Дело № 33а-692 судья Дзюба Д.В. 2016 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 марта 2016 года г.Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.
судей Улыбиной С.А. и Акатьевой Т.Я.
при секретаре судебного заседания Соколовской А.А.
с участием прокурора Волощук Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери
по докладу судьи Улыбиной С.А.
дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области на решение Калининского районного суда Тверской области от 26 ноября 2015 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление ФИО1 к Совету депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области о признании недействительным решения Совета депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.
Признать решение Совета депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Генерального плана Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области не действующим со дня его принятия.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Совету депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области о признании недействительным генерального плана Муниципального образования Заволжское сельское поселение Калининского района Тверской области, отказать.
Решение суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании Администрации МО «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области - газета «Ленинское Знамя»
судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области» и постановления администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ недействительными, которые мотивировала тем, что она является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных в <адрес>. В апреле 2014 года жители деревни узнали, что в границы деревни включен земельный участок, принадлежащий ФИО2 на основании утвержденного генерального плана Заволжского сельского поселения и имеет разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. Однако, земельный участок ФИО2 был образован из земельного участка с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства. В настоящее время земельный участок снят с кадастрового учета и из него сформировано 20 новых земельных участков, на которых ведутся работы по прокладке дорог и выставлены на продажу. Присоединение участка произошло на основании публичных слушаний, проведенных ДД.ММ.ГГГГ о которых жители деревни не были проинформированы, в связи с чем, были лишены возможности участвовать в принятии решений, затрагивающих их непосредственные права и интересы. Публичные слушания по генеральному плану не проводились. Кроме того, земельный участок ФИО2 расположен на территории государственного природного заказника «<данные изъяты>», перекрыт доступ жителей к реке и в лес, находится в зоне подтопления, поэтому не должен использоваться под строительство. К нему нет отдельной подъездной дороги и многочисленные собственники будут использовать дорогу деревни, которая и так находится в плохом состоянии. Территория использовалась жителями для спортивных занятий и отдыха, что ведет к нарушению прав жителей деревни. Администрация отказывается предоставить копию генерального плана, а на сайте имеется только решение о его утверждении. Жители деревни о проведении публичных слушаний не извещались и не принимали участия, в связи с чем, не имели возможности высказать свою позицию.
Определением суда от 21 мая 2015 года к участию в деле для дачи заключения привлечен прокурор Калининского района Тверской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены Совет депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области, Правительство Тверской области, Министерство строительства Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций, Администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район», ОАО «ПИ «Тверьгражданпроект», ООО «Тверское кадастровое бюро», ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.
Определением суда от 24 августа 2015 года требования ФИО1 об оспаривании постановления администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ выделены в отдельное производство.
Определением суда от 04 сентября 2015 года к производству суда приняты уточненные исковые требований ФИО1 о признании недействующими Генерального плана муниципального образования Заволжское сельское поселение Калининского района Тверской области и решения Совета депутатов Заволжского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области», которые мотивированы тем, что увеличение количества домов деревни приведет к большим нагрузкам на её инфраструктуру, чем нарушаются права всех жителей деревни, нарушает экологическую обстановку, а принятый генеральный план противоречит требованиям Градостроительного кодекса, а именно: не содержит описания границ населенного пункта, представлен на карте без координат и поворотных точек, не содержит сведений о том, на какой основе он выполнен. О проведении публичных слушаний жителей деревни не известили, о проекте генерального плана не ознакомили, что подтверждается показаниями свидетелей. Протокол от ДД.ММ.ГГГГ составлен с нарушением требований. Результаты публичных слушаний и вся документация не была опубликована в установленном порядке.
В судебном заседании ФИО1 доводы административного искового заявления с учетом уточнений поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и дополнении в нему, просила их удовлетворить.
Представитель административного истца ФИО1 - ФИО3 доводы административного искового заявления, с учетом уточнений, поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске и дополнении. Также пояснила, что в результате утверждения генплана фактически произошло увеличение границ сельского поселения без учета интересов жителей деревни. В результате присоединения к деревне территорий, относящиеся к землям поселений, в дальнейшем будет проводиться строительство, что подтверждено показаниями свидетелей о намерении производить строительные работы. Сейчас фактически уже ведутся строительные работы, проложены мелиоративные каналы, ведутся проектные работы в отношении электромонтажных работ. Все это нарушает права жителей деревни, поскольку электропровода будут присоединены к единой трансформаторной подстанции. Генеральный план явился основанием для принятия в последующем постановлений о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий. Именно этим нарушаются права истца, а также жителей деревни, которые там проживают. Публичные слушания по обсуждению проекта генплана не проводились, что нарушает права истца. Показания свидетелей, допрошенных в судебном заседании со стороны ответчика, очень сомнительны, данные свидетели являются заинтересованными людьми. Свидетели со стороны истца подтвердили, что публичных слушаний по обсуждению проекта генплана не было. Имеются процедурные нарушения в части принятия генплана поселения - нигде не публиковались материалы генплана. Так, Градостроительным кодексом предусмотрено, что все материалы должны широко опубликоваться не только в сети «Интернет», но и доводится иными другими способами до граждан через печатные издания, телевидение, путем проведения встреч с населением. Из представленных документов данные факты не усматриваются. Содержание генерального плана противоречит требования законодательства, он не согласован с федеральным органом исполнительной власти - Министерством промышленности, поскольку на границе деревни проходит скоростная железная дорога. На момент принятия генерального плана не было координат населенного пункта и тех земель, которые присоединены к деревне, то есть не полностью выполнена ст. 23 п. 3. Согласование генерального плана с Правительством Тверской области является незаконным, поскольку Правительство не отреагировало, что границы Дуденевского заказника отражены не правильно, в генеральном плане имеется два вида заказника, границы Дуденевского заказника налагаются на земли д. <данные изъяты>. Просим решение Совета депутатов Заволжского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ признать недействующим. Сам генеральный план является не нормативным актом.
Представитель административного ответчика, Совета депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, заявлений (ходатайств) об отложении слушания дела не поступало.
Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области ФИО4 возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал возражения, представленные ранее в судебном заседании. Также пояснил, что все материалы по факту принятия генплана были опубликованы в порядке, установленном законом. В материалах дела имеются документы, подтверждающие данный факт, в том числе на сайте администрации Калининского района. На момент разработки и утверждения генплана Заволжского сельского поселения отсутствовала и отсутствует схема территориального планирования Российской Федерации, то есть документ территориального планирования федерального значения. В отсутствии данного документа согласование генерального плана поселения с федеральным органом исполнительной власти не представляется возможным. Также генеральный план не подлежал согласованию с федеральным органом исполнительной власти, так как на территории сельского поселения нет федеральных объектов, железной дороги нет. Это проект, согласовывать нечего. Наличие согласования Правительства Тверской области подтверждает, что проект генерального плана соответствует требованиям, установленным градостроительным законодательством. Нормативным правовым актом является решение Совета депутатов Заволжского сельского поселения № 19 от 22.08.2011 года, сам генеральный план к нормативным правовым актам не относится и не может быть признан недействительным, просил в удовлетворении требований административному истцу отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области ФИО5 пояснил, что возражает против удовлетворения административных исковых требований. Правительством Тверской области в рамках компетенции было проведено согласование направленного проекта генерального плана Заволжского сельского поселения. Органы исполнительной власти Тверской области в рамках своей компетенции проверяли на соответствие или не соответствие генерального плана требованиям действующего законодательства. Правительство Тверской области не наделено полномочиями проверять проведение или не проведение публичных слушаний. В этой части генплана Правительством не провеялся. Министерство природных ресурсов при согласовании генерального плана не высказало соображений против утверждения или наложения границ Дуденевского заповедника.
Представитель заинтересованного лица Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО6 в судебном заседании пояснила, что в компетенцию Министерства входит проверка законности соблюдения органами местного самоуправления, в том числе процедуры проведения публичных слушаний. В материалах дела имеются документы, подтверждающие, что в 2012 году была проведена проверка Заволжского сельского поселения, в том числе процедуры проведения публичных слушаний. Документально процедура была соблюдена, но признать законность ее проведения Министерство не смогло, так как появились сомнения в подлинность подписей в протоколе публичных слушаний. Данная информация была направлена в Прокуратуру Калининского района для принятия мер прокурорского реагирования. Однако, ответов Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций от Прокуратуры Калининского района до настоящего времен так и не получило. В 2014 году Министерством тоже была проведена проверка в отношении процедуры утверждения генплана по обращению граждан, в том числе граждан д. Ширяково. В рамках проверки установлено, что процедура принятии генплана документально была соблюдена. Решение по данному исковому заявлению оставляет на усмотрение суда, поскольку имеются показания свидетелей, что публичные слушания по обсуждению генплана Заволжского сельского поселения не проводились.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства строительства Тверской области ФИО7 пояснил, что решение вопроса о действительности или недействительности решения Совета депутатов Заволжского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ оставляет на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Администрации МО Тверской области «Калининский район», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседании не явился, имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц ОАО «ПИ «Тверьгражданпроект», ООО «Тверское кадастровое бюро», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседании не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, возражений относительно заявленных требований не представили.
Представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседании не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании заместитель прокурора Калининского района Тверской области Гагарина М.А. в своем заключении указала на то, что решение Совета депутатов и генеральный план - единые вещи, которые должны рассматриваться как нормативные. При рассмотрении административного иска суд проверяет, в том числе процедуру принятия нормативного правового акта. Несмотря, на формальное соблюдение требований к процедуре проведения публичных слушаний по проекту генерального плана в ходе рассмотрения дела установлено, что было зафиксировано протоколом, не соответствует действительности. В материалах дела имеются два опросных листа, в каждом из которых разные фамилии. Каким образом появились два протокола и были проведены публичные слушания не понятно. Процедура была соблюдена формально, только на бумаге, при исследовании были допущены нарушения процедуры принятия, мнение народа не было даже получено. Министерство природных ресурсов, приняв меры для постановки Дуденевского заказника на кадастровый учет, одновременно уведомило Администрацию Калининского района, Администрацию Заволжского сельского поселения о недопустимости нарушения режима особой охраны заказника, тем самым сделав вывод о том, что земельный участок, о котором говорилось в процессе судебного разбирательства в зону этого заказника входит, чего быть не может. Почему при принятии генерального плана на это не обратили внимание, пояснить Прокуратура Калининского района не может. Решение Исполнительного комитета Калининского областного совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании Дуденевского заказника в устье реки Тьмы» действовало на момент принятия генерального плана, и он не соответствовал вышестоящему правовому акту, в частности данному решению. При данных обстоятельствах невозможно принять позицию заинтересованного лица, что генеральный план принят в строгом соответствии с действующем законодательством и не противоречит вышестоящим правовым актам. Прокуратура Калининского района полагает возможным удовлетворить требования административного истца в части деревни Ширяково, поскольку в целом генеральный план распространяет свое действие на все территорию Заволжского сельского поселения. Поскольку администрацией поселений выдавались разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию, отмена всего генерального плана повлечет к нарушению прав неопределенного круга лиц.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области просит решение Калининского районного суда Тверской области от 26 ноября 2015 года отменить, производство по делу на основании статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прекратить, ссылаясь на то, что административный истец ФИО1 не обладает административной процессуальной дееспособностью на подписание и подачу настоящего административного искового заявления, поскольку не имеет высшего юридического образования. Её представитель также не имеет такой возможности, поскольку доверенностью не уполномочена вместо ФИО1 совершать процессуальные действия, предусмотренные статьёй 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу чего суд должен был прекратить производство по делу. Кроме того, в подтверждение обнародования информации об организации и проведении публичных слушаний и их результатов суду были представлены все необходимые доказательства: справка, скриншоты, которые судом не были приняты во внимание. Вывод суда об отсутствии уведомления о проведении публичных слушаний отдельно по каждому населенному пункту противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку по каждому населенному пункту были оформлены отдельные документы, в том числе информация об их проведении и результатах. Между тем, судом не проверялся вопрос об организации и проведении публичных слушаний в каждом из 32 населенных пунктов Заволжского сельского поселения кроме д. <данные изъяты>. Считают, что суд необоснованно не принял во внимание показания свидетелей, принимавших участие в публичных слушаниях, которые являются жителями деревни и двое из них действительно работают в администрации, однако, это не является препятствием для их участия в публичных слушаниях. Также судом не дана оценка тому обстоятельству, что ни административный истец, ни свидетели с его стороны никогда не участвовали в осуществлении местного самоуправления, не реализуют предоставленные им права на осуществление местного самоуправления. Полагает, что выводы суда об отсутствии административного истца на публичных слушаниях свидетельствует о нарушении процедуры подготовки и утверждения Генерального плана необоснованны и противоречат нормам права. Вывод суда о нарушении процедуры проведения публичных слушаний не доказан. Даже если и имели место нарушения, то они не являются основаниями для отмены решения Совета депутатов, поскольку исходя из положений закона, мнение жителей и собственников земельных участков по вопросу Генерального плана, носит рекомендательный характер. Таким образом, выводы суда о нарушении процедуры подготовки и утверждения Генерального плана в связи с нарушением процедуры публичных слушаний основаны на неверном применении норм права. Решение Совета депутатов принято уполномоченным органом в установленном законом порядке с соблюдением требований градостроительного законодательства. Содержание документа соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не затрагивает и не нарушает права и свободы административного истца и не порождает для него и иных лиц негативных правовых последствий.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы от участников процесса не поступило.
Представители Министерства строительства Тверской области, Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ООО «Тверское кадастровое бюро», ФГБУ «ФКП Росреестра», ОАО «ПИ «Тверьгражданпроект», Администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район», заинтересованное лицо ФИО2 в заседание суда апелляционной инстанции надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается материалами дела, не явились.
От представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области и представителя Администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район» поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах судебная коллегия в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент подачи заявления в суд, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства, хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе, содержания оспариваемого акта.
В силу пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие процедуру принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
В силу части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений относятся к документам территориального планирования муниципальных образований.
Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с данным Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 2).
Вопросы подготовки и утверждения генерального плана поселения регулируются положениями статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающими, что генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (часть 1); проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного Кодекса (часть 11); представительный орган местного самоуправления поселения с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимает решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его главе местной администрации поселения на доработку (часть 13); правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15).
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» публичные слушания рассматриваются как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, с помощью, которой граждане реализуют право на осуществление местного самоуправления (статья 3 Закона). В этом законодательном акте также предусматривается обязательность публичных слушаний при рассмотрении проектов генеральных планов (внесении в них изменений).
В соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:
1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;
2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.
Порядок проведения публичных слушаний на территории муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области установлен Положением «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области», утвержденным решением Собрания Депутатов Заволжского сельского поселения № 5 от 04 марта 2010 года и предусматривает следующее: публичные слушания проводятся по инициативе населения поселения, Совета депутатов Заволжского сельского поселения или Главы Заволжского сельского поселения, в целях проведения публичных слушаний издается соответствующий муниципальный правовой акт, включающий информацию о теме (или наименовании проектов правовых актов, выносимых на публичные слушания), дате, времени и месте проведения публичных слушаний и организаторе публичных слушаний, муниципальный правовой акт о проведении публичных слушаний подлежит официальному обнародованию в порядке, предусмотренном Уставом Заволжского сельского поселения, организатор публичных слушаний обеспечивает размещение информации о публичных слушаниях, а также определяет перечень лиц, приглашенных для выступлений на публичных слушаниях. С момента обнародования муниципального правового акта о проведении публичных слушаний их участники считаются оповещенными о дате, времени и месте проведения публичных слушаний. В публичных слушаниях вправе участвовать все жители поселения. Перед началом проведения публичных слушаний проводится регистрация участников с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства (для физических лиц); наименования и места нахождения (для юридических лиц) участника слушаний по предъявленным документам, подтверждающим достоверность сведений. В процессе проведения публичных слушаний ведется протокол, который подписывается ведущим публичных слушаний и секретарем. К протоколу публичных слушаний прилагается список зарегистрированных участников, а также все замечания и предложения лиц, обладающих правом принимать участие в публичных слушаниях, направленные в соответствии с порядком, указанном в п. 7.2 настоящего Положения. По результатам публичных слушаний организатором публичных слушаний готовится заключение, содержащее, в том числе информацию о результатах рассмотрения рекомендаций и обращений граждан, принятых на публичных слушаниях. Такое заключение подлежит официальному обнародованию в порядке, установленном для муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Заволжского сельского поселения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области в решении № утвердил генеральный план муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области согласно проекту генерального плана Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области, разработанному ОАО «ПИ «Тверьгражданпроект» и ООО «Тверское кадастровое бюро» (л.д. 138 том 1).
Указанное решение было опубликовано в газете «Ленинское знамя» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 139 том 1).
Проект Генерального плана муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области был разработан по заданию Администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области ООО «Тверское Кадастровое Бюро».
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области № с учетом изменений внесенных постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ на ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания по проекту Генерального плана муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области в д. Городня (возле общественного колодца) 11 часов 00 минут, н.п. Кордон в 12 часов 00 минут, <...> возле д. 46) в 12 часов 00 минут, д. Зеленец (возле водонапорной колонки) в 14 часов 00 минут, д. Оритово в 15 часов 00 минут (л.д. 112-114 том 2).
В данном постановлении также указано на то, что оно подлежит обнародованию в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области для муниципальных правовых актов, путем размещения на информационном стенде Администрации Заволжского сельского поселения, официальном сайте Заволжского сельского поселения, в сети Интернет, в иных установленных местах.
В подтверждение соблюдения порядка проведения публичных слушаний суду представлены текст информационного сообщения (л.д. 115 том 2), которое как следует из сообщения Администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ было обнародовано путем размещения на информационных стендах, в том числе на здании Администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и распечатки с сайта Администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, свидетельствующие об опубликовании всех документов, связанных с подготовкой и утверждением генерального плана муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, в том числе проекта генерального плата, а также результатов публичных слушаний (протокол и заключение) (л.д. 34-41 том 3).
Проект Генерального плана муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области и иные документы, связанные с подготовкой и утверждением указанного документа территориального планирования согласно сообщению Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» № от ДД.ММ.ГГГГ были размещены на официальном сайте Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» в период с 2010-2011 годы (л.д. 175 том 1).
Однако, согласно этого же сообщения в связи с обновлением в 2014 году программного обеспечения официального сайта администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области предоставление информации, размещенной до 01 января 2014 года невозможно (л.д. 175 том 1).
Оценив представленные сторонами доказательства, в том числе показания допрошенных в ходе рассмотрения дела свидетелей, жителей дер. <данные изъяты>, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств доведения до жителей дер. <данные изъяты> постановлений о назначении публичных слушаний, информации о их проведении, что дает основания полагать о не надлежащем извещении жителей деревни о месте и времени проведения публичных слушаний, в том числе и результатов проведения публичных слушаний, поскольку представленные административным ответчиком распечатки, представляющие собой копии страниц с сайта администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области в сети Интернет не позволяют достоверно установить дату размещения указанной в них информации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно отнесся критически к показаниям свидетелей со стороны заинтересованного лица Администрации МО «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, поскольку большинство из них является работниками администрации сельского поселения.
При этом следует отметить, что при проведении проверки Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций по обращению ФИО1 администрацией Заволжского сельского поселения не было представлено доказательств факта обнародования органами местного самоуправления извещения о проведении публичных слушаний по проекту генерального плана, что подтверждается ответом Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций от ДД.ММ.ГГГГ.
Иных доказательств того, что постановления о назначении публичных слушаний и информация о их проведении доводилась до сведенья жителей деревни в том числе посредствам организации выставок, экспозиций демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступлений представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению материалы дела не содержат.
Представленные в суд первой инстанции материалы по согласованию проекта генерального плана муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области содержат два протокола публичных слушаний по проекту генерального плана от ДД.ММ.ГГГГ и два листа журнала регистрации лиц, участвующих в публичных слушаний (л.д. 128-129,131-134 том 1), которые обоснованно не приняты судом первой инстанции в качестве доказательств, подтверждающих соблюдения процедуры надлежащего уведомления заинтересованных жителей о проведении публичных слушаний в дер. <данные изъяты>.
Согласно протоколов публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, помимо Главы муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области и двух его заместителей в публичных слушаниях по обсуждению проекта генплана участвовали 12 граждан – жителей деревни <данные изъяты> (л.д. 128-129, 132-133 том 1).
Однако, согласно одному листу журнала регистрации лиц, в публичных слушаниях по проекту генерального плана «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области ДД.ММ.ГГГГ приняли участие следующие граждане: ФИО41., ФИО42ФИО43ФИО45 ФИО2, ФИО44ФИО46., ФИО47., ФИО49., ФИО48., ФИО50., ФИО51 (л.д. 131 том 1), а согласно другому листу журнала регистрации в публичных слушаний приняли участие следующие граждане: ФИО52., ФИО54., ФИО55., ФИО56., ФИО57., ФИО58., ФИО59., ФИО60., ФИО61., ФИО62., ФИО63., ФИО64. (л.д. 134 том 1).
Разрешая заявленные требования, оценив все представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положением «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области», утвержденным решением Собрания Депутатов Заволжского сельского поселения № 5 от 04 марта 2010 года, исходя из отсутствия надлежащих доказательств публикации постановлений Главы администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и № доведении до жителей дер. <данные изъяты> информации о проведении публичных слушаний по проекту генерального плана Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области, в том числе и самого проекта генерального плана, итогового документа по результатам публичных слушаний по обсуждению проекта генерального плана, пришел к обоснованному выводу о допущении органами местного самоуправления существенных нарушений процедуры принятия нормативного акта.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на праве собсвтенности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Поскольку заявитель ФИО1 является законным правообладателем жилого дома, расположенного в дер. <данные изъяты>, согласно копии свидетельства о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ, то нарушение порядка проведения публичных слушаний по проекту генерального плана Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области, нарушает права заявителя на участие в публичных слушаниях, установленных пунктом 10 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку нарушено право заявителя на участие в осуществлении градостроительной деятельности, в данном случае в публичных слушаниях.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит правильными выводы суда об удовлетворении требований о признании решения Совета депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ, недействующим.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда относительно нарушения процедуры проведения публичных слушаний, по существу направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
Доводы жалобы об отсутствии полномочий у административного истца ФИО1 и её представителя на подачу настоящего административного искового заявления в виду отсутствия высшего юридического образования у истца, в силу чего производство по делу подлежит прекращению по нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отклоняются судебной коллегией, поскольку заявление подано ФИО1 в период действия Гражданского процессуального кодекса Российский Федерации, не предусматривающего данные требования для обращения в суд с заявлением об оспаривании нормативно правового акта.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к оспариванию оценки доказательств, приведенной судом в обоснование своих выводов, подробно изложенных в мотивировочной части решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда Тверской области от 26 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: