Судья: Палагин Д.Н. № 33а-6947
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 сентября 2018 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Поляниной О.А.,
при секретаре Анненковой Ж.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кировского района
города Саратова (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация), комитету по управлению имуществом города Саратова
(далее - комитет) о признании незаконным бездействия, обязании исполнить пункты распоряжения по апелляционной жалобе администрации на решение Кировского районного суда города Саратова от 21 июня 2018 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., изучив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, письменное заключение прокурора Никоноровой О.Е., полагавшей решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации по неисполнению пунктов 2, 3, а также бездействие комитета по неисполнению пункта 5.1 распоряжения администрации от 10 июля 2015 года № 471-р «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Саратов, улица имени И.С. Кутякова, дом 120 литер А», возложить на административных ответчиков обязанность устранить допущенное нарушение.
В обоснование требований прокурор указал, что заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее - межведомственная комиссия) от 17 июня 2015 года указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. 10 июля 2015 года администрацией издано распоряжение № 471-р, пунктом 2 которого предусмотрено собственникам помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев со дня издания распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений, в срок до
01 января 2017 года - произвести реконструкцию дома. В пункте 3 распоряжения комитету и администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация района) поручено провести мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном доме на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) или, по соглашению с нанимателями, жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых. В пункте 5.1 распоряжения комитету поручено осуществить мероприятии по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом. Вместе с тем в нарушение статей 51, 57, 85 ЖК РФ администрацией отселение из занимаемых помещений и реконструкция дома не произведены, жителям, проживающим на условиях социального найма, иные благоустроенные жилые помещения взамен аварийных до настоящего времени не предоставлены, земельный участок комитетом не сформирован. Неосуществление собственниками жилых помещений в установленный распоряжением срок реконструкции аварийного жилого дома является основанием для принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством, а также изъятия жилых помещений у их собственников. На основании изложенных фактов прокуратурой Кировского района города Саратова главе администрации внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, однако, рассмотрев данное представление, администрация нарушения закона не устранила.
Прокурор полагал, что бездействие административных ответчиков создает реальную угрозу для жизни и здоровья как лиц, проживающих в доме, опасность для сохранности их имущества, так и неопределенного круга лиц, постоянно и временно находящихся рядом с указанным жилым домом.
Решением суда административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации по неисполнению пунктов 2, 3 распоряжения от 10 июля 2015 года № 471-р, на администрацию возложена обязанность исполнить указанные пункты распоряжения в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Признано незаконным бездействие комитета по неисполнению пункта 5.1 распоряжения от 10 июля 2015 года № 471-р, на комитет возложена обязанность исполнить пункт 5.1 распоряжения в течение
трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В апелляционной жалобе администрация ставит вопрос об отмене решения районного суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Считает, что административным истцом не указано, какие конкретно права затронуты и чем они нарушаются, не представлено доказательств несоответствия действий (бездействия) администрации какому-либо закону или иному правовому акту. Отселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, осуществляется в соответствии с ведомственной программой, в которую указанный жилой дом не включен, с учетом хронологической последовательности издания администрацией соответствующих распоряжений. Учитывая комплекс мероприятий, необходимых для изъятия земельного участка, полагает, что бездействие администрации отсутствует.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Кировского района города Саратова полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями регламентированы в статье 220 КАС РФ.
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).
Согласно статье 86, частям 1, 2 статьи 89 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
На основании пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном
частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. Нормами части 1 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Так, в соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения
части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года
№ 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Материалами дела установлено, что согласно заключению межведомственной комиссии от 17 июня 2015 года № 4/К многоквартирный жилой дом 120 литер А по улице имени И.С. Кутякова в городе Саратове признан аварийным и подлежащим реконструкции.
10 июля 2015 года администрацией издано распоряжение № 471-р
«О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Саратов, улица имени И.С. Кутякова, дом 120 литер А», пунктом 2 которого предусмотрено собственникам помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев со дня издания распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений, в срок до 01 января 2017 года - произвести реконструкцию указанного дома.
В пункте 3 распоряжения администрации района и комитету поручено провести мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном доме на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со статьями 88, 89 ЖК РФ или, по соглашению с нанимателями, жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых.
Пунктом 5.1 распоряжения комитету поручено осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом 120
литер А по улице имени И.С. Кутякова в городе Саратове.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования, признавая незаконным бездействие администрации и комитета по неисполнению соответственно пунктов 2, 3 и пункта 5.1 распоряжения от 10 июля 2015 года № 471-р и возлагая на них обязанность устранить допущенное нарушение, суд первой инстанции исходил из того, что администрация никаких мер по переселению граждан-нанимателей и членов их семей из аварийного многоквартирного дома, по реконструкции данного дома и предоставлению гражданам-нанимателям и членам их семей иных благоустроенных жилых помещений взамен аварийных не предприняла, а комитет не осуществил мероприятия по формированию земельного участка под многоквартирным. При этом прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке статей 39, 218 КАС РФ, так как неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами аварийного дома, так и иных граждан.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в части удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации по неисполнению пункта 2 и бездействия комитета по неисполнению пункта 5.1 распоряжения от 10 июля 2015 года № 471-р и возложения на административных ответчиков обязанности устранить допущенное нарушение, исполнив указанные пункты распоряжения, поскольку, как следует из материалов дела, орган местного самоуправления, признав многоквартирный дом аварийным и подлежащим реконструкции, на протяжении длительного времени необходимых действий по отселению граждан из занимаемых помещений и реконструкции данного дома в установленный в распоряжении срок не совершил, мероприятия по формированию земельного участка под многоквартирным домом в установленном законом порядке не осуществлены, земельный участок под многоквартирным домом на государственный кадастровый учет не поставлен. Доказательств обратному администрацией и комитетом не представлено.
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).
При таком положении суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации и комитета, выразившееся в неисполнении пунктов 2 и 5.1 распоряжения соответственно и возложил на них обязанности по совершению указанных действий. При этом способ исполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности отнесен к компетенции уполномоченного органа.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами аварийного дома, так и иных граждан, в связи с чем прокурор вправе в данном случае обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке статей 39, 218 КАС РФ. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.
Вместе с тем, исходя из положений статей 39, 125, 220 КАС РФ, в административном исковом заявлении, в том числе поданном прокурором, должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.
В соответствии с частью 3 статьи 222 КАС РФ судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на основании части 1 статьи 130 КАС РФ
в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным
статьей 220 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 130 КАС РФ судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 КАС РФ, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
В силу пункта 5 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
Из содержания административного искового заявления следует, что прокурор просил признать, в том числе незаконным бездействие администрации и возложить на нее обязанность исполнить пункт 3 распоряжения от 10 июля 2015 года № 471-р, а именно: осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном доме на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии с жилищным законодательством.
При этом, обращаясь в суд, прокурор сослался на то, что административный иск подается в защиту неопределенного круга лиц, права которых нарушаются, по мнению прокурора, бездействием административных ответчиков.
Однако в данном случае круг лиц, то есть граждан, проживающих в конкретном многоквартирном доме 120 литер А по улице имени И.С. Кутякова в городе Саратове на условиях социального найма, чьи права на предоставление на основании распоряжения администрации от 10 июля 2015 года № 471-р жилых помещений нарушены, известен, индивидуализирован и определен, а следовательно, круг лиц, в защиту которых подано заявление прокурора, является определенным, и правом на обращение в суд в их интересах прокурор наделен не был.
Под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве административных истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что прокурор в данном случае обратился в суд с нарушением положений статьи 39
КАС РФ, в связи с чем с учетом приведенных положений процессуального закона считает правильным решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации по неисполнению пункта 3 распоряжения от 10 июля 2015 года № 471-р отменить, административное исковое заявление прокурора в указанной части оставить без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 21 июня 2018 года в части удовлетворения требования административного искового заявления заместителя прокурора Кировского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившегося в неисполнении пункта 3 распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от
10 июля 2015 года № 471-р «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Саратов, улица имени Кутякова И.С.,
дом 120 литер А», отменить.
Административное исковое заявление прокурора Кировского района
города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» в части требования о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившегося в неисполнении пункта 3 распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от 10 июля 2015 года № 471-р
«О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Саратов, улица имени Кутякова И.С., дом 120 литер А», оставить без рассмотрения.
В остальной части решение Кировского районного суда города Саратова
от 21 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: