Судья Песегова Т.В. 33а-6739/2019 017а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 мая 2019 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Полынцева С.Н.,
судей Жуля А.В., Шавриной А.И.,
при секретаре Малышевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуля А.В.
административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к Администрации Рыбинского сельсовета Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности устранить нарушенное право,
по апелляционной жалобе ФИО5
на решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 15 марта 2019 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО5 обратилась с административным иском к администрации Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности устранить нарушенное право. Требования мотивированы тем, что решением жилищно-бытовой комиссии при администрации Рыбинского сельсовета от 18.12.2018 года административному истцу отказано в признании ее и членов семьи малоимущими и постановке на очередь на социальное жилье. Однако данное решение является незаконным, так как состав семьи ФИО5 состоит из 4 человек, вся семья зарегистрирована по адресу: <адрес> в доме у свекрови, которая не является членом их семьи, так как они ведут раздельное хозяйство и являются самостоятельными семьями. Площадь жилого дома по <адрес> (принадлежит на праве собственности детям) - 50,1 кв.м, что менее учетной нормы, для постановке на учет на очередь на социальное жилье для семьи из 4-х человек. Дом по <адрес> не сдается в аренду за плату, в нем проживает родственник административного истца, ФИО1 на безвозмездной основе. В г. Канске ФИО5 работает, в связи с отсутствием жилья и работы в с. Рыбное, поэтому арендует квартиру за плату по адресу <адрес> согласно договору аренды. Супруг ФИО6 предоставил справку о доходах №2-НДФЛ за 2018 год, однако отказ мотивирован также и отсутствием сведений о его занятости. Согласно действующему законодательству решение жилищно-бытовой комиссии при администрации Рыбинского сельсовета формально содержит основания отказа в постановке на учет, фактически нарушения, предусмотренные ст.54 ЖК РФ, в решении не указаны, как того требует законодательство. Кроме того, на заседании комиссии административный истец участия не принимала, так как администрация ее не вызывала, администрация не запрашивала необходимые документы самостоятельно, информация, имеющаяся в решении, надлежащим образом не проверена, выводы голословны, ничем не подтверждены, противоречат действующим нормам законодательства. Считает, что она и члены ее семьи полностью подпадают под условия признания семьи малоимущей и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Просит признать полностью незаконным решение административного ответчика об отказе в признании ее и членов семьи малоимущими и постановке на очередь на социальное жилье и обязать административного ответчика устранить нарушенное право, признать административного истца и членов семьи малоимущими и поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО5 просит отменить решение суда, как незаконно и необоснованное, и удовлетворить заявленные требования. Указывает, что при определении дохода ее семьи в расчет была включена кадастровая стоимость жилого дома и земельного участка, находящихся в собственности детей, что не соответствует требованиям ст. 10 Закона Красноярского края от 20.06.2006 года.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав представителя административного ответчика, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Согласно п.1 ч.1 ст. 2 Закона Красноярского края от 23.05.2006 №18-«О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), обладают: граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, признанные малоимущими в порядке, определенном законом края, и нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Закона Красноярского края от 20.06.2006 №19-4833 «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края» (далее Закон края) граждане признаются органом местного самоуправления малоимущими, если сумма совокупного дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина за расчетный период, равный одному календарному году, определенная в соответствии с настоящим Законом, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, не превышает величину порогового дохода более чем на 5 процентов.
Статьей 3 Закона края предусмотрено, что в целях признания граждан малоимущими определение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства гражданина (его опекуна или попечителя).
Решение о признании или об отказе в признании гражданина малоимущим принимается по результатам рассмотрения заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня регистрации заявления в Книге регистрации заявлений граждан о признании их малоимущими (далее - Книга регистрации заявлений).
Статьей 4 Закона края предусмотрено, что к членам семьи гражданина, подавшего заявление о признании его малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, относятся проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители заявителя, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, вселенные заявителем в качестве членов его семьи и ведущие с ним общее хозяйство.
Согласно ст.10. Закона края, рыночная стоимость имущества декларируется гражданином при подаче заявления о признании его малоимущим (ч.2).
В случае возникновения спора при определении стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, органом местного самоуправления может быть произведена независимая оценка имущества (ч.3).
В случае отклонения продекларированной гражданином стоимости имущества, подлежащего налогообложению, более чем на 20 процентов в сторону занижения на момент декларирования гражданин подлежит снятию с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, а указанные расходы подлежат взысканию с данного гражданина в соответствии с договором, заключаемым на проведение независимой оценки имущества, или в судебном порядке (ч.4).
Из анализа положений ст.10 Закона края следует, что проведение независимой оценки стоимости имущества гражданина является правом органа местного самоуправления, а не его обязанностью.
Постановлением №50 от 09.12.2014 г. администрации Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края утвержден Порядок организации работы по признанию граждан малоимущими на территории Рыбинского сельсовета в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, в соответствии с пунктом 4.1. которого заявления и предоставленные документы рассматриваются комиссией, при этом комиссия вправе проверять иные сведения, предоставленные гражданами, решение принимается по результатам рассмотрения заявления и документов не позднее, чем через 30 рабочих дней со дня регистрации заявления (п.4.2.), о принятом решении об отказе в признании гражданина малоимущим комиссия сообщает гражданину в письменной форме путем направления уведомления по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия (п.4.3.).
На основании постановления №51 от 09.12.204 г. администрации Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края (с учетом изменений, внесенных постановлением №2 от 09.01.2018 года) утверждено Положение о комиссии по признанию граждан малоимущими в целях реализации положений жилищного законодательства при администрации Рыбинского сельсовета, а также состав комиссии.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО5 обратилась 22.11.2018 г. в Администрацию Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края с заявлением о признании ее семьи, состоящей из 4 человек (она, ее супруг ФИО9, и дети ФИО3 и ФИО9) нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как малоимущую. К заявлению были приложены следующие документы:
-свидетельство о заключении брака №, в соответствии с которым между административным истцом и ФИО2 был заключен брак 30.11.2002 г.;
-свидетельство о рождении сына ФИО2, <дата> г.р. (свидетельство №);
-паспорт на имя дочери ФИО3 (№, выданный ОУФМС России по <данные изъяты>
-копию паспорта на свое имя (№, выданный ОУФМС России по <данные изъяты>
-справку о том, что ФИО5 действительно работает в КГКУЗ Детский санаторий «Березка» в должности <данные изъяты> и ее среднемесячный доход составляет 15603,00 руб.;
-справку о доходах ФИО5, по форме 2-НДФЛ за период с января по ноябрь 2018 года;
-справку УСЗН администрации Рыбинского района Красноярского края от 21.11.2018 г. о том, что ФИО5 не состоит на учете в Управлении, меры социальной поддержки и жилищной субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг не назначались и не выплачивались;
-справку о проживающих и зарегистрированных на 07.11.2018 г. по адресу: <адрес>, в соответствии с которой на регистрационном учете по указанному адресу состоят: ФИО10 с 10.06.2016 г., ФИО11 (не родственник) с 26.04.2016 г., ФИО1 (не родственник) с 11.09.2017 г.;
-справку о проживающих и зарегистрированных на 07.11.2018 г. по адресу: <адрес>, в соответствии с которой на регистрационном учете по указанному адресу состоят: ФИО12 с 13.04.1990 г., ФИО9 (сын) с 22.07.2003 г., ФИО4 (невестка (сноха) с 22.07.2002 г., ФИО3 (внучка) с 17.10.2002 г., ФИО9 (внук) с 09.02.2007 г.;
-справку о составе семьи от 21.11.208 г., согласно которой ФИО5 имеет состав семьи: ФИО9 – муж, ФИО3, <дата> г.р. – дочь, ФИО9, <дата> г.р. – сын;
-справку БТИ от 20.12.2017 г., согласно которой инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> составляет 181780 руб.;
-договор аренды жилого помещения от 29.01.2017 г., согласно которому Арендатор ФИО13 предоставляет Арендатору ФИО5 во временное пользование 3-х комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
-справку МИФНС №7 по Красноярскому краю от 20.11.2018 г., в соответствии с которой в отношении ФИО5 и ее супруга ФИО2 в собственности объекты на налоговом учете не состоят, в отношении дочери ФИО3 и сына ФИО2 в собственности зарегистрировано по ? жилого дома и земельного участка (на каждого), расположенные по адресу: <адрес>.
Администрацией Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края были истребованы сведения из Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю (через интернет), в соответствии с которыми кадастровая стоимость жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, составляют 486671,40 руб. и 248515 руб. –соответственно.
Решением Жилищно-бытовой комиссии при администрации Рыбинского сельсовета от 18.12.2018 года № 2 ФИО5 отказано в признании ее и членов семьи малоимущими и постановке на очередь на социальное жилье, поскольку: доход ФИО5, с учетом стоимости недвижимого имущества находящегося в собственности членов ее семьи на 48% превышает допустимый Пороговый доход; не представлены документы подтверждающие доход супруга ФИО5 ФИО2, а также сведения о доходе от сдачи жилого помещения принадлежащего на праве собственности несовершеннолетним детям ФИО5, в арену.
Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления о признании решения Жилищно-бытовой комиссии при администрации Рыбинского сельсовета от 18.12.2018 года № 2 незаконным, суд правомерно пришел к выводу, что размер дохода семьи ФИО5, с учетом стоимости недвижимого имущества находящегося в собственности членов ее семьи, превышает допустимый Пороговый доход, что является в соответствии со ст.2 Закона края основанием к отказу в удовлетворении ее заявления. Также, оспариваемое решение принято уполномоченным на то лицом, в пределах предоставленных ему полномочий, процедура принятия оспариваемого решения не нарушена.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и сделаны в соответствии с указанными нормами права регулирующими спорные правоотношения.
Учитывая, что в соответствии со ст.10 Закона края проведение независимой оценки стоимости имущества членов семьи ФИО5 является правом органа местного самоуправления, административным истцом не оспорена кадастровая стоимость жилого дома и земельного участка принадлежащих на праве собственности ее несовершеннолетним детям, доказательств рыночной стоимости данного недвижимого имущества административный истец не представил, то доводы апелляционной жалобы о непроведении административным ответчиком независимой оценки стоимости имущества членов семьи ФИО5 являются несостоятельными и не могут повлечь отмену оспариваемого решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным ответчиком неверно посчитан доход ФИО5 согласно справке 2-НДФЛ, а именно без вычета налога на доходы физических лиц, не могут явиться основанием к признанию оспариваемого решения административного ответчика незаконным, поскольку доход членов семьи административного истца, за вычетом налога на доходы физических лиц, также превышает допустимый Пороговый доход.
В целом, доводы апелляционной жалобы аналогичны процессуальной позиции административного истца в суде первой инстанции, которой дана надлежащая оценка, основанная на собранных по делу доказательствах и требованиях КАС РФ, не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 15 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: