ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6811 от 16.10.2015 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-6811

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего И.А.Чемякиной

судей О. Ю.Поздняковой, Е.П.Иском

при секретаре А.В.Евсеенко

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 октября 2015 года административное дело по административному иску Мардонова Д.О. к УФМС России по Хабаровскому краю о признании незаконным отказа в приеме и рассмотрении заявления и документов для участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, обязании принять заявление к рассмотрению, по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю на решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 31 июля 2015 года.

Заслушав доклад судьи Иском Е.П., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Мардонов Д.О. обратился в суд с административным иском к УФМС России по Хабаровскому краю о признании незаконным отказа в приеме и рассмотрении заявления и документов для участия в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и обязании принять к рассмотрению заявления по имеющемуся документу об образовании. В обосновании заявленных требований указал, что в июле 2014 г. обратился в УФМС по Хабаровскому краю с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, приложив все документы, необходимые для рассмотрения его кандидатуры в качестве участника программы. Однако в приеме документов заявителю было устно отказано. 11.07.2014 г. он отправил в УФМС России по Хабаровскому краю обращение заказным почтовым отправлением с просьбой сообщить о причинах отказа в приеме документов, ответа не поступило. 04.03.2015 г. повторно направил в УФМС письменное обращение с аналогичным содержанием. 05.04.2015 г. ему отказано в приеме и рассмотрении заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ. В данном ответе указано, что при предоставлении им документа о наличии профессионального образования, у него будет принято заявление об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Считает, данный отказ незаконным, поскольку все необходимые документы были предоставлены как при первичном обращении, так и при письменном обращении в УФМС по Хабаровскому краю.

Решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 31 июля 2015 года удовлетворены заявленные требования. Отказ УФМС России по Хабаровскому краю от 28.07.2014 г. в приеме документов для участия в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, признан незаконным. На Управление Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю возложена обязанность принять заявление Мардонова Д.О. с приложенными к нему документами.

В апелляционной жалобе представитель УФМС России – Т.П. Игнатова с постановленным по делу решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Считает, что при принятии решения судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, что выразилось в неприменении закона, подлежащего применению. Указывает, что согласно действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения, предоставление соотечественником, изъявившим желание принять участие в Государственной программе, документа, подтверждающего наличие как общего, так и профессионального образовании, является обязательным условием при подаче заявления в территориальный орган ФМС России, участвующий в предоставлении государственной услуги. Мардоновым Д.О. не был представлен документ о наличии профессионального образования, в связи с чем заявление об участии в Государственной программе от него принято не было. Указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что прохождение Мардоновым Д.О. службы в Вооруженных Силах РФ по контракту в звании сержанта в должности командира орудия расчета гаубичного самоходно-артиллерийского взвода предусматривает наличие профессиональных навыков, которые используются им при осуществлении функции МО РФ, является неправомерным, поскольку не основан на нормах действующего законодательства и не подтверждается соответствующими документами. Просит решение суда отменить, по делу вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), вступившего в силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и подлежит рассмотрению по правилам административного судопроизводства.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела, Мардонов Д.О., <данные изъяты>. Решением УФМС России по Хабаровскому краю заявителю разрешено временное проживание на территории РФ сроком на 3 года до 20.03.2017 г. Проходил службу в/ч 51460 с 2009 г. по 26.10.2014 г. на основании контракта, в последующем данный контракт был перезаключен с 26.10.2014 г. до 26.10.2019 г. в должности командира орудия расчета гаубичного самоходно-артиллерийского самоходного дивизиона в/ч 51460.

Согласно справке в/ч 51460 от 29.07.2015 г. Мардонов Д,О. проходил военную службу по контракту в/ч 51460 с 2009 г. по настоящее время. Регулярно, успешно проходит промежуточную аттестацию по итогам учебных периодов по боевой и физической подготовке не ниже, чем на оценку «хорошо». Приказом командира в/ч 51460 от 23.11.2011 присвоена 3 классная квалификация. Установлено, что Мардонов Д.О. обратился в УФМС России по Хабаровскому краю с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

28.07.2014 г. Управлением Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю дан ответ Мардонову Д.О. В ответе указано, что в целях снижения рисков реализации Программы определены критерии несоответствия соотечественника, претендующего на участие в Программе, проживающего за рубежом, постоянно или временного проживающего на законном основании на территории Российской Федерации, требованиям программы. Одним из критериев является отсутствие у соотечественника профессионального образования, отсутствие документов, подтверждающих наличие общего и профессионального образования. Таким образом, при предоставлении документа о наличии профессионального образования будет принято заявление об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Так, часть 3 статьи 1 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" относит к соотечественникам лиц, состоявших в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства.

В соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" соотечественник, являющийся иностранным гражданином, постоянно или временно проживающий на законном основании на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы (пункт 16).

В соответствии с пунктом 30 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы России от 14 мая 2012 года N 166 (далее - Административный регламент), при подаче заявления в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, соотечественник, проживающий в Российской Федерации, представляет копии документов, в том числе об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются).

В соответствии с пунктом 47 Административного регламента основаниями для отказа в приеме к рассмотрению документов (в том числе поданных с использованием Единого портала), необходимых для предоставления государственной услуги, являются: нарушение требований к форме и/или содержанию заявления либо к содержанию заявления о замене свидетельства участника Государственной программы; текст заявления или заявления о замене свидетельства участника Государственной программы не поддается прочтению; отсутствие (либо не предъявление) какого-либо из документов, указанных в пунктах 29, 30, 33 или 36 Административного регламента.

С учетом приведенного правового регулирования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ в приеме документов в связи с не предоставлением документа о наличии профессионального образования, действующим законодательством не предусмотрен.

Разрешая заявленные требования, суд обоснованно указал, что на момент принятия заявления, а также на день рассмотрения дела Мардонов Д.О. является военнослужащим в звании сержанта в должности командира орудия расчета гаубичного самоходно-артиллерийского взвода, что предусматривает наличие профессиональной подготовки, которая подтверждена справкой справке в/ч 51460.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, о том, что отказ УФМС России по Хабаровскому краю в принятии заявления и документов Мардонова Д.О. для участия в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников является незаконным.

Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, основанным на верном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения, а также на верной оценке представленных доказательств.

Проверив законность постановленного решения в полном объеме, судебная коллегия нарушений, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установила. Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил материальный закон, совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела и подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 31 июля 2015 года по административному делу по административному иску Мардонова Д.О. к УФМС России по Хабаровскому краю о признании незаконным отказа в приеме и рассмотрении заявления и документов для участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, обязании принять заявление к рассмотрению – оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий И.А. Чемякина

Судьи Е.П. Иском

О.Ю.Позднякова