ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-691 от 10.02.2016 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33а-691 судья Цветков Е.Ю. 2016 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 февраля 2016 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Акатьевой Т.Я. и Улыбиной С.А.,

при секретаре Доброхваловой Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Акатьевой Т.Я.,

дело по апелляционному представлению прокурора Московского района г.Твери на решение Московского районного суда г.Твери от 08 октября 2015 года, которым постановлено:

«В удовлетворении требований Прокурора Московского района г.Твери к администрации Московского района города Твери о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения законодательства отказать».

Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Московского района г.Твери обратился в суд с административным иском к администрации Московского района г.Твери в котором просил признать ответ на представление администрации Московского района в г. Твери Тверской области от 03.06.2015 года, с отказом в удовлетворении законных требований прокуратуры района и бездействие по не принятию должностными лицами администрации Московского района в г.Твери мер по недопущению впредь выявленных нарушений законности, незаконным; обязать администрацию Московского района принять исчерпывающие меры по недопущению впредь выявленных прокуратурой района нарушений законодательства.

В обоснование заявленных требований указано, что администрацией Московского района г.Твери в целях реализации возложенных на неё полномочий по организации мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных по результатам проведенного запроса котировок 30.04.2014 года был заключен муниципальный контракт с ООО «ПолиТекс» на организацию регулирования численности безнадзорных животных. Впоследствии администрацией в адрес указанного общества неоднократно направлялись заявки на отлов безнадзорных животных за период с 08.05.2014 по 13.10.2014 года, всего 29 раз. ООО «ПолиТекс» к исполнению контракта не приступило, возложенные на него обязанности не выполняло и актов об исполнении заявок в адрес администрации не представляло, однако, заключенный с обществом контракт был расторгнут только 23.09.2014 года. При ненадлежащей организации ответчиком мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных на территории района и непринятию своевременных мер к недобросовестному исполнителю по муниципальному контракту, заключенному с ООО «ПолиТекс», численность безнадзорных агрессивных животных возросла и 31.03.2015 года от укусов таковых погибла женщина. При этом случаи причинения вреда со стороны безнадзорных животных имели место и ранее, в частности, 12.08.2014 года около дома №12 по ул. Бочкина г. Твери собакой причинены телесные повреждения Антоновой Е.Ю., в связи с чем, прокуратурой в адрес администрации направлялась информация о необходимости организации отлова безнадзорных животных вблизи указанного адреса. Направленное 12.08.2014 года администрацией района в адрес ООО «ПолиТекс» требование об уплате неустоек в добровольном порядке не исполнено, однако, администрация района не воспользовалась правом на обращение в суд с исковым заявлением о взыскании неустоек, что приводит к непоступлению в местный бюджет средств от применения мер гражданско-правовой ответственности. Своими действиями (бездействием) администрация Московского района г.Твери нарушает требования п.15 ст.16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 6 ст. 34, ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и п.4.2.25. Положения об администрации Московского района в городе Твери, утвержденного постановлением Администрации города Твери от 22.02.2011 г. N 232.

30.04.2015 года прокурором района Беляковым С.В. в адрес главы администрация Московского района в г. Твери внесено представление с требованием незамедлительно принять исчерпывающие меры по недопущению впредь указанных нарушений федерального законодательства. Однако, 03.06.2015 года ответчиком в прокуратуру района представлена информация о результатах рассмотрения представления, из которой следует, что администрация Московского района в г. Твери нарушений законности в своих действиях в указанном случае не признает, меры по недопущению подобных нарушений законодательства не приняла.

В ходе судебного разбирательства административным истцом уточнены заявленные требования в окончательной редакции которых прокурор Московского района г.Твери просил суд признать ответ на представление администрации Московского района в г.Твери от 03.06.2015 года, с отказом в удовлетворении законных требований прокуратуры района и бездействие по не принятию должностными лицами администрации Московского района в г.Твери мер по недопущению впредь выявленных нарушений законности, незаконным; обязать администрацию Московского района в г.Твери рассмотреть требование прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц в срок до 30.09.2015 года; обязать администрацию Московского района в г. Твери в срок до 30.09.2015 года представить в прокуратуру района информацию об устранении нарушений, отраженных в представлении; обязать администрацию Московского района в г.Твери в срок до 30.09.2015 года представить в прокуратуру района план мероприятий по недопущению указанных в представлении нарушений впредь, в том числе по контролю за исполнением подрядчиком контракта от 30.03.2015 года №2015.97592, на период действия данного контракта.

Представитель административного истца - помощник прокурора Московского района г.Твери Иванченко Ю.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. По существу дела пояснила, что к моменту рассмотрения настоящего дела Администрацией Московского района г.Твери требования прокурора фактически исполнены, за исключением требования о представлении плана мероприятий по недопущению впредь указанных в представлении нарушений.

Представитель административного ответчика Белоусова Н.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. При этом прокурор полагает, что бездействие со стороны администрации допущено, действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не исполнено. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд только констатировал те мероприятия, которые выполняла администрация Московского района г. Твери без их надлежавшей оценки, и не акцентировал внимание на событиях, случившиеся с момента заключения муниципального контракта с ООО «ПолиТекс» до его расторжения, а также не усмотрел бездействие по заключению нового контракта.

Служить этому может тот факт, что администрацией в адрес ООО «ПолиТекс» неоднократно направлялись заявки на отлов безнадзорных животных за период с 08.05.2014 по 13.10.2014, всего 29 раз и в результате ненадлежащей организации мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных на территории района и непринятия своевременных мер к недобросовестному исполнителю по муниципальному контракту заключенному 30.04.2014 между администрацией и ООО «ПолиТекс» численность безнадзорных агрессивных животных возросла и 31.03.2015 от укусов таковых погибла женщина.

Случаи причинения вреда со стороны безнадзорных животных имели место и в период бездействия администрации Московского района г. Твери (12.08.2014 Антоновой Е.Ю., около дома №12 по ул. Бочкина г. Твери, собакой причинены телесные повреждения, в связи с чем, прокуратурой в адрес администрации направлялась информация о необходимости организации отлова безнадзорных животных вблизи указанного адреса, несмотря на действующий муниципальный контракт с ООО «ПолиТекс».

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Лебедев К.А. не поддержал доводы апелляционного представления в части отказа в привлечении должностного лица к дисциплинарной ответственности. В остальной части доводы апелляционного представления просил удовлетворить.

Администрация Московского района в г.Твери, извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направила, в связи с чем, на основании ч.7 ст.150, ч.4 ст.247, ч. 1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав пояснения прокурора Лебедева К.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п.15 ст.16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.

Организация регулирования численности безнадзорных животных на территории Московского, Заволжского, Пролетарского и Центрального районов проводится в соответствии с Законом Тверской области от 2 июля 2013 года N 49-ЗО "О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями по организации проведения на территории Тверской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных".

Согласно п.7.7. Положения об администрации Московского района в городе Твери, утвержденного постановлением Администрации города Твери от 29 августа 2014 г. N1045 администрация Московского района в г. Твери организует мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных на территории района в соответствии с Порядком организации регулирования численности безнадзорных животных на территории Тверской области, утвержденным Правительством Тверской области.

На основании вышеприведенных положений, на администрацию Московского района в г. Твери возложена обязанность по организации мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных на территории района.

Во исполнение указанных полномочий, по результатам запроса котировок на право заключения муниципального контракта по организации регулирования численности безнадзорных животных на территории Московского района в г.Твери между Администрацией и ООО «ПолиТекс» был заключен муниципальный контракт от 30.04.2014 №07.

12.08.2014 года в связи с неисполнением ООО «ПолиТекс» принятых на себя обязательств, администрацией Московского района г.Твери принято решение об одностороннем отказе от муниципального контракта от 30.04.2014 №07. Данное решение, содержащее в том числе требование об уплате в течение 5 банковских дней со дня получения уведомления неустоек, предусмотренных п.7.2. указанного муниципального контракта, было размещено администрацией Московского района в г.Твери на официальном сайте 12.08.2014 года, а также направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресам ООО «ПолиТекс», указанным в разделе 13 муниципального контракта, в соответствии с ч.12 ст.95 Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Поскольку почтовое отправление вернулось отправителю с отметкой об истечении срока хранения, датой надлежащего уведомления ООО «ПолиТекс» об одностороннем отказе администрации Московского района в г.Твери от исполнения контракта, и следовательно датой расторжения муниципального контракта от 30.04.2014 №07 считается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения об одностороннем отказе на официальном сайте, то есть 13.09.2014 года.

После расторжения муниципального контракта от 30.04.2014 №07 с ООО «ПолиТекс» Администрацией 30 октября 2014 года в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" была сформирована и подана заявка на конкурсную процедуру по выбору подрядчика по организации регулирования численности безнадзорных животных на территории Московского района. Однако по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок по регулированию численности безнадзорных животных на территории Московского района на оставшийся период 2014 года запрос котировок был признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок.

29 января 2015 года, после опубликования плана-графика размещения муниципального заказа от 23.01.2015 года, администрацией была сформирована и подана заявка на конкурсную процедуру по выбору подрядчика по организации регулирования численности безнадзорных животных на территории Московского района на 2015 год, по результатам которой 30.03.2015 года был заключен муниципальный контракт №2015.97592 с ООО «СТРОЙРЕМСЕРВИС».

30 апреля 2015 года прокурором Московского района г.Твери Беляковым С.В. в адрес главы администрации Московского района г..Твери Радюка В.Г. было направлено представление №5-121в-15 об устранении нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно тексту данного представления прокуратурой Московского района г.Твери в ходе проверки исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в администрации Московского района в г.Твери в части выполнения контракта по организации регулирования численности безнадзорных животных на территории Московского района г.Твери от 30 апреля 2014 года были установлены нарушения Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выразившиеся в следующем: 1) в нарушение ч.1 ст. 101 Закона ООО «ПолиТекс» не приступило к исполнению заключенного с ним 30.04.2014 года муниципального контракта по организации регулирования численности безнадзорных животных, однако последний был расторгнут администрацией только 23.09.2014 года; 2) Администрация района на момент внесения представления не воспользовалась правом на обращение в суд с исковым заявлением о взыскании с ООО «ПолиТекс» неустоек, несмотря на то, что направленное 12.08.2014 года в его адрес требование об этом добровольно не исполнено; 3) ненадлежащая организация администрацией мероприятий по урегулировании численности и непринятие своевременных мер к недобросовестному исполнителю по муниципальному контракту привели к возрастанию численности безнадзорных животных от укусов которых 31.03.2015 года погибла женщина, однако, ответственные должностные лиц администрации не понесли ответственности.

В связи с изложенным прокурором Московского района г.Твери в адрес администрации были выдвинуты требования 1) безотлагательно рассмотреть представление и принять исчерпывающие меры к выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, перечисленных нарушений, 2) решить вопрос о привлечении виновных лиц к установленной ст.192 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплинарной ответственности, 3) о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить в прокуратуру Московского района г.Твери в установленный законом месячный срок в письменной форме, с приложением копий материалов подтверждающих меры, копий приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц.

Письмом главы администрации Московского района г.Твери Радюка В.Г. от 03 июня 2015 года по результатам рассмотрения вышеуказанного представления прокурору Московского района г.Твери было сообщено об изложенных выше мерах предпринимаемых администрацией по организации мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных на территории района в соответствии с порядком организации регулирования численности безнадзорных животных на территории района, а именно о заключении 30 марта 2015 года муниципального контракта с ООО «СТРОЙРЕМСЕРВИС», принимаемых мерах к взысканию неустойки с ООО «ПолиТекс», а также об отсутствии в действиях администрации нарушений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Обращаясь в суд с заявленными требованиями с учетом их уточнения, прокурор Московского района г.Твери просил признать ответ на представление администрации Московского района в г.Твери от 03.06.2015 года, с отказом в удовлетворении требований прокуратуры района и бездействие по не принятию должностными лицами администрации Московского района в г.Твери мер по недопущению впредь выявленных нарушений законности, незаконным; обязать администрацию Московского района в г.Твери рассмотреть требование прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц в срок до 30.09.2015 года; обязать администрацию Московского района в г. Твери в срок до 30.09.2015 года представить в прокуратуру района информацию об устранении нарушений, отраженных в представлении; обязать администрацию Московского района в г.Твери в срок до 30.09.2015 года представить в прокуратуру района план мероприятий по недопущению указанных в представлении нарушений впредь, в том числе по контролю за исполнением подрядчиком контракта от 30.03.2015 года №2015.97592, на период действия данного контракта.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходил из того, что представление прокурора само по себе не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке и пришел к выводу о том, что, направление администрацией Московского района г.Твери 03 июня 2015 года письма прокурору Московского района г.Твери с сообщением о результатах рассмотрения представления прокурора от 30 апреля 2015 года №5-121в-15, согласуется с положениями п.1 ст.24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года №2202-1.

Суд также пришел к выводу об отсутствии бездействия со стороны администрации Московского района в г.Твери, поскольку все недостатки в деятельности администрации, указанные в тексте представления от 30 апреля 2015 года №5-121в-15 к моменту рассмотрения дела фактически устранены.

Так бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер к расторжению муниципального контракта от 30.04.2014 №07, заключенного с ООО «ПолиТекс», фактически прекратилось 12.08.2014 года, когда административным ответчиком в адрес указанной организации было направлено уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Также судом установлено, что администрацией с соблюдением порядка установленного, Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 30.03.2015 года был заключен муниципальный контракт №2015.97592 с ООО «СТРОЙРЕМСЕРВИС», предметом которого является обязательство по организации регулирования численности безнадзорных животных.

Факт исполнения администрацией обязанности по осуществлению контроля качества оказания ООО «СТРОЙРЕМСЕРВИС» заказанных услуг в порядке, установленном условиями муниципального контракта № 2015.97592, подтверждается приобщенными к материалам дела копиями актов об оказании услуг от 30 апреля 2015 года, от 31 мая 2015 года, копией искового заявления к ООО «СТРОЙРЕМСЕРВИС» о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение муниципального контракта с отметкой о его поступлении 07.10.2015 года в Арбитражный суд Тверской области.

Аналогичным образом установлен факт обращения 06.07.2015 года ответчика в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к ООО «ПолиТекс» о взыскании штрафа за нарушение обязанностей предусмотренных муниципального контракта от 30.04.2014 №07, которое 20.07.2015 года было принято к производству арбитражного суда и назначено к слушанию в порядке упрощенного производства.

Суд также пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны администрации в части привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, поскольку решение данного вопроса относится к усмотрению работодателя.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 настоящего Кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу законодательства, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Судебная коллегия полагает, что с учетом изложенных выше обстоятельств, администрацией Московского района в г.Твери принимались меры, в пределах своих полномочий по регулированию численности безнадзорных животных на территории района, на представление прокурора дан мотивированный ответ.

Таким образом, факт бездействия администрации по данному вопросу не нашел своего подтверждения в процессе рассмотрения дела, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционного представления повторяют позицию прокурора, изложенную в суде первой инстанции и по существу сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств по делу и представленных доказательств. При этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Московского районного суда г.Твери от 08 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Московского района г.Твери.– без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи