ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-686 от 19.02.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

69RS0036-01-2019-002862-53

Дело № 33а - 686 судья Иванов Д.А. 2020 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2020 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.

судей Яшиной И.В. и Сергуненко П.А.,

при секретаре судебного заседания Дубининой Р.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сергуненко П.А.

дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Заволжского районного суда г.Твери от 06 декабря 2019 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 01.08.2019 г. об отказе Елисееву Александру Павловичу в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов (лось).

В удовлетворении остальных административных исковых требований отказать».

Судебная коллегия

установила:

Елисеев А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконным и отмене решения от 07.08.2019 г. об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов (лось) и обязании предоставить государственную услугу по выдаче разрешения на добычу охотничьего ресурса (лось) на основании заявления от 31.07.2019 г. и представленных документов.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец посредством личного кабинета на портале государственных услуг обратился с заявлением на предоставление ему услуги - получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов (лось) в общедоступных охотничьих угодьях в Тверской области с указанием района. К заявлению были приложены все необходимые для его подачи документы. Заявление подано 31.07.2019 г. в 10 час. 38 мин. 32 сек., что зафиксировано в личном кабинете на портале госуслуг в разделе «история подачи заявления». Согласно сведениям его личного кабинета данное заявление зарегистрировано в Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области 07.08.2019 г. в 13 час. 04 мин. 59 сек., ему был присвоен номер 15028. Административный ответчик 07.08.2019 г. отказал ему в предоставлении государственной услуги со ссылкой на п. 28 Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 204, поскольку лимиты добычи еще не утверждены. Полагает, что лицам, чьи заявления оказались, с учетом регистрации, между его заявлением и заявлением В.М.., государственная услуга была предоставлена, при этом был нарушен порядок регистрации заявлений.

Согласно и. 33 Административного регламента запрос заявителя, представленный в уполномоченный орган, подлежит обязательной регистрации в день поступления, нарушение указанного положения не допускается. Присвоенный его заявлению номер на один номер меньше, чем номер заявления Крючкова И.А., подавшего заявление позже на 01 час. 30 мин. В период с 07 час. 11 мин. 48 сек. до 10 час. 38 мин. 32 сек. в Министерство поступили 70 заявлений, а за 01 час. 30 мин., прошедшие между подачей заявления им и подачей заявления Крючковым И.А. - всего одно. Ему известно, что В.М. подал заявление 31.07.2019 г. в 13 час. 15 мин., которому был присвоен порядковый номер 15462, разница составила 434 заявления. При этом В.М. было отказано в предоставлении государственной услуги ввиду исчерпания квот добычи. Регистрация заявлений В.М. и И.В. состоялась 02.08.2019 г. в 17 час. 29 мин. и 17 час. 25 мин. соответственно. При этом номера этих заявлений, зарегистрированных, по сравнению с его заявлением, на 05 суток ранее, отличаются на 434 номера в большую сторону, а разница между самими номерами составляет 10 значений. Полагает, что лицам, чьи заявления оказались, с учетом регистрации, между его заявлением и заявлением В.М. государственная услуга была предоставлена, при этом был нарушен порядок регистрации заявлений.

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца уточнил административные исковые требования, просил признать незаконным и отменить решение Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 01.08.2019 г. об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов (лось), обязать административного ответчика предоставить государственную услугу по выдаче разрешения на добычу охотничьего ресурса (лось) согласно заявлению от 31.07.2019 г. и признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в ненаправлении на электронную почту административного истца письма об отказе в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Представитель административного истца Елисеева А.П. - Суриков Н.Н. в судебном заседании поддержал уточненные административные исковые требования по указанным основаниям. Пояснил, что в период обеденного перерыва в Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области примерно с 12 час. 30 мин. до 13 час. 30 мин. 01.08.2019 г. зарегистрировано 434 заявления. С учетом того, что 31.07.2019 г. в предоставлении квоты отказывали ввиду неутверждения лимитов, а по состоянию на 01.08.2019 г. и 02.08.2019 г. данные лимиты уже закончились, полагает, что в крайне короткий промежуток времени в Министерстве 434 или менее лиц получили возможность зарегистрировать свои заявления на выделения квоты по добыче охотничьих ресурсов. Члены охотколлектива «Ворчала», к которым относится и Елисеев, знали, когда Губернатор Тверской области утверждает лимиты добычи охотничьих ресурсов. С учетом обращений в прокуратуру, в этом году охотники были уверены, что 01.08.2019 г. лимиты будут утверждены. Аккумулированием сведений из личных кабинетов на портале госуслуг других охотников занимался А.В. но каждый охотник сам подавал заявление через портал госуслуг. Административный регламент предусматривает участие в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов различных должностных лиц. М.П.. является должностным лицом, уполномоченным на выдачу таких разрешений. Административный регламент предусматривает участие руководителя только путем подписи выданного разрешения или письма об отказе в его выдаче. Решение же в отношении административного истца принято заместителем Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Ананьевым О.Ю., что недопустимо.

Представитель административного ответчика Емельянов Р.П. в судебном заседании поддержал представленные Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области письменные возражения на административное исковое заявление, в которых доводы административного искового заявления критикуются, а также содержится просьба об отказе в его удовлетворении.

Заинтересованное лицо - заместитель Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Ананьев О.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменным ходатайством просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав в тексте ходатайства, что административные исковые требования полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Не согласившись с решением суда, Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, вынесении нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Административный ответчик, ссылаясь на положения Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012 №204, а также Постановление Губернатора Тверской области от 30.07.2019 №57-пг «Об утверждении лимита добычи лося, благородного оленя, косулей, рыси на территории Тверской области на период с 01 августа 2019 года до 01 августа 2020 года», указал, что на дату рассмотрении заявления гражданина Елисеева А.П. с просьбой выдать разрешение на добычу лося на территории общедоступных угодий Старицкого района лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов не были утверждены. На основании изложенного, Министерство вынесло правомерный отказ в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на добычу лося.

Судом не принято во внимание указание, содержащееся в письме Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 05.11.2019 №П13-2-07-189-26704, что служба поддержки ЕПГУ не обладает информацией о том, как настроена передача ответа после присвоения статус «заявление зарегистрировано, в информационной системе Министерства, что имеет принципиальное значение для правильного разрешения дела. При этом судом приняты во внимание показания свидетеля М.П. из которых следует, что распечатать заявление, поступившее через Единый портал, допустимо лишь после регистрации разрешения дела.

Поступление сведений на Единый портал государственных услуг хронологически не связаны с фактическими действиями по регистрации и рассмотрению заявлений, которые осуществляются в соответствии с Регламентом и инструкцией по делопроизводству. Кроме того отсутствует нормативные обязанности незамедлительно размещать сведения о принятии к рассмотрению заявления и направлении ответа на Едином портале государственных услуг.

Информация, содержащаяся в письме Министерства цифрового развития не содержит сведений о фактических действиях Ведомства по приему и рассмотрению заявления, а лишь о действиях пользователя личного кабинета, которые хронологически не связаны с рассмотрением заявления.

Нельзя согласиться с выводом суда, что Елисееву А.П. было отказано в предоставлении испрашиваемой им государственной услуги по причине неутверждения лимитов (квот) добычи на период с 01.08.2019 по 01.08.2020, поскольку согласно предоставленным суду документам и объяснениям свидетеля решение принималось именно на дату регистрации заявления, то есть 31.07.2019.

Министерством правомерно был подготовлен мотивированный отказ в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов и обеспечено его направление заявителю в установленном законом порядке.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Емельянов Р.П. доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Иные участники процесса, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, не просили об отложении дела, в связи с чем судебная коллегия на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к его отмене или изменению не находит в силу следующего.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 31 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Методические рекомендации по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1 декабря 2017 г. № 646 утверждены Методические рекомендации по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угольях, согласно которым разрешения на добычу охотничьих ресурсов распределяются между физическими лицами в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, норм пропускной способности, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий. В целях снижения коррупционных рисков при распределении разрешений на добычу охотничьих ресурсов целесообразно создавать комиссии по их распределению.

В соответствии со статьёй 7 Закона Тверской области «О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в Тверской области» распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях на территории Тверской области (далее - распределение разрешений), производится уполномоченным Правительством Тверской области исполнительным органом государственной власти в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган).

Распределение разрешений осуществляется в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не установлен лимит их добычи, норм пропускной способности охотничьих угодий.

Распределение разрешений осуществляется в порядке очередности поступления заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов. При рассмотрении заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, поданных несколькими физическими лицами одновременно или поступивших по почте в один день, их очередность определяется по времени поступления заявления.

Уполномоченным органом на распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях на территории Тверской области является Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области (п. 12 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области).

Статья 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Согласно ч. 1 статье 12 данного закона предоставление таких услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Требованиями к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 236) определено, что предоставление услуги начинается с момента приема и регистрации органом (организацией) электронных документов, необходимых для предоставления услуги, а также получения в установленном порядке информации об оплате услуги заявителем, за исключением случая, если для начала процедуры предоставления услуги в соответствии с законодательством требуется личная явка.

Приказом Минприроды России от 29 июня 2012 года № 204 утвержден Административный регламент предоставления органами государственной власти объектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок взаимодействия с заявителями, иными органами государственной власти, организациями при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок взаимодействия с заявителями, иными органами государственной власти, организациями при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Предметом регулирования Регламента являются отношения, возникающие между физическими лицами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

Согласно пункту 18 Административного регламента предоставления органами государственной власти объектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов общий срок предоставления государственной услуги составляет: один рабочий день при личном представлении заявителем в уполномоченный орган заявления о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов (далее - заявление) и документов, необходимых для оказания государственной услуги (в отсутствии# \ необходимости запроса документов в рамках межведомственного информационного взаимодействия); пять рабочих дней при получении уполномоченным органом по почте, электронной почте, через Единый портал заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги; семь рабочих дней при необходимости запроса документов в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 22 Регламента.

Для получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов заявитель в соответствии с Порядком подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 г. № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц», представляет заявление (п. 20 Регламента).

Заявление в электронной форме оформляется в соответствии с пунктом 20 Регламента (п. 21 Регламента).

Пунктом 28 Регламента установлены основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

1) заявитель представил заявление и прилагаемые к нему документы (при наличии), которые не соответствуют требованиям пункта 20 Регламента или содержат недостоверные сведения;

2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия получены сведения, не подтверждающие указанную в заявлении информацию, которая может представляться заявителем по собственной инициативе в соответствии с пунктом 22 Регламента;

3) в отношении охоты в охотничьих угодьях, отдельных видов охотничьих ресурсов или охотничьих ресурсов, определенных пола и возраста, указанных в заявлении, правилами охоты и (или) решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) установлены запреты в соответствии с Законом об охоте;

4) орудия охоты и способы охоты, указанные в заявлении, не соответствуют международным стандартам на гуманный отлов диких животных, требованиям, установленным правилами охоты и (или) параметрами осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях, утвержденными высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии со статьями 22, 23 Закона об охоте;

5) указанные в заявлении сроки охоты не соответствуют срокам охоты, установленным в соответствии с требованиями Закона об охоте;

6) если при выдаче заявителю разрешения на добычу охотничьих ресурсов будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

7) если в отношении указанных в заявлении охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, не утверждены лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов;

8) если заявление на получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов подается заявителем в целях осуществления в общедоступных охотничьих угодьях:

промысловой охоты;

охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;

охоты в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;

охоты в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса (заявления) о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги - пятнадцать минут (п. 32 Регламента).

Запрос заявителя, представленный в уполномоченный орган при непосредственном обращении, почтовым отправлением или в электронной форме через официальные сайты уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или Единый портал, а также с использованием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг подлежит обязательной регистрации в день поступления (п. 33 Регламента).

В соответствии с п. 39 Регламента показателями доступности и качества государственной услуги являются, в том числе возможность направления заявителем письменного заявления или заявления в электронной форме о предоставлении государственной услуги; получение заявителем государственной услуги своевременно, в полном объеме и в любой форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации; наличие необходимого и достаточного количества специалистов, а также помещений, в которых осуществляется прием документов от заявителей (их уполномоченных представителей), в целях соблюдения установленных Регламентом сроков предоставления государственной услуги.

Заявление, направленное в электронном виде через Единый портал и официальные сайты уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, поступает в соответствующее структурное подразделение уполномоченного органа, на которое возложены функции по организации документооборота для регистрации (присвоения входящего номера).

После регистрации (присвоения входящего номера) заявление в течение одного рабочего дня направляется уполномоченному на его рассмотрение должностному лицу уполномоченного органа (п. 44).

Решение об отказе в предоставлении государственной услуги принимается по результатам рассмотрения представленных документов при наличии оснований, предусмотренных пунктом 28 Регламента (п. 47).

Юридическим фактом - основанием для начала предоставления государственной услуги - является получение уполномоченным органом заявления на выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Заявители имеют право представить заявление и документы лично, направить заявление и документы по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или направить в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при заполнении заявления на Едином портале или на официальном сайте уполномоченного органа, а также с использованием многофункциональных центров (пункты 49, 50 Регламента).

Постановлением Губернатора Тверской области от 30 июля 2019 года № 57-пг утверждены лимиты добычи лося, благородного оленя, косулей, рыси на территории Тверской области с 1 августа 2019 года до 1 августа 2020 года, а также распределены квоты добычи, в том числе лося в общедоступных охотничьих угодьях. Постановление опубликовано 01 августа 2019 года. 01 августа 2019 года административный ответчик начал приём заявлений о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.07.2019 г. в 10 час. 38 мин. 32 сек. административный истец посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области с заявлением на получение разрешения на добычу лося в Старицком районе Тверской области в период с 01.09.2019 г. по 31.12.2019 г.

Согласно сведениям личного кабинета Елисеева А.П. на Едином портале, указанное заявление зарегистрировано Министерством 07.08.2019 г. в 13 час. 04 мин. 59 сек. под номером 15028; 07.08.2019 г. в 13 час. 05 мин. 24 сек. в предоставлении государственной услуги Министерством было отказано с комментарием: отсутствие лимита добычи.

Из копии заявления Елисеева А.П. от 31.07.2019 г., представленной Министерством усматривается, что на указанном заявлении на получение разрешения на добычу лося в Старицком районе Тверской области в период с 01.09.2019 г. по 31.12.2019 г. был проставлен входящий штамп «вход. № 15028, 31.07.2019 г.»

Письмом Министерства, датированным 01.08.2019 № 9331-04, Елисееву А.П. отказано в предоставлении испрашиваемой им государственной услуги по причине неутверждения лимитов (квот) добычи на период с 01.08.2019 г. по 01.08.2020 г.

Из показаний допрошенного судом в качестве свидетеля главного специалиста-эксперта отдела охотопользования и рыбного хозяйства управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области М.П.. следует, что он является исполнителем по заявлению Елисеева А.П. Заявления, поступающие через портал Госуслуг находятся на отдельном компьютере, с которого заявления распечатываются посредством системы, отдельной от системы электронного документооборота, а затем передаются в канцелярию на регистрацию. Регистрация производится независимо от способа подачи заявления, какой-либо единой системы подачи заявлений в электронную базу Министерства не существует. В последующем все заявления оказываются в электронной базе Министерства, после того, как специалист внесет соответствующее заявление в базу. Ведется электронный журнал регистрации входящей корреспонденции, он занесен в систему электронного документооборота, в которой присваивается нумерация поступившим заявлениям в зависимости от очередности их поступления. Журнала на бумажном носителе в Министерстве нет. На компьютере открывается приложение, через которое поступают заявления с портала Госуслуг, они распечатываются, на заявлении ставится номер, который отражен на портале Госуслуг, чтобы не нарушить последовательность. Он состоит из четырех цифр и присваивается на самом портале Госуслуг, а Министерством в отделе организационно-кадровой работы и правового обеспечения присваивается уже свой номер при регистрации. Проверка поступления заявлений через портал Госуслуг вменена в обязанность ему Заявления он распечатывает два раза в день: перед обедом около 12 час. 00 мин. и в конце рабочего дня около 16 час. 00 мин. или 17 час. 00 мин. Для того, чтобы соблюсти Административный регламент, он передает заявлению на регистрацию в день их поступления. Заявления с портала Госуслуг он не формирует, только распечатывает. Для этого есть определенная процедура: сначала производится регистрация заявления, после которой отражается значок самого заявления, которое уже можно распечатать. После регистрации заявителю направляется уведомление с номером регистрации и датой регистрации. Как происходит регистрация на портале Госуслуг, ему неизвестно. Никто в Министерстве не знает, как работает портал Госуслуг. Заявление Елисеева А.П. поступило 31.07.2019 г. в пределах рабочего времени, то есть до 18 час. 00 мин. и было зарегистрировано в этот же день В форме уведомления предусмотрена возможность указания на номер регистрации, № 15028 - это номер по состоянию на 31.07.2019 г. На портале Госуслуг у заявителя, возможно, отображается время, когда было произведено соответствующее действие на самом портале. Сведения о номере заявления, присвоенном Министерством, на портал Госуслуг вносятся им. Внес сведения о регистрации заявления 01.08.2019 г. вручную, в программе есть возможность выбрать дату, комментарий заполняется самостоятельно. Электронная почта в заявлении Елисеева А.П. указана не была. Заявление Елисеева А.П. рассмотрено 31.07.2019 г. Ответ датирован 01.08.2019 г., поскольку он готовит ответ, направляет его на согласование начальнику отдела Кольцову С.С, после чего ответ направляется на утверждение заместителю Министра. Указанные действия осуществляются в электронной форме. Заместитель Министра ставит отметку о том, что решение утверждено, после чего письмо передается на регистрацию. Как ставится электронно-цифровая подпись на ответе, пояснить не может. Затем, на письмо, переданное с помощью электронного документооборота, ставится регистрационный номер отделом организационно-кадровой работы и правового обеспечения, оно распечатывается и направляется на бумажном носителе заявителю. 31.07.2019 г. и 01.08.2019 г. предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществлял он. Регистрация заявлений производилась в соответствии с Регламентом. Заявления он старается рассматривать в тот же день, возможно, какие-то из них были рассмотрены позже ввиду их большого объема. Нумерация в журнале регистрации входящей корреспонденции формируется по порядку и является сквозной. Заявления о выдаче квот физическим лицам рассматриваются в порядке поступления. Все заявления, поступившие 31.07.2019 г., были рассмотрены 31.07.2019 г. Квоты выделялись только по тем заявкам, которые были поданы начиная с 01.08.2019 г. Какое количество времени уходит у сотрудника на регистрацию одного заявления, не знает. О том, что Губернатором Тверской области утверждены квоты на 2019-2020 г. узнал в 09 час. 00 мин. 01.08.2019 г., распечатав соответствующее постановление с портала http://pravo.gov.ru.

Между тем, согласно письму являющегося оператором федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 05.11.2019 г., установлено, что 31.07.2019 г. в 10 час. 38 мин. Елисеев А.П. подал заявление на получение услуги «выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу РФ» № 568087457 и в ту же минуту заявление перешло в статус «заявление в очереди на отправку». Заявление принято Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области 07.08.2019 г. в 13 час. 05 мин., зарегистрировано в информационной системе Министерства под номером 15028. Согласно имеющейся информации статус «заявление зарегистрировано» направлен сотрудниками Министерства посредством вида сведения единой системы межведомственного электронного взаимодействия, предназначенного для смены статусов по заявлениям: «универсальный вид сведений для приема событий электронного заявления на портале государственных услуг (функций) в продуктивной среде». 07.08.2019 г. в 13 час. 05 мин. статус заявления был изменен Министерством на «отказано в предоставлении услуги» с комментарием «отсутствие лимита добычи», указанный статус является конечным при рассмотрении заявления.

Частично удовлетворяя требования административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводам, что срок, указанный в п. 32 Регламента при принятии Министерством заявления Елисеева А.П. соблюден не был; основание для отказа в предоставлении государственной услуги в нарушение п. 28 Регламента, избрано не верно (с учетом даты вступления в силу Постановления Губернатора Тверской области от 30 июля 2019 года № 57-пг); нарушена процедура разрешения заявления, предусмотренная п.п. 67-69 Регламента.

Оснований не согласиться с данными выводами суда не имеется, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.

Отказывая в части удовлетворения административных исковых требований об обязании предоставить государственную услугу по выдаче разрешения на добычу охотничьего ресурса (лось) согласно заявлению от 31.07.2019 г. суд первой инстанции верно указал, что квота добычи лося на территории общедоступных охотничьих угодий Старицкого района Тверской области исчерпана в полном объеме.

Не доверять ответу незаинтересованного лица государственного органа - Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ у суда первой инстанции оснований не имелось. Указание в ответе Министерства обстоятельства, что служба поддержки ЕПГУ не обладает информацией о том, как настроена передача ответа после присвоения статуса «зарегистрировано» в информационной системе Министерства, на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения не имеет, поскольку статус «заявление зарегистрировано» присвоен только 07.08.2019 г.

Судом при вынесении решения учтены показания свидетеля М.П. о том, что поступившие через Единый портал госуслуг заявления он распечатывает два раза в день: перед обедом около 12 часов и в конце рабочего дня около 16 часов, при этом распечатать такое заявление возможно лишь после регистрации им данного заявления.

Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда о допущенных административным ответчиком нарушениях основаны на исследовании и оценке по правилам статьи 84 КАС РФ всех представленных в материалы дела доказательств, в том числе показаний свидетеля М.П. В силу положений статей 59 - 61 КАС РФ исследованные материалы обоснованно признаны судом допустимыми и относимыми доказательствами по делу. Судебная коллегия не находит оснований для обратного вывода.

В соответствии с пунктом 32 Административного регламента максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса (заявления) о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги - пятнадцать минут.

Суд первой инстанции пришёл к выводу, что поскольку данный пункт не содержит в себе изъятий или исключений относительно порядка подачи заявления на выдачу на добычу охотничьих ресурсов, то он распространяется и на заявления, направленные в электронном виде через Единый портал.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным, в противном случае лица, подающие заявление лично, будут иметь преимущества по времени регистрации и, соответственно, рассмотрения их заявлений, а регистрация заявлений граждан, поступивших через Единый портал госуслуг, время этой регистрации ставится в зависимость от усмотрения должностного лица, его занятости или иных причин, что не может быть признано допустимым.

Проанализировав положения приведённых норм права, а также оценив собранные по делу доказательства, в том числе показания свидетелей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерством нарушены положения Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 29 июня 2012 года № 204.

Выводы суда, изложенные в решении, основаны на действующем законодательстве, являются достаточно мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела, подтверждаются представленными доказательствами.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку в результате несоблюдения административным ответчиком административных процедур, установленных вышеуказанными нормами законодательства нарушены порядок и сроки рассмотрения заявления административного истца о выдаче разрешения на добычу лося, а также принцип распределения разрешений в порядке очередности поступления заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, определённый в статье 7 Закона Тверской области «О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в Тверской области», что привело к нарушению прав административного истца на получение государственной услуги в соответствии с требованиями закона и Административного регламента.

Оснований для отмены решения суда в оспариваемой части не установлено.

Доводы апелляционной жалобы истца аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной.

Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заволжского районного суда г.Твери от 06 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи