ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-666/2021 от 23.03.2021 Курского областного суда (Курская область)

Судья Емельянова Л.Ф.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Ермакова М.И.,

судей – Курочкиной И.А., Ягерь Е.А.,

при секретаре Алфимовой К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 23 марта 2021 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Золотухинского района Курской области о признании нормативного правового акта недействующим в части, поступившее с апелляционной жалобой главы поселка Золотухино Золотухинского района Курской области на решение Золотухинского районного суда Курской области от 28 октября 2020 года, которым постановлено следующее решение:

«Административные исковые требования прокурора Золотухинского района Курской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, о признании нормативного правового акта недействующим в части, удовлетворить частично.

Статьи 2.9, 5.1 Административного регламента предоставления Администрацией поселка Золотухино муниципальной услуги «Выдача несовершеннолетним лицам, достигшим 16 лет, разрешения на вступление в брак до достижения брачного возраста», утвержденного постановлением Администрации поселка Золотухино от 23.01.2019 года № 24 признать недействующими.

В остальной части административных исковых требований, отказать.»

Заслушав доклад судьи Курочкиной И.А., выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курской области Борисову Е.С. возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Золотухинского района Курской области обратился в суд с административным иском к администрации поселка Золотухино Золотухинского района Курской области о признании недействующими пункта 2.10.2, статей 1.2, 2.9, 5.1 Административного регламента предоставления администрацией поселка Золотухино Золотухинского района Курской области муниципальной услуги «Выдача несовершеннолетним лицам, достигшим 16 лет, разрешения на вступление в брак до достижения брачного возраста», утвержденного постановлением администрации поселка Золотухино Золотухинского района Курской области от 23.01.2019 № 24 (далее – Регламент).

Заявленные административные исковые требования мотивированы тем, что положения статьи 1.2 Административного регламента противоречит положениям статьи 64 Семейного кодекса РФ, поскольку не предусматривает возможности подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги законными представителями несовершеннолетних.

Пункт 2.10.2 Регламента в нарушение пункта 2 части 2, части 1 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ФЗ от 27.07.2010 N210-ФЗ) не устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Статья 2.9 Регламента в нарушение пункта 2 части 2, части 1 статьи 12 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ не устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.

Статья 5.1 Регламента в нарушение пункта 5 части 2, части 1 статьи 12 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ не в полном объеме содержит информацию о досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий администрации поселка Золотухино Золотухинского района Курской области.

Суд первой инстанции вынес вышеуказанное решение.

Административный ответчик в лице главы поселка Золотухино Золотухинского района Курской области в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда в части удовлетворенных требований ввиду его незаконности и вынесении нового судебного акта об отказе в удовлетворении административных требований прокурора.

Помощником прокурора Золотухинского района Курской области представлены возражения на апелляционную жалобу, в котором указано на отсутствие оснований для изменения судебного акта.

Представитель административного ответчика, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенный по правилам ст.96 КАС РФ, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки в судебное заседание не известил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем, в соответствии со ст.150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав прокурора, полагавшего, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 и пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Из положений части 15 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" следует, что порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.

В целях реализации названного Закона постановлением администрации поселка Золотухино Золотухинского района Курской области от 07.11.2018г. №242 утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг и Правила проведения экспертизы проектов административных регламентов осуществления муниципального контроля и административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

Исходя из содержания абзаца 2 и пункта 2 Правил, утвержденных постановлением администрации поселка Золотухино Золотухинского района Курской области от 07.11.2018г. №242, административные регламенты предоставления муниципальных услуг, предоставляемых органом местного самоуправления, утверждаются нормативными правовыми актами администрации поселка Золотухино Золотухинского района Курской области.

Согласно указанным Правилам, проекты административных регламентов предоставления муниципальных услуг, до их утверждения в установленном порядке подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 6 указанных Правил 21 ноября 2018 года проект оспариваемого в части Регламента и пояснительная записка к нему размещены на официальном сайте администрации поселка Золотухино Золотухинского района Курской области в разделе "Административные регламенты" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 30-дневный срок, для проведения независимой экспертизы.

21 декабря 2018 года, согласно указанным Правилам проведения экспертизы проектов административных регламентов осуществления муниципального контроля и административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проект Регламента и поступившие замечания прокурора по содержанию пункта 2.18.2 проекта Регламента были переданы начальнику общего отдела администрации поселка Золотухино ФИО1 для проведения экспертизы.

18 января 2019 года на проект Регламента представлено заключение с рекомендацией проекта Регламента к принятию.

23 января 2019 года Регламент утвержден постановлением администрации поселка Золотухино Золотухинского района Курской области №24, который опубликован на официальном сайте администрации поселка Золотухино Золотухинского района Курской области в разделе "Административные регламенты" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции администрации поселка Золотухино Золотухинского района Курской области, введен в действие и опубликован в установленном порядке.

Для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд должен установить наличие одновременно двух условий: нормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту в совокупности с нарушением прав, свобод и законных интересов лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части признания не действующими статей 2.9 и 5.1, пришел к выводу, что оспариваемые положения Регламента противоречат нормативным правовым актам федерального уровня, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы несовершеннолетних лиц, достигших 16 лет, проживающих на территории поселка Золотухино Золотухинского района Курской области, по предоставлению муниципальной услуги - получения разрешения на вступление в брак до достижения брачного возраста.

При этом позиция суда основывается на применении изложенных в судебном акте предписаний части 9 статьи 7, части 2 статьи 11.2 и статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ).

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласна.

В соответствии с частью 9 статьи 7 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частью 1, пунктом 2 части 2 статьи 12 Закона N210-ФЗ предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется в соответствии с административным регламентом, структура которого, в частности, должна содержать раздел, устанавливающий стандарт предоставления этой услуги, который, в свою очередь, включает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 7 статьи 14 Федерального закона N 210-ФЗ).

Оспариваемый нормативный правовой акт вопреки доводам административного истца, с которыми согласился районный суд, имеет в своей структуре раздел 2 «Стандарт предоставления муниципальной услуги», содержащий статью 2.9 следующего содержания «Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.»

При этом раздел 2.6 Регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их предоставления.

Таким образом, пункт 2.9 Регламента исключающий возможность отказа заявителю в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, не может быть признан недействующим ввиду отсутствия одной из составляющих необходимой совокупности условий - нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Судебная коллегия также не может согласиться с заключением суда о противоречии пункта 5.1 Регламента положениям части 2 статьи 11.2 ФЗ от 27.07.2010 N210-ФЗ в части ограничения прав лиц, обратившихся за предоставлением муниципальной услуги, направить жалобу на решения и действия (бездействие) органа местного самоуправления и его должностных лиц в ходе осуществления функций по предоставлению муниципальной услуги всеми способами, перечисленными в указанной норме Закона.

Действительно, в оспариваемой статье Регламента не указано, что жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" официального сайта органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также может быть принята при личном приеме заявителя, что, в свою очередь, предусмотрено частью 2 статьи 11.2 ФЗ от 27.07.2010 N210-ФЗ.

В то же время, Регламент содержит статью 5.1 «Информация для заявителя о его праве подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа местного самоуправления и (или) его должностных лиц, муниципальных служащих при предоставлении муниципальной услуги (далее - жалоба)», согласно которой заявитель имеет право подать жалобу на решения и действия (бездействие) Администрации округа и (или) ее должностных лиц, муниципальных служащих при предоставлении муниципальной услуги. Заявитель имеет право направить жалобу в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" https://www.gosuslugi.ru.

При этом, раздел 5 «Досудебный (внесудебный) порядок обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, а также привлекаемых организаций или их работников.» Регламента помимо указанной нормы содержит в своей структуре статью 5.4 «Перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа местного самоуправления, предоставляющего муниципальную услугу, а также его должностных лиц.», которая предусматривает применение, в том числе Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и их работников, а также АУ КО "МФЦ" предоставления государственных муниципальных услуг и их работников".

Приведенные правовые предписания свидетельствуют об отсутствии оснований для признания статьи 5.1 Регламента недействующим и незаконности решения суда в этой части, поскольку не ограничивают право на получение заинтересованными лицами муниципальной услуги в полном объеме, в том числе право на подачу жалобы, любым способом, предусмотренным частью 2 статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 N210-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таком положении судебный акт в обжалуемой части подлежит отмене, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требования о признании статей 2.9 и 5.1 Регламента недействующими.

Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л а :

апелляционную жалобу главы поселка Золотухино Золотухинского района Курской области удовлетворить.

Решение Золотухинского районного суда Курской области от 28 октября 2020 года в части признания недействующими статей 2.9, 5.1 Административного регламента предоставления Администрацией поселка Золотухино муниципальной услуги «Выдача несовершеннолетним лицам, достигшим 16 лет, разрешения на вступление в брак до достижения брачного возраста», утвержденного постановлением Администрации поселка Золотухино от 23.01.2019 года № 24, отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора Золотухинского района Курской области отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи