Судья 1 инстанции Павлова Т.А. УИД 38RS0003-01-2020-002005-23
Судья-докладчик Медведева Н.И. № 33а-6736/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 декабря 2020 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,
судей Бутиной Е.Г., Каракич Л.Л.,
при секретаре судебного заседания Девятериковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2052/2020 по административному исковому заявлению ФИО1, к администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области о признании незаконным постановления администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области от 17 марта 2020 г. № 533 и об обязании администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства
по апелляционной жалобе административного истца ФИО1, на решение Братского городского суда Иркутской области от 6 июля 2020 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование административного искового заявления указано, что ФИО1 обратилась в администрацию города Братска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Согласно постановлению администрации города Братска № 533 от 17 марта 2020 г. административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В качестве основания для отказа административный ответчик указал, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), так как она не соответствует требованиям пункта 6 статьи 11.9, подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ.
ФИО1 считает отказ незаконным и необоснованным поскольку административным ответчиком не указано, в какой части представленный вариант границ земельного участка приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушает требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Полагает, что предложенные параметры образуемого земельного участка соответствуют градостроительному регламенту, установленному в отношении той части территории, в пределах которой она испрашивает земельный участок.
Административным ответчиком не указано, в каком элементе планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, находится испрашиваемый земельный участок.
Принимая во внимание изложенное, в отсутствие обоснования отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, считает, что принятое административным ответчиком постановление препятствует административному истцу на реализацию своих прав, предусмотренных подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6, статьи 39.15 ЗК РФ, и нарушает его законные интересы.
На основании изложенного административный истец просил признать незаконным постановление администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области от 17 марта 2020 г. № 533 и обязать администрацию муниципального образования г. Братска Иркутской области повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Определением Братского городского суда Иркутской области от 16 июня 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по градостроительству администрации г. Братска.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 6 июля 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 выражает несогласие с судебным решением, находит его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что в апреле 2019 г. обратилась в администрацию города Братска об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Определением Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 г. по делу № 33а-9875/2019 отказ в удовлетворении заявления ФИО1 был признан незаконным и на администрацию города Братска была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1
Согласно постановлению администрации города Братска № 533 от 17 марта 2020 г., ей повторно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В качестве нового основания для отказа административный ответчик указал, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, так как она не соответствует требованиям пункта 6 статьи 11.9, подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ.
Отказывая в удовлетворении административного иска Братский городской суд, соглашаясь с доводами административного ответчика, со ссылкой на подпункт 4 пункта 3 статьи 11.3, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, указал, что испрашиваемый земельный участок находится в границах элемента панировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, а именно в границах квартала.
В обоснование того, что испрашиваемый земельный участок находится в квартале, застроенном многоквартирными домами, суд сослался на определение понятия «квартал», закрепленное в пункте 3.16а СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.
Между тем, в силу части 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Полагает, что пункт 3.16а СП 42.13330.2016, определяющий понятие элемент планировочной структуры «квартал», включен в Свод правил Изменениями № 1, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2019 г. №557/пр, и введен в действие с 20 марта 2020 г., то есть данного положения не было ни на момент подачи административным истцом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в апреле 2019 г., ни на момент повторного отказа и принятия постановления администрации города Братска № 533 от 17 марта 2020 г.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, представитель административного ответчика администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области, представитель заинтересованного лица Комитета по градостроительству администрации г. Братска о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 просил рассмотреть дело в отсутствие административного истца и его представителя.
Иные лица, участвующие в деле, о причинах неявки не сообщили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие не заявили, ходатайства об отложении судебного заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 150 КАС РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Медведевой Н.И., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1, являясь (данные изъяты), что подтверждается справкой серии Номер изъят, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона Иркутской области от 28.12.2015 № 146-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан», ст.ст. 39.15, 39.18 ЗК РФ, обратилась в администрацию г. Братска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (кадастровый квартал 38:34:022803). Вид права: аренда, сроком на 20 лет; цель использования: индивидуальное жилищное строительство.
Постановлением администрации муниципального образования г. Братска от 17.03.2020 № 533 ФИО1 отказано в удовлетворении указанного заявления, в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ (схема расположения земельного участка не соответствует требованиям п.6 ст. 11.9, под. 4 п.3 ст. 11.3 ЗК РФ).
Согласно подпунктам 11-12 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 названного Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ требования к подготовке схемы расположения земельного участка установлены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.
Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются в том числе, материалы и сведения о зонах с особыми условиями использования территории, об утвержденных документах территориального планирования правилах землепользования и застройки земельных участках общего пользования и территориях общего пользования.
При этом, как установлено судом первой инстанции испрашиваемый административным истцом ФИО1 земельный участок согласно указанным в заявлении координатам расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, а именно в границах квартала, что подтверждено представленным фрагментом топографической съемки местности.
В соответствии с п. 35 ст. 1 ГрК РФ элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Конкретные виды элементов планировочной структуры установлены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. № 738/пр, к которым в том числе относится квартал.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции в обоснование того, что испрашиваемый земельный участок находится в квартале, застроенном многоквартирными домами, сослался на определение понятия «квартал», закрепленное в пункте 3.16а СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, который включен в Свод правил Изменениями № 1, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2019 г. №557/пр, и введен в действие с 20 марта 2020 г., не является основанием для отмены решения, поскольку данное обстоятельство не привело к принятию незаконного и необоснованного судебного акта.
Разрешая заявленные административные исковые требования и принимая решение об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности постановления административного ответчика от 17 марта 2020 г. № 533 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительного согласования предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку предоставленная заявителем схема расположения земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, так как образование земельного участка в испрашиваемых границах приведет к нарушению требований установленных ЗК РФ.
У суда апелляционной инстанции оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется.
На основании истребованных у административного ответчика администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области доказательств по административному делу, судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с приложением 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Братска, утвержденным решением Думы города Братска от 7 ноября 2006 г. № 227/г-Д территория г. Братска разделена на территориальные зоны:
- многоэтажная капитальная застройка;
- малоэтажная капитальная застройка;
- усадебная застройка;
- садово-дачная застройка (сезонного проживания);
- промышленная застройка;
- коммунальная застройка;
- лесопарковая зона;
- зеленые насаждения общественного пользования;
- естественные леса;
- сельскохозяйственные земли.
Согласно указанным Правилам землепользования испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в двух территориальных зонах:
- зона индивидуальной жилой застройки (Ж-1).
Градостроительным регламентом для территориальной зоны индивидуальной жилой застройки (Ж-1) предусмотрен вид разрешенного использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка (размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 2 этажей, включая мансардный).
- зона жилой застройки малой и средней этажности (Ж-2).
В соответствии с п. 3 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Братска (в ред. решения Думы города Братска от 31.03.2017 № 380/г-Д), зона жилой застройки малой и средней этажности (Ж-2) предназначена для размещения многоквартирных домов, выполненных по типовым и индивидуальным проектам без приусадебных участков.
Согласно п. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
Согласно п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии с основным чертежом генерального плана муниципального образования г. Братска, утвержденного решением Думы г. Братска от 17 ноября 2018 г. № 554/г-Д. отображающим границы функциональных зон, испрашиваемый ФИО1 земельный участок располагался в границах функциональной зоны малоэтажной капитальной застройки 2-5 эт.
Решением Думы г. Братска от 20 декабря 2019 г. № 39/г-Д внесены изменения в генеральный план муниципального образования г. Братска. В соответствии с картой функциональных зон генерального плана территория, испрашиваемый ФИО1 земельный участок расположен в двух функциональных зонах: зона застройки малоэтажными жилыми домами и зона застройки индивидуальными жилыми домами, что соответствует Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Братска.
Согласно пп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
В целях установления границ образуемых и изменяемых земельных участков постановлением администрации муниципального образования г. Братска от 3 июля 2020 г. № 1095 утвержден проект межевания территории: Российская Федерация, Иркутская область, город Братск, жилой район Падун, в границах переулка Дубынинский, улицы Набережной, переулка Лазурный, улицы Гидростроителей.
В соответствии с утвержденным проектом межевания путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 38:34:022803:2 из земель, государственная собственность на которые не разграничена, был образован земельный участок площадью 2 381 кв.м., в результате государственного кадастрового учета земельному участку 7 августа 2020 г. присвоен кадастровый номер 38:34:022803:839.
Таким образом, испрашиваемый ФИО1 земельный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 38:34:022803:839.
При указанных выше обстоятельствах довод апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого постановления в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки «Ж-1» правового значения не имеет.
Доводы апелляционной жалобы, по своей сути, повторяют позицию административного истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанций, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы обжалуемого судебного решения, направлены на переоценку установленных и исследованных по делу доказательств, в силу чего не могут являться основаниями для удовлетворения жалобы.
Оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных ст. 310 КАС РФ судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Братского городского суда Иркутской области от 6 июля 2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Н.И. Медведева
Судьи
Е.Г. Бутина
Л.Л. Каракич