ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-687 от 19.02.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

69RS0036-01-2019-002834-40

Дело № 33а - 687 судья Дёмина Н.В. 2020 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2020 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.

судей Яшиной И.В. и Сергуненко П.А.,

при секретаре судебного заседания Дубининой Р.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сергуненко П.А.

дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Заволжского районного суда г.Твери от 05 декабря 2019 года, которым постановлено:

«Требования административного искового заявления Крючкова Игоря Анатольевича о признании незаконным и отмене решения Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 01.08.2019 об отказе в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов, обязании предоставить государственную услугу по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов согласно заявлению от 31.07.2019, признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении на электронную почту административного истца в электронной форме письма об отказе в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 01.08.2019 об отказе в выдаче Крючкову Игорю Анатольевичу разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

В удовлетворении требований административного искового заявления Крючкова Игоря Анатольевича к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области об обязании предоставить государственную услугу по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов согласно заявлению от 31.07.2019, признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении на электронную почту административного истца в электронной форме письма об отказе в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов, отказать».

Судебная коллегия

установила:

Крючков И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконным и отмене решения от 07.08.2019 г. об отказе в предоставлении государственной услуги по получению разрешения на добычу охотничьих ресурсов, обязать административного ответчика предоставить административному истцу государственную услугу по получению разрешения на выдачу охотничьих ресурсов (лось) на основании заявления от 31.07.2019 г.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец посредством личного кабинета на портале государственных услуг обратился с заявлением на предоставление ему услуги - получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов (лось) в общедоступных охотничьих угодьях в Тверской области с указанием района. К заявлению были приложены все необходимые для его подачи документы. Заявление подано 31.07.2019 г. в 12 час. 05 мин. 12 сек. Согласно сведениям его личного кабинета данное заявление зарегистрировано в Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области 07.08.2019 г., заявлению присвоено два регистрационных номера: 15027 и 15029.

В ответе, датированном 07.08.2019 г., административный ответчик отказал с предоставлении государственной услуги на основании п. 28 Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 204 (Далее - Административный регламент, Регламент). По мнению административного истца, данный отказ является незаконным. Ссылаясь на п. 33 Административного регламента, отметил, что запрос заявителя, представленный в уполномоченный орган, подлежит обязательной регистрации в день поступления. Присвоение его заявлению двух номеров 15027 и 13029 свидетельствует об имевших место манипуляциях с регистрацией заявления. Ему известно, что регистрация аналогичных заявлений В.М. и И.В.., поданных через Единый портал 31.07.2019, произошла ранее - 02.08.2019 г., им присвоены номера <данные изъяты> соответственно. Полагал, что его заявление фактически поступило в Министерство 01.08.2019 г.. Указал, что в вышестоящий в порядке подчиненности орган жалоба на оспариваемое решение не подавалась.

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца уточнил административные исковые требования, просил признать незаконным и отменить решение Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 01.08.2019 об отказе в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов, обязать Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области предоставить государственную услугу по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов согласно заявлению от 31.07.2019, признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в ненаправлении на электронную почту административного истца в электронной форме письма об отказе в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Представитель административного истца Крючкова И.А. - Суриков Н.Н. в судебном заседании поддержал уточненные административные исковые требования по указанным основаниям.

Представитель административного ответчика Емельянов Р.П. в судебном заседании поддержал представленные Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области письменные возражения на административное исковое заявление, в которых доводы административного искового заявления критикуются, а также содержится просьба об отказе в его удовлетворении. Пояснил, что решение об отказе в выдаче Крючкову И.А. разрешения на добычу охотничьих ресурсов принято именно 31.07.2019 г. Об этом свидетельствует подпись заместителя министра Ананьева О.Ю. на резолюции в заявлении, датированная 31.07.2019 г., то есть на момент, когда лимиты добычи охотничьих ресурсов не были утверждены. Проект мотивированного отказа подготовлен на основании решения заместителя Министра. Моментом принятия решения является момент принятия решения Ананьевым О.Ю. и подготовка мотивированного отказа уполномоченным должностным лицом - М.П.., все эти действия выполнены 31.07.2019 г., все остальные действия были связаны с техническим оформлением и направлением ответа на заявление. В резолюции от 31.07.2019 г. стоит подпись Ананьева О.Ю., сама подпись - это волеизъявление о принятом решении. Когда на ответе, адресованном Крючкову И.А., была сформирована электронная подпись Ананьева О.Ю., он пояснить не может. Отметил, что в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области документы поступают от граждан лично (нарочно), через Единый портал государственных и муниципальных услуг и через систему «единого окна». Документ сначала поступает к руководителю органа - Министру, он отписывает его курирующему заместителю, вопросы охоты курирует Ананьев О.Ю., далее, рассмотрев данный документ, он со своей резолюцией передает документ для исполнения уполномоченному лицу, уполномоченное лицо готовит мотивированный отказ. Последующие действия связаны с обеспечением направления ответа заявителю, это уже технический вопрос - работа канцелярии. Должностным лицом, уполномоченным рассматривать заявление о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов, являлся М.П.

Определением суда от 12.09.2019 г., выраженного протокольной формой, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Ананьев О.Ю.

Заинтересованное лицо - заместитель Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Ананьев О.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменным ходатайством просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав в тексте ходатайства, что административные исковые требования полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Не согласившись с решением суда, Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, вынесении нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Административный ответчик, ссылаясь на положения Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012 №204, а также Постановление Губернатора Тверской области от 30.07.2019 №57-пг «Об утверждении лимита добычи лося, благородного оленя, косулей, рыси на территории Тверской области на период с 01 августа 2019 года до 01 августа 2020 года», указал, что на дату рассмотрении заявления гражданина Крючкова И.А. с просьбой выдать разрешение на добычу лося на территории общедоступных угодий Старицкого района лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов не были утверждены. На основании изложенного, Министерство вынесло правомерный отказ в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на добычу лося.

Судом не принято во внимание указание, содержащееся в письме Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.10.2019 №П13-2-03-109-26328, что служба поддержки ЕПГУ не обладает информацией о том, как настроена передача ответа после присвоения статус «заявление зарегистрировано, в информационной системе Министерства, что имеет принципиальное значение для правильного разрешения дела. При этом судом приняты во внимание показания свидетеля М.П. из которых следует, что решение об отказе принималось 31.07.2019 г.

Поступление сведений на Единый портал государственных услуг хронологически не связаны с фактическими действиями по регистрации и рассмотрению заявлений, которые осуществляются в соответствии с Регламентом и инструкцией по делопроизводству. Кроме того отсутствует нормативные обязанности незамедлительно размещать сведения о принятии к рассмотрению заявления и направлении ответа на Едином портале государственных услуг.

Информация, содержащаяся в письме Министерства цифрового развития не содержит сведений о фактических действиях Ведомства по приему и рассмотрению заявления, а лишь о действиях пользователя личного кабинета, которые хронологически не связаны с рассмотрением заявления.

Нельзя согласиться с выводом суда, что Крючкову И.А. было отказано в предоставлении испрашиваемой им государственной услуги по причине неутверждения лимитов (квот) добычи на период с 01.08.2019 по 01.08.2020, поскольку согласно предоставленным суду документам и объяснениям свидетеля решение принималось именно на дату регистрации заявления, то есть 31.07.2019.

Министерством правомерно был подготовлен мотивированный отказ в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов и обеспечено его направление заявителю в установленном законом порядке.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Емельянов Р.П. доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В суде апелляционной инстанции Крючков И.А. возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая обжалуемое решение суда законным и обоснованным.

Иные участники процесса, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, не просили об отложении дела, в связи с чем судебная коллегия на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к его отмене или изменению не находит в силу следующего.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 31 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Методические рекомендации по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1 декабря 2017 г. № 646 утверждены Методические рекомендации по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угольях, согласно которым разрешения на добычу охотничьих ресурсов распределяются между физическими лицами в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, норм пропускной способности, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий. В целях снижения коррупционных рисков при распределении разрешений на добычу охотничьих ресурсов целесообразно создавать комиссии по их распределению.

В соответствии со статьёй 7 Закона Тверской области «О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в Тверской области» распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях на территории Тверской области (далее - распределение разрешений), производится уполномоченным Правительством Тверской области исполнительным органом государственной власти в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган).

Распределение разрешений осуществляется в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не установлен лимит их добычи, норм пропускной способности охотничьих угодий.

Распределение разрешений осуществляется в порядке очередности поступления заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов. При рассмотрении заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, поданных несколькими физическими лицами одновременно или поступивших по почте в один день, их очередность определяется по времени поступления заявления.

Уполномоченным органом на распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях на территории Тверской области является Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области (п. 12 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области).

Статья 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Согласно ч. 1 статье 12 данного закона предоставление таких услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Требованиями к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 236) определено, что предоставление услуги начинается с момента приема и регистрации органом (организацией) электронных документов, необходимых для предоставления услуги, а также получения в установленном порядке информации об оплате услуги заявителем, за исключением случая, если для начала процедуры предоставления услуги в соответствии с законодательством требуется личная явка.

Приказом Минприроды России от 29 июня 2012 года № 204 утвержден Административный регламент предоставления органами государственной власти объектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок взаимодействия с заявителями, иными органами государственной власти, организациями при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок взаимодействия с заявителями, иными органами государственной власти, организациями при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Предметом регулирования Регламента являются отношения, возникающие между физическими лицами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

Согласно пункту 18 Административного регламента предоставления органами государственной власти объектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов общий срок предоставления государственной услуги составляет: один рабочий день при личном представлении заявителем в уполномоченный орган заявления о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов (далее - заявление) и документов, необходимых для оказания государственной услуги (в отсутствии# \ необходимости запроса документов в рамках межведомственного информационного взаимодействия); пять рабочих дней при получении уполномоченным органом по почте, электронной почте, через Единый портал заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги; семь рабочих дней при необходимости запроса документов в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 22 Регламента.

Для получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов заявитель в соответствии с Порядком подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 г. № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц», представляет заявление (п. 20 Регламента).

Заявление в электронной форме оформляется в соответствии с пунктом 20 Регламента (п. 21 Регламента).

Пунктом 28 Регламента установлены основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

1) заявитель представил заявление и прилагаемые к нему документы (при наличии), которые не соответствуют требованиям пункта 20 Регламента или содержат недостоверные сведения;

2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия получены сведения, не подтверждающие указанную в заявлении информацию, которая может представляться заявителем по собственной инициативе в соответствии с пунктом 22 Регламента;

3) в отношении охоты в охотничьих угодьях, отдельных видов охотничьих ресурсов или охотничьих ресурсов, определенных пола и возраста, указанных в заявлении, правилами охоты и (или) решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) установлены запреты в соответствии с Законом об охоте;

4) орудия охоты и способы охоты, указанные в заявлении, не соответствуют международным стандартам на гуманный отлов диких животных, требованиям, установленным правилами охоты и (или) параметрами осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях, утвержденными высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии со статьями 22, 23 Закона об охоте;

5) указанные в заявлении сроки охоты не соответствуют срокам охоты, установленным в соответствии с требованиями Закона об охоте;

6) если при выдаче заявителю разрешения на добычу охотничьих ресурсов будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

7) если в отношении указанных в заявлении охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, не утверждены лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов;

8) если заявление на получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов подается заявителем в целях осуществления в общедоступных охотничьих угодьях:

промысловой охоты;

охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;

охоты в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;

охоты в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса (заявления) о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги - пятнадцать минут (п. 32 Регламента).

Запрос заявителя, представленный в уполномоченный орган при непосредственном обращении, почтовым отправлением или в электронной форме через официальные сайты уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или Единый портал, а также с использованием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг подлежит обязательной регистрации в день поступления (п. 33 Регламента).

В соответствии с п. 39 Регламента показателями доступности и качества государственной услуги являются, в том числе возможность направления заявителем письменного заявления или заявления в электронной форме о предоставлении государственной услуги; получение заявителем государственной услуги своевременно, в полном объеме и в любой форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации; наличие необходимого и достаточного количества специалистов, а также помещений, в которых осуществляется прием документов от заявителей (их уполномоченных представителей), в целях соблюдения установленных Регламентом сроков предоставления государственной услуги.

Заявление, направленное в электронном виде через Единый портал и официальные сайты уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, поступает в соответствующее структурное подразделение уполномоченного органа, на которое возложены функции по организации документооборота для регистрации (присвоения входящего номера).

После регистрации (присвоения входящего номера) заявление в течение одного рабочего дня направляется уполномоченному на его рассмотрение должностному лицу уполномоченного органа (п. 44).

Решение об отказе в предоставлении государственной услуги принимается по результатам рассмотрения представленных документов при наличии оснований, предусмотренных пунктом 28 Регламента (п. 47).

Юридическим фактом - основанием для начала предоставления государственной услуги - является получение уполномоченным органом заявления на выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Заявители имеют право представить заявление и документы лично, направить заявление и документы по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или направить в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при заполнении заявления на Едином портале или на официальном сайте уполномоченного органа, а также с использованием многофункциональных центров (пункты 49, 50 Регламента).

Постановлением Губернатора Тверской области от 30 июля 2019 года № 57-пг утверждены лимиты добычи лося, благородного оленя, косулей, рыси на территории Тверской области с 1 августа 2019 года до 1 августа 2020 года, а также распределены квоты добычи, в том числе лося в общедоступных охотничьих угодьях. Постановление опубликовано 01 августа 2019 года. 01 августа 2019 года административный ответчик начал приём заявлений о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.07.2019 г. в 12 час. 05 мин. 12 сек. Крючков И.А. направил в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области заявление о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Из скриншота личного кабинета Крючкова И.А. на Едином портале государственных и муниципальных услуг следует, что указанное заявление зарегистрировано Министерством 07.08.2019 г. в 13 час. 04 мин. 26 сек. под номером 15027; 07.08.2019 г. в 13 час. 06 мин. под номером 15029. 07.08.2019 г. в 13 час. 07 мин. 06 сек. в предоставлении государственной услуги отказано. В качестве комментария указано: отсутствие лимита добычи.

Как следует из копии заявления Крючкова И.А. от 31.07.2019 г., представленной Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области, на указанном заявлении о получении разрешения на добычу лося на территории общедоступных охотничьих угодий Калининского и Старицкого районов Тверской области в период с 01.09.2019 по 31.12.2019, имеется штамп Министерства «вход. № 15029, 31.07.2019».

Письмом Министерства, датированным 01.08.2019 за № 9333-04, Крючкову И.А. отказано в предоставлении государственной услуги на добычу охотничьих ресурсов в связи с неутверждением лимитов (квот) добычи на период с 01.08.2019 по 01.08.2020.

Из показаний допрошенного в судебном заседании 05.12.2019 г. в качестве свидетеля главного специалиста-эксперта отдела охотопользования и рыбного хозяйства управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области М.П. заявление Крючкова И.А. поступило в Министерство 31.07.2019 г. посредством Единого портала государственных услуг. Он распечатал данное заявление и передал его на регистрацию в отдел правового обеспечения и организационно-кадровой работы. На его рабочем месте установлено специальное приложение, в котором отображаются документы, поступающие в Министерство. В левом верхнем углу монитора отображается четырехзначный номер поступившего заявления. Данный номер, который отображен на Едином портале, он указывает в заявлении, чтобы не нарушить последовательности. Министерством присваивается свой номер при регистрации. Проверка поступления заявлений через Единый портал государственных и муниципальных услуг вменена в обязанность ему. Если с Единого портала поступает заявление, он нажимает кнопку «Отобразить заявление». После отображения заявления на мониторе, он нажимает на кнопку «Печать». После того, как заявление распечатано на принтере, он передает его на регистрацию. Система Единого портала государственных услуг и система Министерства - это независимые системы. Заявления, поступившие с Единого портала, он распечатывает дважды в день, до обеда около 12 часов и после обеда, где-то в районе 16 часов. Когда именно было распечатано заявление Крючкова И.А., пояснить не может. Регистрацией поступивших заявлений занимается отдел правового обеспечения и организационно-кадровой работы. Все заявления, поступившие с Единого портала государственных услуг, распечатывал он. Заявление Крючкова И.А. поступило и было зарегистрировано 31.07.2019 г. 31.07.2019 г. и 01.08.2019 г. предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществлял он. В соответствии с Административным регламентом при поступлении заявления через Единый портал государственных услуг заявителю направляется на электронную почту уведомление о приеме заявления, в случае принятия отрицательного решения направляется мотивированный отказ, но в заявлении Крючкова И.А. не был указан адрес электронной почты. После регистрации заявления он вносит информацию о регистрации заявления на Единый портал государственных услуг, имеются две ячейки, в одну он заносит номер зарегистрированного заявления, а в другую - дату регистрации документа, затем уведомление о регистрации заявления направляется заявителю. Сведения о регистрации заявления вносятся им вручную. После регистрации заявления оно сначала попадает к Министру, затем расписывается на заместителя Министра, заместитель Министра передает заявление начальнику отдела, а начальник отдела поручает его рассмотрение конкретному исполнителю. 31.07.2019 г. заявление Крючкова И.А. поступило к нему, передано на согласование к начальнику отдела. Заместитель Министра Ананьев О.Ю. поставил резолюцию на листке, приколотом к оригиналу заявления, что являлось для него основанием для подготовки им мотивированного отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов ввиду отсутствия утвержденного лимита. Резолюция были сделана на бумажном носителе 31.07.2019 г. Документ на утверждение к Ананьеву О.Ю. поступил путем электронного документооборота. При поступлении заявления не проверяются сведения об оплате сбора за пользование объектами животного мира, оплата госпошлины, поскольку в соответствии с регламентом это не является основанием для отказа в предоставлении услуги. Все заявления, которые были зарегистрированы 31.07.2019 г., были рассмотрены в тот же день.

Вместе с тем, согласно ответа являющегося оператором федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 05.11.2019 г., 31.07.2019 г. посредством личного кабинета на Едином портале государственных и муниципальных услуг Крючков И.А. направил заявление на получение услуги, зарегистрированное под номером <данные изъяты>. В этот же день заявление приняло статус «заявление в очереди на отправку». Заявление принято ведомством в работу 07.08.2019 в 13 час. 04 мин. (по МСК), статус заявления изменился на «заявление зарегистрировано» с комментарием от ведомства «Ваша заявка зарегистрирована под номером 15027», о чем у Крючкова И.А. в личном кабинете на Едином портале государственных и муниципальных услуг отобразился соответствующий комментарий. В тот же день в 13 час. 06 мин. ведомство продублировало статус «заявление зарегистрировано», указав комментарий: «Ваша заявка зарегистрирована под номером: 15029». Согласно имеющейся информации статус «Заявление зарегистрировано» направлен сотрудниками ведомства посредством вида сведения единой системы межведомственного электронного взаимодействия, предназначенного для смены статусов по заявлениям: «Универсальный вид сведений для приема событий электронного заявления на портале государственных услуг (функций) в продуктивной среде». 07.08.2019 в 13:07 (по МСК) статус заявления был изменен ведомством на «отказано в предоставлении услуги» с комментарием «отсутствие лимита добычи». Информация о решении также была отражена в личном кабинете Единого портала государственных и муниципальных услуг Крючкова И.А. «отказано в предоставлении услуги» и является конечным статусом при рассмотрении заявления.

Частично удовлетворяя требования административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводам, что срок, указанный в п. 32 Регламента при принятии Министерством заявления Крючкова И.А. соблюден не был; основание для отказа в предоставлении государственной услуги в нарушение п. 28 Регламента, избрано не верно (с учетом даты вступления в силу Постановления Губернатора Тверской области от 30 июля 2019 года № 57-пг); нарушена процедура разрешения заявления, предусмотренная п.п. 67-69 Регламента.

Оснований не согласиться с данными выводами суда не имеется, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.

Отказывая в части удовлетворения административных исковых требований об обязании предоставить государственную услугу по выдаче разрешения на добычу охотничьего ресурса (лось) согласно заявлению от 31.07.2019 г. суд первой инстанции верно указал, что квота добычи лося на территории общедоступных охотничьих угодий Калининского и Старицкого района Тверской области исчерпана в полном объеме.

Не доверять ответу незаинтересованного лица государственного органа - Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ у суда первой инстанции оснований не имелось. Указание в ответе Министерства обстоятельства, что служба поддержки ЕПГУ не обладает информацией о том, как настроена передача ответа после присвоения статуса «зарегистрировано» в информационной системе Министерства, на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения не имеет, поскольку статус «заявление зарегистрировано» присвоен только 07.08.2019 г.

Судом при вынесении решения учтены показания свидетеля М.П. том, что поступившие через Единый портал госуслуг заявления он распечатывает два раза в день: перед обедом около 12 часов и в конце рабочего дня около 16 часов, при этом распечатать такое заявление возможно лишь после регистрации им данного заявления.

Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда о допущенных административным ответчиком нарушениях основаны на исследовании и оценке по правилам статьи 84 КАС РФ всех представленных в материалы дела доказательств, в том числе показаний свидетеля М.П. В силу положений статей 59 - 61 КАС РФ исследованные материалы обоснованно признаны судом допустимыми и относимыми доказательствами по делу. Судебная коллегия не находит оснований для обратного вывода.

В соответствии с пунктом 32 Административного регламента максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса (заявления) о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги - пятнадцать минут.

Суд первой инстанции пришёл к выводу, что поскольку данный пункт не содержит в себе изъятий или исключений относительно порядка подачи заявления на выдачу на добычу охотничьих ресурсов, то он распространяется и на заявления, направленные в электронном виде через Единый портал.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным, в противном случае лица, подающие заявление лично, будут иметь преимущества по времени регистрации и, соответственно, рассмотрения их заявлений, а регистрация заявлений граждан, поступивших через Единый портал госуслуг, время этой регистрации ставится в зависимость от усмотрения должностного лица, его занятости или иных причин, что не может быть признано допустимым.

Проанализировав положения приведённых норм права, а также оценив собранные по делу доказательства, в том числе показания свидетелей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерством нарушены положения Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 29 июня 2012 года № 204.

Выводы суда, изложенные в решении, основаны на действующем законодательстве, являются достаточно мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела, подтверждаются представленными доказательствами.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку в результате несоблюдения административным ответчиком административных процедур, установленных вышеуказанными нормами законодательства нарушены порядок и сроки рассмотрения заявления административного истца о выдаче разрешения на добычу лося, а также принцип распределения разрешений в порядке очередности поступления заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, определённый в статье 7 Закона Тверской области «О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в Тверской области», что привело к нарушению прав административного истца на получение государственной услуги в соответствии с требованиями закона и Административного регламента.

Оснований для отмены решения суда в оспариваемой части не установлено.

Доводы апелляционной жалобы истца аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной. Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заволжского районного суда г.Твери от 05 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи