Судья 1 инстанции Сучилина А.А. | УИД 38RS0032-01-2021-002223-79 |
Судья–докладчик Медведева Н.И. | № 33а-6754/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск |
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,
судей Усовой Н.М., Каракич Л.Л.,
при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2070/2021 по административному исковому заявлению организатора добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования Иркутской области, заместителю министра образования Иркутской области ФИО1 о признании бездействия незаконным
по апелляционной жалобе представителя административного истца организатора добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 5 мая 2021 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование административного иска указано, что письмом от 22 февраля 2021 г. № 13800 организатор добровольческой деятельности обратился к органу государственной власти с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Решение на предложение до истечения предусмотренного специальной нормой срока не принято, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов как детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в получении благотворительной помощи, так и благотворителей, и добровольцев г. Москвы в своей уставной добровольческой деятельности. Указывает, что оспариваемое бездействие допущено 11 марта 2021 г. в г. Иркутске на ул. Российская, д. 21. Утверждает, что административный ответчик не запрашивал дополнительную информацию до истечения предусмотренного законом срока, нарушив права членов общественного объединения на своевременное оказание и получение благотворительной помощи. По мнению истца, административный ответчик допустил превышение совершаемых им в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом, полномочий и использовал их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, что является основанием для признания оспариваемого бездействия незаконным.
На основании изложенного, административный истец просил суд признать бездействие Министерства образования Иркутской области и заместителя министра ФИО1, выразившееся в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности, незаконным.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 5 мая 2021 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель административного истца организатора добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов к отмене решения указывает, что суд, несмотря на установленное обстоятельство направления органом государственной власти ответа на обращение граждан за пределами установленного законом 30-дневного срока, признал бездействие административного ответчика законным, так как административным истцом не представлено доказательств негативных последствий, а также нарушений прав и законных интересов административного истца оспариваемым бездействием. Таким образом, суд своим решением оставил без удовлетворения административное исковое требование в защиту публичных интересов, декларированных в части 4 статьи 67.1 Конституции РФ, допустив неправильное применение норм процессуального законодательства (часть 2 статьи 62 и статьи 227 КАС РФ).
Административное исковое заявление подано в защиту неопределенного круга лиц - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
При обращении в защиту других лиц часть 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности бездействия органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган и должностное лицо. Указанный орган и должностное лицо обязано также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность бездействия.
В силу положений статьи 227 КАС РФ обязанность доказать наличие совокупности и соответствия своего решения закону и отсутствие при этом нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц лежит на административном ответчике. Административный ответчик не доказал законность своего бездействия и отсутствие нарушений прав, свобод и законных интересов благополучателей - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного истца организатора добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», его представителя ФИО2, представителя административного ответчика Министерства образования Иркутской области, административного ответчика заместителя министра образования Иркутской области ФИО1, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из части 1 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ), настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ).
Обращением гражданина в силу положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ предложением является рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление представляет собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ).
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме (часть 3 статьи 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ).
Как следует из статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Как следует из пункта 11 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 17.3 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. № 1425 Министерством образования Иркутской области разработан Порядок взаимодействия Министерства образования Иркутской области, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных Министерству образования Иркутской области, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденный Приказом Министерства образования Иркутской области от 29 октября 2020 г. № 79-мпр (далее по тексту - Порядок).
Приказ Министерства образования Иркутской области от 29 октября 2020 г. № 79-мпр опубликован в общественно-политической газете «Областная», в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru), на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), а также размещен в свободном доступе для всех без исключения граждан и организаций на сайте министерства.
Согласно пункту 2 названного Порядка организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют в министерство или в образовательную организацию почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее по тексту - предложение).
Министерство, образовательная организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимает одно из следующих решений: 1) о принятии предложения; 2) об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
Срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации (пункт 3 названного Порядка).
Министерство, образовательная организация информирует организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения (пункт 5 Порядка).
Из содержания статьи 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, срок обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что письмо организатора добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» не является обращением граждан по смыслу Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при этом содержит в себе информацию, которая по сути является социальной рекламой по смыслу Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», соответственно, у государственного органа не возникает обязанность дачи мотивированного ответа на социальную рекламу и предложения. Кроме того, указанное предложение не отвечает предусмотренным в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. № 1425 требованиям к форме и содержанию предложения о намерении взаимодействовать, в связи с чем, по своей сути не является предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают сомнений в их законности и обоснованности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что организатор добровольческой деятельности «УРФИНГРАМ» в письме от 22 февраля 2021 г. № 13800 за подписью ФИО2 обратился в Министерство образования Иркутской области, к министру образования Иркутской области ФИО3 с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия.
В ответ на данное предложение Министерством образования Иркутской области 20 апреля 2021 г. посредством электронной почты на электронный адрес заявителя 8817@apmo.ru направлено письмо от 19 апреля 2021 г. № 02-55-3940/21, в котором указано, что Министерство образования Иркутской области (далее - министерство) в пределах установленной компетенции рассмотрело указанное обращение о взаимодействии. В письме заявителю сообщено, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 17.3 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» министерством разработан Порядок взаимодействия Министерства образования Иркутской области, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных Министерству образования Иркутской области, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденный Приказом Министерства образования Иркутской области от 29 октября 2020 г. № 79-мпр (далее - Порядок). Указанный Порядок размещен на сайте министерства. Порядок регулирует процесс взаимодействия министерства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных министерству, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями при содействии в оказании социальных услуг в образовательных организациях. Согласно указанному Порядку министерство определяет соответствие предлагаемых видов работ (услуг), осуществляемых организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией, целям, указанным в пункте 1 статьи 2 Федерального закона № 135-ФЗ. По вопросу организации мероприятия «Уроки финансовой и юридической грамотности» сообщено, что в целях организации эффективной работы по финансовому просвещению населения при Министерстве финансов Иркутской области с 2016 года создана и функционирует рабочая группа по повышению уровня финансовой грамотности населения Иркутской области и развитию финансового образования в Иркутской области. Министерство образования Иркутской области совместно с Министерством финансов Иркутской области и Центральным банком Российской Федерации реализует проект по повышению финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций Иркутской области. При организационной поддержке Министерства образования Иркутской области ученические и педагогические коллективы учреждений СПО и общеобразовательных школ ежегодно принимают участие в неделях финансовой грамотности, а также в онлайн уроках финансовой грамотности. Исходя из вышеизложенного, считают, что вопросам повышения уровня финансовой грамотности населения, в том числе обучающихся образовательных организаций, в Иркутской области уделяется достаточно внимания. Деятельность в этом направлении ведется совместно с органами исполнительной власти, сотрудниками банковского сектора и систематически охватывает все уровни образования. По вопросу организации вебинара «Военный заём 1942-1945 годов» сообщено, что в рамках реализации регионального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на территории Иркутской области ведется работа по вовлечению детей и молодежи в социально активную деятельность через увеличение охвата патриотическими проектами. В соответствии с планом проведения празднования 76-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Иркутской области запланировано проведение онлайн-мероприятий для школьников с целью изучения исторических событий Великой Отечественной войны, профессиональной ориентации и развития ключевых компетенций. Исходя из вышеизложенного, считают, что мероприятия патриотической направленности для обучающихся образовательных организаций Иркутской области проводятся системно и в достаточном количестве. Органами исполнительной власти уделяется достаточное внимание профессиональной ориентации и развитию ключевых компетенций у обучающихся образовательных организаций Иркутской области. Кроме того, сообщено, что в соответствии с пунктом 8 Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области 14 декабря 2020 г. № 1043-пп, министерство от имени Иркутской области выступает учредителем государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждает их уставы, назначает и увольняет руководителей указанных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также заслушивает отчеты об их деятельности. На основании статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 учредителем муниципальных образовательных организаций является администрация муниципального образования, уполномоченным органом - орган управления образованием муниципального образования. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131) муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Учитывая, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации (статья 1 Федерального закона № 131-ФЗ), вмешательство Правительства Иркутской области, иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области в осуществление органами местного самоуправления полномочий, самостоятельность которых гарантирована им Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, является неприемлемым.
Вопреки доводам административного истца, государственным органом предложение организатора добровольческой деятельности, изложенное в письме от 22 февраля 2021 г. № 13800, зарегистрированном министерством 24 февраля 2021 № г. 01-55-1519/21, рассмотрено, ответ на предложение направлен в адрес заявителя посредством электронной почты 20 апреля 2021 г. (исх. № 02-55-3940/21 от 19 апреля 2021 г.). При этом в ответе разъяснено, что запрашиваемый Порядок взаимодействия размещен в свободном доступе для всех без исключения граждан и организаций на сайте государственного органа.
Ссылку представителя административного истца ФИО2 на положения пункта 4.1 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ суд нашел основанной на неверном толковании положений названного закона. Вместе с тем, само по себе нарушение срока дачи ответа на предложение не свидетельствует о нарушении прав заявителя.
Учитывая, что указанное предложение общественного объединения не отвечает требованиям к форме и содержанию предложения о намерении взаимодействовать, обращение организатора добровольческой деятельности рассмотрено, какие негативные последствия повлекло нарушение срок принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности не указано, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оспариваемого бездействия и правовых оснований, предусмотренных статьей 227 КАС РФ, для удовлетворения требований административного иска.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении, с которой коллегия согласна.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны на основании правильного применения норм материального права, полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Кроме того, из материалов дела следует, что административный иск организатора добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» подан в защиту своих прав и интересов.
В материалах дела каких-либо выводов об освобождении административного истца от уплаты госпошлины не содержится, отдельный процессуальный документ по данному вопросу не принят.
При подаче апелляционной жалобы административным истцом госпошлина уплачена не была.
В соответствии с пунктом 51 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 г. № 5 «О применении судами норм КАС РФ, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» неуплата лицом, участвующим в деле, государственной пошлины либо ее уплата не в полном размере не может служить основанием для возвращения апелляционной жалобы с делом судом апелляционной инстанции в суд первой инстанции для совершения процессуальных действий, предусмотренных статьей 300 КАС РФ. В этом случае вопрос о взыскании государственной пошлины в установленном законом размере может быть разрешен судом апелляционной инстанции с учетом правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.
В соответствии со статьями 103, 104 КАС РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины, льготы по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Административный истец в соответствии со статьями 333.35, 333.36 НК РФ не относится к лицам, имеющим право на освобождение от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с абзацем 2 подпункта 7 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ при подаче административного искового заявления о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными организацией уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче апелляционной жалобы, составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что для организаций составляет 1 000 рублей.
В силу положений пункта 3 статьи 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1, пунктом 2 статьи 61.2, пунктом 2 статьи 61.3, пунктом 2 статьи 61.4 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежит зачислению в бюджет муниципального района, городских округов, городских округов с внутригородским делением, муниципальных округов по нормативу 100 процентов, то есть в доход местного бюджета.
С учетом изложенного с организатора добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», не уплатившего государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 000 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 5 мая 2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Взыскать с Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей в доход местного бюджета.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья-председательствующий Н.И. Медведева |
Судьи Н.М. Усова
Л.Л. Каракич