ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6642/19 от 04.06.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Рапидова И.В. адм дело N 33А-6642/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 июня 2019 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Клюева С.Б. и Набок Л.А.,

при секретаре Моревой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Государственной инспекции труда в Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 7 марта 2019 по делу по административному исковому заявлению ФГУП «Почта России» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Самарской области.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя ФГУП «Почта России» ФИО1, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФГУП «Почта России» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании выданного 28 декабря 2018 г. Государственной инспекции труда в Самарской области предписания N 63/12-9314-18-И/1 об устранении в срок до 1 февраля 2019 г. нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Ссылаясь на то, что оспариваемое предписание вынесено с нарушением норм действующего законодательства, и на нее незаконно возложена обязанность по устранению нарушения трудового законодательства, ФГУП «Почта России» просило признать его незаконным и отменить, взыскать с административного ответчика государственную пошлину, уплаченную при подаче иска в размере 2 000 рублей.

Решением Октябрьского районного суда города Самары от 7 марта 2019 года требования удовлетворены, кроме того, с Государственной инспекции труда в Самарской области в пользу ФГУП «Почта России» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 4 000 руб.

В апелляционной жалобе Государственной инспекцией труда в Самарской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Статьей 353 ТК РФ установлено, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

В силу ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует основные полномочия, в том числе осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.

Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Судом установлено, что на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Самарской области от 26 ноября 2018 года N 63/12-9314-18-И 28 декабря 2018 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении ФГУП «Почта России» по обращению работника по вопросу нарушения его трудовых прав.

28 декабря 2018 года по результатам проверки Государственной инспекцией труда в Самарской области составлен акт проверки N 63/12-9314-18-И и вынесено предписание N 63/12-9314-18-И/1 об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное административным истцом требование, пришел к правильному выводу, о незаконности оспариваемого предписания, при этом исходил из следующего.

Пунктом 1 Предписания на ФГУП «Почта России» возложена обязанность привести в соответствие со ст. 60.2 ТК РФ Порядок оформления доплат работникам отделений почтовой связи, осуществляющим доставку почтовых отправлений, корреспонденции и денежных средств на удаленные доставочные участки, утвержденный приказом от 30 сентября 2014 N 397.

Статьей 60.2 ТК РФ установлено, что поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания.

На основании приказа УФПС Самарской области – филиал ФГУП «Почта России» N 24-п от 13 февраля 2019 года приказ УФПС Самарской области – филиала ФГУП «Почта России» от 30 сентября 2014 года N 397 «Об утверждении Порядка оформления доплат работникам отделений почтовой связи, осуществляющим доставку почтовых отправлений, корреспонденции и денежных средств на удаленные доставочные участки» утратил силу с 1 февраля 2019 года.

Кроме того, судом установлено, что понятие «расширение зоны обслуживания», используемое в ранее действующем Порядке, по смысловой нагрузке не соответствует ст. 60.2 ТК РФ, поскольку в Трудовом кодексе РФ законодатель говорит о «дополнительной работе по такой же профессии», а в Порядке в понятие «расширение зоны обслуживания» вложен смысл «расширение зоны обслуживания» по территориальному признаку.

Таким образом, расширение зоны обслуживания по смыслу ст. 60.2 ТК РФ в данном случае отсутствует.

Пунктом 2 Предписания на ФГУП «Почта России» возложена обязанность произвести ФИО2 доплату за расширение зоны обслуживания в период с 1 января 2017 года по 28 декабря 2018 года.

Однако, в силу ст. 381 ТК РФ спор относительно оплаты труда является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом.

Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Таким образом, предписание в части возложения обязанности произвести доплату работнику вынесено государственным инспектором труда по вопросу, не относящемуся к его компетенции, и признается судебной коллегией незаконным.

Пунктом 3 Предписания на ФГУП «Почта России» возложена обязанность оформить соглашение с ФИО2 о расширении зоны обслуживания в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ.

Указанный пункт также не подлежит исполнению поскольку судом установлено, что у работника ФИО2 расширение зоны обслуживания по смыслу ст. 60.2 ТК РФ отсутствует, в связи с чем обязание заключить указанное в предписании соглашение не соответствует фактически существующим правоотношениям между работником и работодателем, и, следовательно, незаконно и необоснованно.

Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.

Доводы апелляционной жалобы об оспаривании выводов суда о незаконности предписания от 28 декабря 2019 года N 63/12-9314-18-И/1 не влекут отмену решения суда.

При оценке доводов жалобы судебная коллегия исходит из того, что они основаны на неверном выводе трудовой инспекции о нарушении трудовых прав ФИО2 расширением зоны обслуживания, надлежащих доказательств данного утверждения административным ответчиком в нарушение требований ч.1 ст. 62 КАС РФ не представлено.

Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 84 КАС РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены решения суда первой инстанции оснований, - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия Самарского областного суда по административным делам

определила:

Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 7 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной инспекции труда в Самарской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: