ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-689/19 от 20.02.2019 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Кузьмина М.А. Дело № 33а-689/19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Якутск 20 февраля 2019г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Оконешниковой М.М.,

при секретаре Богатыревой Л.А.,

с участием представителя административных истцов Чистоедова Д.В., представителя Окружной администрации г.Якутска Христофорова А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административных истцов на решение Якутского городского суда от 13 декабря 2018 года по делу по административному иску Готовцевой Л.И. , Готовцева Н.П. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка, которым

постановлено:

В удовлетворении административного иска отказать.

Заслушав доклад судьи ФИО9, пояснения представителей сторон, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Готовцевы Л.И. и Н.П. обратились в суд с административным иском об оспаривании отказа Окружной администрации г.Якутска в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В обоснование требований указали, что являются многодетной семьей, при обращении к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления им земельного участка, расположенного по адресу: .......... площадью 1 200 кв.м., под индивидуальное жилищное строительство, письмом от 17 августа 2018г. последовал отказ. Основанием отказа указано расположение испрашиваемого участка на территории общего пользования, а также в зоне городских лесов. Считают отказ незаконным, поскольку зона «Л-1» установлена формально, решение принято единолично одним должностным лицом без исследования обстоятельств дела. Полагая отказ незаконным и нарушающим их права, просили суд обязать Окружную администрацию г.Якутска устранить допущенное нарушение.

Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласились административные истцы. В апелляционной жалобе просят отменить решение суда, ссылаясь на те же доводы, приведенные в административном иске. Настаивают на правомерности своих требований.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьями 39.14, 39.15 далее ЗК РФ предусмотрена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка (при предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов).

Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в п.8 ст.39.15 ЗК РФ.

Согласно п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст.39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп.пп.1 - 23 ст.39.16 ЗК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, семья административных истцов Готовцевых Л.И., Н.П. является многодетной, и относится к категории граждан, имеющих право на однократное и бесплатное предоставление земельного участка в собственность или в аренду по месту жительства.

03 августа 2018г. истцы обратились в Окружную администрацию г.Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: .......... площадью 1 200 кв.м., под индивидуальное жилищное строительство.

Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска от 17 августа 2018г. отказано по причине того, что по проекту межевания территории квартала «Ботанический сад» испрашиваемый участок расположен на территории общего пользования, также участок относится к зоне городских лесов, где использование земельного участка под ИЖС не входит в перечень разрешенных видов землепользования.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 13 августа 2018г. испрашиваемый участок расположен в территориальной зоне Л-1: зона городских лесов, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью, естественных ландшафтов, естественных водоемов, сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий. По проекту межевания территории квартала «Ботанический сад» данный участок относится к территории общего пользования, также установлена зона экологического ограничения: водоохранная зона – береговая полоса.

Данные ограничения по территориальной зоне установлены Генеральным планом ГО «г.Якутск», Правилами землепользования и застройки ГО «г.Якутск», постановлением Окружной администрации г.Якутска от 11 октября 2013г. № 242п «Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов ГО «г.Якутск» РС(Я)».

Согласно п.2 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий (обозначающих в том числе планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования), местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений.

Согласно п.12 ст.1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В соответствии с ч.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.1 ЗК РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации.

Леса, по правилам ст. 6 ЗК РФ, располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В силу п.7 ст.11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Пунктом 8 ст.27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

В соответствии с ч.1 ст.6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.2). Согласно ч.6 данной статьи полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

В силу ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне городских лесов и водоохранной зоне с особыми условиями использования территорий, для которых строительство индивидуального жилого дома является запрещенным видом использования.

На основании п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение органа местного самоуправления основано на законе и не нарушает прав и законных интересов административных истцов.

Постановлением Окружной администрации г.Якутска от 27.02.2015 N55п утвержден Административный регламент предоставления Окружной администрацией г.Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности".

Административный определяет стандарт предоставления указанной муниципальной услуги и устанавливает сроки, последовательность административных процедур, действий при осуществлении муниципальной услуги

Согласно п.3.5 Административного регламента рассмотрение заявления заинтересованных лиц о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо заявления о предоставлении земельного участка осуществляется муниципальным служащим, ответственным за предоставление муниципальной услуги в соответствии с должностной инструкцией.

При наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги специалист Учреждения готовит проект решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка либо проект решения об отказе в предоставлении земельного участка. Подписанное решение регистрируется в порядке делопроизводства и направляется муниципальным служащим в порядке, предусмотренном п.2.10 Административного регламента, в ГАУ "МФЦ" для выдачи результата муниципальной услуги заявителю либо в порядке, предусмотренном п.2.9 Административного регламента, почтовым отправлением заявителю результата муниципальной услуги (п.3.22 регламента).

Соответственно, обращение административных истцов рассмотрено уполномоченным должностным лицом.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности отказа органа местного самоуправления в предварительном согласовании предоставления земельного участка и отсутствии нарушений прав и законных интересов административных истцов является обоснованным.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Доводы заявителя в жалобе не могут повлечь отмену судом апелляционной инстанции решения суда, так как сводятся к переоценке доказательств по делу, основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права. Несогласие административных истцов с оценкой представленных доказательств судом не является основанием к отмене постановленного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Якутского городского суда от 13 декабря 2018 года по делу по административному иску Готовцевой Л.И. , Готовцева Н.П. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Ноева В.В.

Судьи: Дьяконова З.С.

Оконешникова М.М.