Судья: Волобуева Е.А. адм.дело N 33а-6887/2022 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 14 июля 2022 года г.Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сивохина Д.А., судей Роменской В.Н. и Лешиной Т.Е., при секретаре Олейник Н.О. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – Управление Росреестра по Самарской области) на решение Самарского районного суда г.Самары от 4 февраля 2022 г. по делу N 2а-53/2022 по административному исковому заявлению Меняйлова Александра Викторовича о признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области от 17 августа 2021 г. об отказе государственного учета и государственной регистрации права и о восстановлении нарушенного права. Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Управления Росреестра по Самарской области Владимирцевой Н.Н., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя Меняйлова А.В. – Галкиной Е.В., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия установила: Меняйлов А.В. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, просил возложить на административного ответчика Управление Росреестра по Самарской области обязанность устранить допущенное нарушение путем совершения заявленных регистрационных действий. Свои требования обосновал тем, что ДД.ММ.ГГГГ г. обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости – здание площадью кв.м., год завершения строительства – ДД.ММ.ГГГГ., расположенного по адресу: Здание находится на принадлежащих ему земельных участках с кадастровыми номерами №, относящихся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием – для индивидуальной жилой застройки (том 1 л.д. 71-72). По результатам рассмотрения представленных документов Управление Росреестра по Самарской области, сославшись на пункты 5, 7 и 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости") ДД.ММ.ГГГГ г. вынесло уведомление о приостановлении на срок до ДД.ММ.ГГГГ г. государственной регистрации в связи с тем, что: - не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; - не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам. При этом государственный регистратор, ссылаясь на часть 1 статьи 24 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", указывал на то, что технический план не соответствует подпункту 7 пункта 43 Требований к подготовке технического плана объекта недвижимости, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953, по причине неправильного указания адреса объекта в строке «Местоположения объекта недвижимости» и не заполнения строки «Дополнение местоположения объекта недвижимости». Кроме того, государственный регистратор указал на то, что жилой дом возведен с нарушениями действующего законодательства: в соответствии с Картой градостроительного зонирования сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области земельные участки с кадастровыми номерами № расположены в территориальной зоне Ж1 (в зоне подтопления). В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N № (далее – Правила) в указанной территориальной зоне максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0 метров, максимальный процент застройки в границах земельного участка для индивидуальной жилой застройки - 0%. Заявителю разъяснено, что для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права на жилой дом им может быть представлено решение суда о признании права собственности на здание по адресу: В связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и регистрации права, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ г.: - не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, Управление Росреестра по Самарской области решением от 17 августа г. отказало Меняйлову А.В. в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости. Меняйлов А.В., полагая, что принятое Управлением Росреестра по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ г. решение не отвечает требованиям Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и нарушает его права, просил удовлетворить заявленные им требования. Способом восстановления нарушенного права указал возложение на административного ответчика обязанность по совершению заявленных регистрационных действий на основании представленных документов. Самарским районным судом г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ г. постановлено решение об удовлетворении требований Меняйлова А.В. (том 2 л.д. 47-60). В апелляционной жалобе Управлением Росреестра по Самарской области ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Меняйловым А.В. требований. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении. Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении"). Решение суда может быть отменено или изменено судом апелляционной инстанции (пункты 2, 3 статьи 309, пункт 4 части 1, часть 4 статьи 310 КАС РФ). Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в соответствии с пунктом 2 статьи 309 КАС РФ приходит к выводу, что обжалуемое решение суда подлежит отмене как не отвечающее приведенным требованиям. В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ). При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Согласно статье 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" порядке. Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлены статьями 14, 21 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". Статьей 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав. Пунктами 5 и 7 части 1 статьи 26 данного Федерального закона предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: - не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей. В случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора (статья 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"). Судом установлено, материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле ДД.ММ.ГГГГ г. Меняйлов А.В. в лице представителя Галкиной Е.В. обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости – здание площадью кв.м., год завершения строительства – ДД.ММ.ГГГГ г., расположенного по адресу: Здание находится на принадлежащих Меняйлову А.В. земельных участках с кадастровыми номерами №, относящихся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием – для индивидуальной жилой застройки (том 1 л.д. 71-72). К заявлению приложен технический план здания, подготовленный кадастровым инженером ФИО11. ДД.ММ.ГГГГ г. (том 1 л.д. 75). Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ г. государственная регистрация приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ г. со ссылкой на положения пунктов 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (том 1 л.д. 91-92). В целях устранения причин приостановления заявителю предложено привести технический план в соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 43 Требований к подготовке технического плана объекта недвижимости, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953, и разъяснено, что для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права на жилой дом им может быть представлено решение суда о признании права собственности на здание по адресу: , со ссылкой на то, что жилой дом возведен с нарушениями действующего законодательства: в соответствии с Картой градостроительного зонирования сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области земельные участки с кадастровыми номерами № расположены в территориальной зоне Ж1 (в зоне подтопления). В соответствии с Правилами в указанной территориальной зоне максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0 метров, максимальный процент застройки в границах земельного участка для индивидуальной жилой застройки - 0%. В связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и регистрации права, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ г.: - не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, Управление Росреестра по Самарской области решением от ДД.ММ.ГГГГ г. отказало Меняйлову А.В. в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (том 1 л.д. 94-95). Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. противоречит положениям Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и нарушает права и законные интересы административного истца Не соглашаясь с позицией Управления Росреестра по Самарской области, районный суд указал на то, что при наличии неотмененных и никем не оспоренных постановлений администрации сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N № (том 1 л.д. 36-39), которыми Меняйлову А.В. предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельных участков с кадастровыми номерами № с установлением предельных значений: предельная высота зданий, строений, сооружений – 12 м; максимальный процент застройки в границах земельного участка для индивидуальной жилой застройки – 70%, а также при наличии Уведомления муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. (том 1 л.д. 40), является несостоятельной ссылка государственного регистратора на то, что жилой дом возведен с нарушениями действующего законодательства. Довод Управления Росреестра по Самарской области о несоответствии технического плана подпункту 7 пункта 43 Требований к подготовке технического плана объекта недвижимости, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953 суд первой инстанции признан несостоятельным. При этом суд сослался на то, что Управление Росреестра по Самарской области вправе самостоятельно заполнить графу «дополнение местоположения объекта недвижимости» исходя из содержания представленных на регистрацию документов, в которых содержатся необходимые для этого сведения. Вывод суда об обоснованности требований административного истца в части признания незаконным отказа в заявленных регистрационных действиях со ссылкой на пункт 5 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" – по мотиву возведения жилого дома с нарушениями действующего законодательства и отсутствия решения суда о признании права собственности Меняйлова А.В. на здание по адресу: основан на законе и не противоречит собранным по делу доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, в связи с чем, признается судебной коллегией правильным. Вопреки доводам апелляционной жалобы нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела в указанной части, судебной коллегией не установлено. При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения в части признания незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области от 17 августа 2021 г. об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, постановленного судом в соответствии с требованиями закона. Вместе с тем, судебная коллегия с суждением суда о необоснованности основания для отказа в совершении заявленных регистрационных действий по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в связи с несоответствием технического плана подпункту 7 пункта 43 Требований согласиться не может в силу следующего. Требования к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953. Так согласно пункту 7 Требований адрес здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра. В случае отсутствия в государственном адресном реестре адреса здания, сооружения, помещения, объекта не завершенного строительства, присвоенного в порядке, установленном до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", адрес здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства вносится в технический план на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости. Копия документа, подтверждающего присвоение адреса, включается в состав Приложения. При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, а также в отношении машино-места, заполняется строка "Местоположение объекта недвижимости", в которой в структурированном в соответствии с ФИАС виде указывается местоположение здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства с указанием: слов "Российская Федерация", наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (город, село), улицы (проспект, шоссе, переулок, бульвар) - при наличии, номера здания (сооружения), номера помещения, в том числе с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 20 Требований. Если здание, сооружение, объект незавершенного строительства расположены в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в строке "Местоположение объекта недвижимости" указывается адрес земельного участка, присвоенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6861; 2015, N 18, ст. 2707; N 33, ст. 4853), а при его отсутствии - местоположение земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости (включая наименование соответствующего некоммерческого товарищества и номер земельного участка). В строке "Дополнение местоположения объекта недвижимости" указываются сведения о местоположении здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, в случае если оно не указано в структурированном в соответствии с ФИАС виде. В рассматриваемом случае строка технического плана "Дополнение местоположения объекта недвижимости" не заполнена, в графе строке "Местоположение объекта недвижимости" указание д. N 91 указан необоснованно, Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости", а равно как Положение об Управлении Росреестра по Самарской области, утвержденного Приказом Росреестра N П/0263 от 30 мая 2016 г. не наделяет Управление Росрееастра по Самарской области правом на внесение изменений и/или дополнений в документы, представленные заявителями в целях государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного искового заявления Меняйлова А.В. На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Самарского районного суда г.Самары от 4 февраля 2021 г. отменить. Постановить по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении административного искового заявления Меняйлова А.В. об оспаривании решения Управления Росреестра по Самарской области от 17 августа 2021 г. об отказе государственного учета и государственной регистрации права, восстановлении нарушенного права - отказать. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции и в Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу. Мотивированное определение изготовлено 20 июля 2022 г. Председательствующий: Судьи: |