договор заключен сроком с 7 декабря 2015 года по 7 декабря 2018 года.

Из ответа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 4 декабря 2018 года на обращение Централизованной буддийской религиозной организация «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» о передаче в собственность здания, расположенного **, следует, что вышеуказанный объект внесен в Единый государственный реестр недвижимости как имеющий историческую ценность в Республике Тыва. Всего в Республике Тыва 17 зданий и сооружений отнесены к объектам культурного наследия. Их владельцы и арендаторы обязаны обеспечивать надлежащее содержание и сохранность – не допускать капитального строительства на территории, а также хозяйственной деятельности, которая может повредить памятнику, ремонт проводить только при условии сохранения внешнего вида. Кроме того, к ним может быть обеспечен доступ туристам, если это не повредит сохранности здания. Министерство продлевает договор безвозмездного пользования со сроком на 2 года с 7 декабря 2018 года.

Согласно ответу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 15 февраля 2019 года на запрос судьи, в связи с истечением договора безвозмездного пользования государственным имуществом религиозного назначения Республики Тыва от 7 декабря 2015 года Министерством направлялся подписанный договор со сроком на 2 года с 7 декабря 2018 года, который не подписан Централизованной буддийской религиозной организацией «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва».

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14 март 2016 года объект культурного наследия регионального значения Хурээ «Цеченлиг», 1999 года, зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и присвоен регистрационный номер . Департаменту управления имуществом и инвестиционной политики обеспечить внесение соответствующих сведений о памятнике в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и их опубликование.

Разрешая спор и частично удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый ответ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 4 декабря 2018 года об отказе передаче в собственность здания не соответствует требованиям части 4 статьи 8 Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ, является не мотивированным, тем самым нарушает права и законные интересы Централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва».

Судебная коллегия с выводами суда, изложенными в решении, соглашается по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2010 года №327-ФЗ религиозная организация, которой государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передано в безвозмездное пользование, вправе получить его в собственность.

Как следует из устава и выписка из ЕГРЮЛ, Централизованная буддийская религиозная организация «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» является добровольной религиозной организацией, образованной местными буддийскими религиозными организациями для совместного исповедания и распространения веры, координации деятельности местных религиозных организаций и групп, входящих в ее структуру и осуществления централизованного управления.

Централизованная буддийская религиозная организация «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» на основании договора безвозмездного пользования государственным имуществом религиозного назначения Республики Тыва от 7 декабря 2015 года (сроком 2 года) пользовалось зданием и земельным участком, расположенных по адресу: **.

В статье 8 Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ содержатся исчерпывающие основания отказа в передаче в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения.

В оспариваемом ответе на заявление Централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» Министерством дан ответ о том, что здание, расположенное по адресу: ** внесено в Единый государственный реестр недвижимости как имеющее историческую ценность в Республике Тыва.

Между тем, такого основания для отказа в передаче здания в собственность, в статье 8 вышеуказанного федерального закона не имеется.

Пунктом 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Судебная коллегия, оценив доказательства и обстоятельства по делу в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о том, что резолютивная часть решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 марта 2019 года подлежит изменению, поскольку иск судом первой инстанции удовлетворен полностью, а не частично. То, что суд избрал другой способ устранения нарушенного права, чем указанный в административном иске, не свидетельствует о частичном удовлетворении иска. Обязав административного ответчика принять мотивированное решение по результатам рассмотрения заявления административного истца, суд тем самым обязал административного ответчика принять решение об отказе, так как только в этом случае принимается мотивированное решение (ч.4 ст.8 Федерального закона № 327-ФЗ), в случае же удовлетворения заявления действует порядок, установленный этим же законом.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В этой связи судебная коллегия полагает необходимым обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» путем рассмотрения заявления от 25 октября 2018 года в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда, а также сообщить об исполнении решения по административному делу в Кызылский городской суд и административному истцу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 марта 2019 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей в редакции:

«Административное исковое заявление Централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» удовлетворить. Признать незаконным ответ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 4 декабря 2018 года. Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» путем рассмотрения заявления от 25 октября 2018 года в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца административному истцу и в Кызылский городской суд Республики Тыва».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 мая 2019 года.

Председательствующий

Судьи: