Дело № 33а-6818/2018 город Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Унтевской Е.Л.,
судей Поздняковой О.Ю., Романовой И.А.,
при секретаре Павловой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 сентября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Солнечного района Хабаровского края к администрации Дудкинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края, Главному управлению по вопросам местного самоуправления Губернатора и Правительства Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершения определенных действий,
по апелляционной жалобе администрации Дудкинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края на решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 13 июля 2018 года,
заслушав доклад судьи Романовой И.А., пояснения прокурора Доськовой Т.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Солнечного района Хабаровского края обратился с административным иском в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дудкинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании бездействия по организации на территории сельского поселения ритуальных услуг незаконным, возложении обязанности на администрацию Дудкинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края в срок до 1.06.2019 организовать на территории муниципального образования Дудкинское сельское поселение специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой прокурорской проверки исполнения законодательства, регулирующего организацию похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших, установлено, что на территории муниципального образования специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг.
Определением Солнечного районного суда Хабаровского края от 28 июня 2018 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечено Главное управление по вопросам местного самоуправления Губернатора и Правительства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края.
Решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 13.07.2018 административные исковые требования прокурора Солнечного района Хабаровского края удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Дудкинское сельское поселение Солнечного муниципального района Хабаровского края, выразившееся в неорганизации на территории сельского поселения ритуальных услуг.
На администрацию муниципального образования Дудкинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края возложена обязанность в срок до 1.06.2019 организовать на территории муниципального образования Дудкинского сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В остальной части исковых требований прокурору отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации Дудкинского сельского поселения просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы указывает, что правоотношения по финансовому обеспечению дополнительных вопросов местного значения для администрации Дудкинского сельского поселения на сегодняшний день остаются неурегулированными. Создание специализированной службы связано с финансовой возможностью, которая должна быть обеспечена органами власти, принявшими решение о закреплении данного вопроса для исполнения сельским поселениям. Судом первой инстанции не исследован в полной мере вопрос о законодательном регулировании финансового обеспечения данного дополнительного вопроса местного значения. Администрацией предпринимаются все необходимые действия по исполнению законодательно установленных полномочий в сфере похоронного дела, а специализированая служба в поселении не создана не по причине бездействия администрации сельского поселения, а по объективным причинам – на конкурс по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела не поступило ни одной заявки и он был признан не состоявшимся, администрация продолжает работу по проведению повторного конкурса с целью создания специализированной службы по вопросам похоронного дела.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, представитель министерства финансов Хабаровского края просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), который к вопросам местного значения городского поселения относит организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 22 части 1 статьи 14).
Указанный вопрос местного значения может быть закреплен в установленном порядке за сельским поселением (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ).
Статья 17 Федерального закона N 131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 части 1, часть 1.1).
Законом Хабаровского края от 26 ноября 2014 года № 16 « О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения», за сельскими поселениями Хабаровского края закреплены вопросы местного значения, в том числе, по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Статьей 9 указанного Федерального закона установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе.
В соответствии со ст. 29 названного Закона органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Статьей 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.
В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
Следовательно, федеральный законодатель предусмотрел создание специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона N 8-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Солнечного района Хабаровского края проведена проверка соблюдения требований законодательства, регулирующего организацию похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших. Проверкой установлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Дудкинского сельского поселения не создана.
Как следует из Устава Дудкинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края, принятого решением Совета депутатов Дудкинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края от 30.11.2005 № 43, к вопросам местного значения Дудкинского сельского поселения, помимо прочего, отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения ( глава 3 п.1 подпункт 20 Устава).
Глава сельского поселения и депутаты поселения обращались 5.02.2018 к заместителю председателя Правительства края по вопросам внутренней политики совместным письмом, излагая в нем информацию об отсутствии финансовой возможности для решения первоочередных вопросов, с просьбой оказать содействие в решении вопроса перерасчета иных межбюджетных трансфертов на исполнение вопросов местного значения, либо выделения дополнительных средств в пределах прогнозных потребностей для исполнения полномочий по решению собственных и дополнительных вопросов местного значения, которые не учитывались финансовым управлением администрации Солнечного муниципального района при расчете иных межбюджетных трансфертов.
27.02.2018 Главой поселения утверждено Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Дудкинского сельского поселения, а также Порядок выбора хозяйствующего субъекта на право оказания услуг по погребению и получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Дудкинского сельского поселения.
Распоряжением главы Дудкинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края от 23.05.2018 № 41 утверждены: извещение о проведении открытого конкурса по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела; состав конкурсной комиссии по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела; конкурсная документация по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Дудкинского сельского поселения.
Как следует из информации от 30.02.2018 № 1-21/53, представленной Главой сельского поселения прокурору Хабаровского края, с просьбой провести проверку факта отсутствия исполнения вопросов местного значения, закрепленных за сельским поселением краевым законодательством, денежные средства на исполнение полномочий по решению вопросов местного значения отсутствуют, а полномочия по решению закреплённых краевым законодательством вопросов местного значения финансо не обеспечены.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ч.4 ст.218 КАС РФ, п.22 ст.14, ч.3 ст.17, ч.2 ст.18 Федерального закона от 6.10.2003 № 131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.9, 12, 25, ч.1 ст.29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ « О погребении и похоронном деле», ст.1 Закона Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 « О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения», подп.20 п.1 ст.5 Устава Дудкинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края, установив, что положениями действующего законодательства на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела, тогда как на территории Дудкинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского каря специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, исходя из того, что органом местного самоуправления поселения не представлено доказательств предпринятых необходимых мер к реализации прав и гарантий неопределённого круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, с учетом предпринятых мер администрацией Дудкинского сельского поселения на организацию ритуальных услуг только 27.02.2018, посчитал доказанным бездействие администрации Дудкинского сельского поселения Солнечного района Хабаровского края, выразившееся в неорганизации на территории сельского поселения ритуальных услуг после введения в действие федеральных законов, возложив обязанность на администрацию муниципального образования Дудкинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края организовать на территории муниципального образования специализированную службу по вопросам похоронного дела, установив срок, необходимый для выполнения обязанности, возложенной судом.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории сельских поселений Хабаровского края относится, на основании Федерального закона № 131-ФЗ и Закона Хабаровского края от 26 ноября 2014 № 16 к вопросам местного значения сельского поселения.
В этой связи, признание судом незаконным бездействия администрации муниципального образования Дудкинское сельское поселение Солнечного муниципального района Хабаровского края по неорганизации на территории сельского поселения ритуальных услуг, возложении обязанности на сельское поселение организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о не исследованности судом первой инстанции вопроса о законодательном регулировании финансового обеспечения создания специализированной службы, что, по мнению подателя жалобы, свидетельствует о незаконности и необоснованности решения суда, с учетом перечисленных выше правовых норм, не может являться основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей.
Исходя из оценки полномочий по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, отнесенных Федеральным законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения, во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 8-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 8-ФЗ).
В этой связи, суждения автора жалобы о неисследованности судом вопросов финансового обеспечения исполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности, не являющихся предметом спора, судебной коллегией не принимается.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования мероприятий по организации на территории сельского поселения ритуальных услуг не освобождает орган местного самоуправления от решения вопросов местного значения, не должно нарушать права и законные интересы граждан.
Доводы жалобы о предпринятых администрацией Дудкинского сельского поселения необходимых мерах по организации в поселении ритуальных услуг, что, по мнению подателя жалобы, не было учтено судом, необоснованно признавшим незаконным бездействие администрации Дудкинского сельского поселения, судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ ответчик не представил доказательств тому, что органом местного самоуправления поселения были предприняты необходимые меры для реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению.
Как правильно установлено судом, утверждение положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, порядка выбора хозяйствующего субъекта на право оказания услуг по погребению и получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Дудкинского сельского поселения, принятие последующих мер по организации специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории поселения только в 2018 году, исходя из возложения данной обязанности на сельское поселение в 2014 году, свидетельствует о допущенном бездействии со стороны администрации Дудкинского сельского поселения.
Суждения жалобы отсутствия доказательств нарушения прав и интересов конкретных лиц вследствие отсутствия на территории сельского поселения специализированной службы по оказанию ритуальных услуг правильность выводов суда не опровергают.
При установленных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь отмену обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 13 июля 2018 года по административному исковому заявлению прокурора Солнечного района Хабаровского края к администрации Дудкинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края, Главному управлению по вопросам местного самоуправления Губернатора и Правительства Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершения определенных действий, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Дудкинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий Е.Л.Унтевская
Судьи О.Ю.Позднякова
И.А.Романова