Судья Ратехина В.А. Дело № 33а-6972/2021
УИД 76RS0022-01-2020-001397-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.
судей Емельяновой Ю.В., Федотовой Н.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назаровой С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
09 ноября 2021 года
административное дело по апелляционным жалобам ФИО1, ФИО2 на решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 29 июня 2021 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление ФИО2, ФИО3, ФИО1 оставить без удовлетворения.»
Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО2, ФИО3, ФИО1 обратились в суд с административным исковым заявлением к мэрии г. Ярославля, департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля, департаменту строительства Ярославской области, в котором с учетом уточнений просят признать недействительным постановление мэрии г. Ярославля от 10.09.2018 № 1215 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в районе ... в Заволжском районе г. Ярославля» и утвержденные им проект планировки и проект межевания территории в районе ... в Заволжском районе г. Ярославля; признать недействительными градостроительные планы земельных участков № RU76301000-9473 от 27.03.2019 и № RU76301000-9474 от 27.03.2019, выданные департаментом градостроительства мэрии г. Ярославля; признать недействительными разрешения на строительство № 76-301000-262-2019 от 20.12.2019 (застройщик - ООО «СЗ СК Партнер») и № 76-301000-244-2019 от 29.11.2019 (застройщик - ООО «СЗ СК Гарант»), выданные департаментом строительства Ярославской области.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются собственниками и постоянно проживающими пользователями жилых домов, расположенных в ... в Заволжском районе города Ярославля. В непосредственной близости к поселку и домам административных истцов, расположен лесной массив. В 2016 году в связи с проводимыми публичными слушаниями истцам стало известно, что территория указанного лесного массива находится в частной собственности ООО ...», на ней сформированы земельные участки с кадастровыми номерами № расположенные по адресу: ... в Заволжском районе г. Ярославля, планируется их застройка многоквартирными домами, следовательно, вырубка многолетних зеленых насаждений. Постановлением мэрии г. Ярославля от 10.09.2018 № 1215 утвержден разработанный за счет средств ООО ... проект планировки территории, предусматривающий застройку многоквартирными малоэтажными жилыми домами, 11.05.2020 началось строительство двух пяти этажных многоквартирных домов (один этаж подземный) по ..., на основании выданных разрешений на строительство, несмотря на то, что на публичных слушаниях по проекту застройки в 2016 году, в которых истцы принимали участие, большинством голосов проголосовали против вырубки многолетних зеленых насаждений и застройки лесного массива. Кроме того, истцы неоднократно обращались в компетентные органы по вопросу исключения возможности застройки указанной территории со ссылкой на нарушения законодательно установленных противопожарных норм и создание угрозы жизни, здоровью и сохранности личного имущества собственников частных домовладений, а также федеральной собственности - лесам в составе лесного фонда Российской Федерации.
О наличии разрешений на строительство истцам стало известно от лиц, осуществлявших строительные работы, а также из паспорта объекта, который был размещен на заборе строительной площадки. Утвержденные проектом планировки территории границы пятна перспективной застройки, не соответствуют действующему законодательству. Разрешения на строительство выданы при наличии существенных нарушений правил противопожарной защиты. Оспариваемые ненормативные правовые акты существенно нарушают законные права административных истцов, как лиц, проживающих в непосредственной близости от незаконно размещаемых объектов, на благоприятную среду жизнедеятельности, безопасность жизни и здоровья и сохранность частной собственности. Осуществление строительства с нарушением противопожарных разрывов в непосредственной близости с лесным массивом создает угрозу непоправимых негативных последствий в случае пожара как для административных истцов, так и для жителей всего поселка, неопределенного круга лиц, нарушает публично-правовые интересы Российской Федерации.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласились административные истцы ФИО2 и ФИО1
В апелляционных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении требований.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к нарушению норм процессуального и материального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
От представителя заинтересованных лиц ФИО4, ФИО5 на основании доверенностей ФИО6, представителя ООО «СЗ СК «Гарант» по доверенности ФИО7, представителя ООО «СЗ СК «Партнер» по доверенности ФИО8, представителя департамента градостроительства мэрии города Ярославля по доверенности ФИО9, представителя департамента лесного хозяйства Ярославской области по доверенности ФИО10 поступили отзывы на апелляционные жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, в том числе по доводам жалобы, обсудив их, заслушав административных истцов ФИО2, ФИО1, их представителей ФИО11, ФИО12, ФИО13, поддержавших доводы жалоб, представителя ответчика департамента строительства Ярославской области по доверенности ФИО14, представителя ответчиков мэрии города Ярославля, департамента градостроительства мэрии города Ярославля по доверенностям ФИО9, представителя заинтересованных лиц ООО «СЗ СК Гарант», ООО «СЗ СК Партнер» по доверенностям ФИО7, заинтересованных лиц ФИО15, ФИО16, ФИО17, их представителя по устному ходатайству ФИО6, представляющую также заинтересованных лиц ФИО4, ФИО5 на основании доверенностей, возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, а также старшего прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ярославской области ФИО18, полагавшую решение суда законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что правовых оснований к отмене постановленного судом решения не имеется.
По смыслу статьей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований административных истцов, суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае совокупность установленных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации условий, необходимая для удовлетворения административного иска, отсутствует.
При этом суд исходил из того, что оспариваемое постановление мэрии г. Ярославля от 10.09.2018 г. № 1215 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в районе ... в Заволжском районе г. Ярославля», градостроительные планы земельных участков приняты мэрией г. Ярославля и департаментом градостроительства мэрии г. Ярославля в пределах предоставленных законом полномочий; строительство многоквартирных домов производится застройщиками в полном соответствии с требованиями разрешительных документов, какое-либо нарушение прав и законных интересов административных истцов отсутствует; административными истцами в материалы дела не предоставлены достаточные доказательства, с очевидностью подтверждающие нарушения их прав (наличие угрозы нарушения прав) в связи со строительством многоквартирных жилых домов по ... в г. Ярославле; права на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования административные истцы не имеют. Кроме того, административными истцами пропущен предусмотренный ч.1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд об оспаривании градостроительных планов земельных участков и постановления мэрии г. Ярославля от 10.09.2018 № 1215, оснований для восстановления которого суд не усмотрел.
С выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований судебная коллегия соглашается, находит его правильным, соответствующими обстоятельствам дела, а также закону.
Согласно ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в ч.ч. 2 - 4.3. и 5.2 ст. 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 ст.45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.
В соответствии с ч. 10 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В силу ч. 1 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 57.3 ГрК РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с положениями п.п. 9 и 10 ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ информация об ограничениях использования земельного участка, а также о границах зон с особыми условиями использования территории включаются в градостроительный план в случае, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон.
В соответствии с п. 1 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 указанной статьи документов. Основания к отказу в выдаче разрешений на строительство установлены ч. 13 ст. 51 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи.
По смыслу положений ст. 107 ЗК РФ ограничения, установленные для зоны с особыми условиями использования территории, распространяются на земельные участки и иные объекты, расположенные в границах данной зоны.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – Федеральный закон №123-ФЗ) в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
В соответствии с п. 36 ст. 2 Федерального закона № 123-ФЗ под противопожарным разрывом (противопожарным расстоянием) понимается нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Пожарная безопасность объекта защиты в силу положений ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом № 123-ФЗ; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 69 Федерального закона № 123-ФЗ противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных ст. 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона. Согласно ч. 2 ст. 69 указанного Федерального закона противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара: 1) от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств; б) на территориях лесничеств; 2) от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
П. 4.14 СП 4.13130.2013 «Свод правил Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых актов), предусмотрено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила)
Согласно п.74 Правил запрещено использование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары. На основании п.79 Правил запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.
Приказом МЧС России от 14.02.2020 № 89, вступившим в силу 14.08.2020, в СП 4.13130.2013 внесены изменения, в соответствии с которыми пункт 4.14 СП изложен в следующей редакции: «Противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м.
Примечание. Указанные расстояния определяются как наименьшее расстояние от наружных конструкций зданий, сооружений до границы лесного массива. Границы лесных насаждений на землях различных категорий устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Расстояния от зданий и сооружений I - IV степеней огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0 и С1 до лесных насаждений хвойных (смешанных) пород допускается уменьшать до 30 м, при условии, что наружные поверхности обращенных к лесу стен, в том числе отделка, облицовка (при наличии) выполнены из материалов группы горючести не ниже Г1. В качестве наружного (водоизоляционного) слоя кровли в пределах 50 м от леса должны применяться материалы не ниже Г1 или РП1.
Противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Расстояния до леса от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках должны составлять не менее 15м.»
Судом установлено, из материалов дела следует, что решение о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории, в районе ... в Заволжском районе города Ярославля от 02.10.2015 № 1881 было принято мэрией города Ярославля на основании заявления с предложением о подготовке документации по планировке указанной территории, поступившего от ФИО 24.07.2015, с учетом решения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ярославля (протокол от 28.08.2015 № 12), и опубликовано в газете «Городские новости» от 10.10.2015 № 80 (1830).
В соответствии с Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в городе Ярославле, утв. Решением муниципалитета от 24.10.2005 № 135, Постановлением мэра города Ярославля от 16.09.2016 № 1419 «О проведении публичных слушаний по проекту постановления мэрии города Ярославля «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в районе ... в Заволжском районе города Ярославля» (опубликовано в газете «Городские новости» от 24.09.2016 № 77 (1931)) 19.10.2016 в актовом зале территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля были проведены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории в районе ... в Заволжском районе города Ярославля, по результатам которых подготовлен протокол публичных слушаний и заключение о проведении публичных слушаний.
Учитывая результаты публичных слушаний, мэром города Ярославля было принято решение об отклонении документации по планировке территории и направлении ее на доработку (постановление мэрии города Ярославля от 25.12.2017 № 1716).
По результатам доработки проекта документация по планировке территории по ... в Заволжском районе города Ярославля была утверждена постановлением мэрии города Ярославля от 10.09.2018 № 1215 (опубликовано в газете «Городские новости» от 15.09.2018 № 73 (2136).
Документацией по планировке территории предусмотрено размещение малоэтажных жилых домов. В комплекс застройки входит размещение двух 4-х этажных многоквартирных жилых домов, одного индивидуального жилого дома, трансформаторной подстанции, шкафного газораспределительного пункта.
27.03.2019 на основании заявлений ООО «СЗ СК Партнер» департаментом градостроительства мэрии города Ярославля подготовлены и выданы градостроительные планы земельного участка с кадастровым номером №, земельного участка с кадастровым номером №.
Проектная документация по строительству многоквартирных домов прошла экспертизу в ГАУ ..., застройщиками были получены положительные заключения от 14.10.2019.
20.12.2019 ООО «СЗ СК Партнер» департаментом строительства Ярославской области выдано разрешение на строительство № 76-301000-262-2019; 29.11.2019 ООО «СЗ СК Гарант» выдано разрешение на строительство № 76-301000-244-2019.
Административными истцами оспаривается законность, действительность указанных постановления мэрии г. Ярославля от 10.09.2018 № 1215 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в районе ... в Заволжском районе г. Ярославля», утвержденных им проекта планировки и проекта межевания территории в районе ... в Заволжском районе г. Ярославля; градостроительных планов земельных участков № RU76301000-9473 от 27.03.2019 и № RU76301000-9474 от 27.03.2019; разрешений на строительство № 76-301000-262-2019 от 20.12.2019 (застройщик - ООО «СЗ СК Партнер») и № 76-301000-244-2019 от 29.11.2019 (застройщик - ООО «СЗ СК Гарант»).
Согласно выпискам из ЕГРН, земельные участки с кадастровыми номерами №, на которых застройщиками осуществляется строительство многоквартирных домов, и которые согласно сведениям ЕГРН принадлежат застройщикам на праве собственности, расположены в черте города Ярославля, в Заволжском районе, в районе улицы ..., и относятся к землям населенных пунктов.
Указанные земельные участки расположены в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж 3). Согласно положениям ст. 38 Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201, основным видом разрешенного использования земельных участков указанной территориальной зоны является, в том числе, малоэтажная многоквартирная жилая застройка.
Земельные участки с кадастровыми номерами № граничат с землями лесного фонда, а именно, с лесным кварталом 9 Яковлевского участкового лесничества ГКУ ЯО «Ярославское лесничество», который входит в земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается записью в ЕГРН от 14.05.2005 № 76-01/23-127/2005-7. Земельный участок с кадастровым номером № внесен в ЕГРН как единое землепользование и входит в границы зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) и Ярославского лесничества.
Лесной квартал 9 ... ГКУ ЯО «Ярославское лесничество» является лесоустроенным согласно материалам лесоустройства, выполненного в 2003-2004 г.г. ФГУП «Центрлеспроект». Целевое назначение лесов, расположенных в данном лесном квартале - защитные леса, категория защитности - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в лесопарковых зонах).
В зону с особыми условиями использования территории, сведения о которой вынесены в ЕГРН на основании Приказа Рослесхоза № 827 от 08.10.2018г., земельные участки с кадастровыми номерами 76:23:021101:761 и 76:23:021101:764 не входят.
Отказывая в удовлетворении требований административных истцов о признании недействительным постановления мэрии г. Ярославля от 10.09.2018 № 1215 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в районе ... в Заволжском районе г. Ярославля» и утвержденных им проекта планировки и проекта межевания территории в районе ул. ... в Заволжском районе г. Ярославля, суд правильно исходил из того, что документация по планировке территории разработана на основании: генерального плана города Ярославля, согласно которому рассматриваемая территория проектирования расположена в жилой функциональной зоне, Правил землепользования и застройки города Ярославля, в соответствии с которыми рассматриваемая территория проектирования расположена в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж 3), в соответствии с нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий.
При разрешении требований истцов о признании недействительными градостроительных планов земельных участков № RU76301000-9473 от 27.03.2019 и № RU76301000-9474 от 27.03.2019, выданных департаментом градостроительства мэрии г. Ярославля, суд верно указал, что градостроительный план прежде всего фиксирует сведения, которые позволяют идентифицировать земельный участок, а также определить место его расположения по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. Такие сведения необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся в границах земельного участка. Требования пожарной безопасности должны учитываться проектными организациями при подготовке проектной документации с учетом назначения объекта, режима его использования, наличия на данном земельном участке либо смежном земельном участке иных объектов, а также иных обстоятельств, предусмотренных соответствующими нормативными документами, в том числе противопожарных требований; на стадии выдачи градостроительного плана орган местного самоуправления не обязан осуществлять проверку соответствия разработанных заявителем проектных решений требованиям обязательных правил, обеспечивающих пожарную безопасность.
По результатам рассмотрения заявлений застройщиков о выдаче разрешений на строительство и представленных с заявлениями документов департаментом строительства Ярославской области было установлено, что в соответствии с информацией, указанной в градостроительных планах, земельные участки расположены в территориальной зоне Ж3 «Зона застройки малоэтажными жилыми домами», в соответствии с градостроительным регламентом указанной территориальной зоны допускается размещение малоэтажных жилых домов с предельным количеством этажей 4 надземных этажа; сведения о наличии каких-либо ограничений для проведения строительных работ в связи с нахождением на смежном земельном участке лесных насаждений в градостроительных планах отсутствовали. Из представленной проектной документации следовало, что расположение строящихся многоквартирных домов на земельных участках соответствует месту допустимого размещения объекта капитального строительства, указанных в графических приложениях к градостроительным планам земельных участков. В документации по планировке территории, утвержденной постановлением мэрии города Ярославля от 10.09.2018 №1215 «Об утверждении проекта территории и проекта межевания территории в районе улицы ... в Заволжском районе города Ярославля», информация об ограничениях для строительства в связи с нахождением на смежном земельном участке лесных насаждений также отсутствовала. Согласно информации, содержащейся в выписке из ЕГРН, полученной департаментом строительства путем межведомственного взаимодействия, граница земельного участка с кадастровым номером №, являющегося северной частью лесного квартала №9 (выделв 1-9) ... ГКУ ЯО «Ярославское лесничество», в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена, в связи с чем, возможность определения противопожарного расстояния от границы лесничества до проектируемых многоквартирных жилых домов, исходя из имеющихся документов, у департамента строительства Ярославской области отсутствовала.
Вместе с тем, в письме департамента лесного хозяйства Ярославской области от 25.10.2019 №ИХ.23-1108/19, адресованном департаменту строительства Ярославской области, направленном в связи с обращением ФИО о проверке соответствия проекта строительства 2-х 4-хэтажных домов по ул. ... в г. Ярославле требованиям норм противопожарной безопасности, указано, что при разработке проекта межевания территории ООО «СЗ СК Авангард» нарушен п. 4.14 СП 4.13130.2013 «Свод правил Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требованиям к объемно-планировочным и конструктивным решениям», выдача разрешения на строительство ООО «СЗ СК Авангард» без внесения соответствующих изменений в проектную документацию приведет к нарушению требований законодательства в сфере пожарной безопасности (л.д. 65, том 2).
В связи с получением указанной информации уполномоченному на выдачу разрешений на строительство органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации надлежало запросить дополнительную документацию в целях установления соответствия представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, действующим на дату выдачи разрешения на строительство, в рассматриваемом случае – положениям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», принятого в соответствии с ним СП 4.13130.2013 «Свод правил Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требованиям к объемно-планировочным и конструктивным решениям», устанавливающих обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
При рассмотрении вопроса о соответствии проектной документации по строительству многоквартирных жилых домов требованиям п.4.14. СП 4.13130.2013, суд принял в качестве доказательства представленное в материалы дела заключение по строительству объектов «Два многоквартирных жилых дома (строение 1, строение 2), расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № в Заволжском районе города Ярославля в районе ул. ...», выполненное ООО «..., согласно выводам которого, строящиеся многоквартирные дома (строение 1, строение 2) полностью отвечают требованиям по степени огнестойкости, классу конструктивной пожарной безопасности и используемым в строительстве материалам, указанным в новой редакции п.4.14. СП, что делает возможным уменьшение противопожарных расстояний до 30 метров; фактические расстояния от наружных стен многоквартирных жилых домов до земель лесного фонда, определенных с учетом писем департамента лесного хозяйства Ярославской области, составляют: для строения 1 - 46,0 м, для строения 2 - 30,4 м (л.д. 1-27, том 8)
Судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционных жалоб о наличии оснований критически отнестись к выводам указанного заключения в части расстояний от наружных стен многоквартирных жилых домов до земель лесного фонда (лесных насаждений).
Согласно содержанию заключения, указанное расстояние определено главным инженером ООО «... с учетом сведений проектной документации ш. 16-18-ГП «Многоквартирный жилой дом с инженерными коммуникациями по ул. ... в г. Ярославле. Схема планировочной организации земельного участка. Разбивочный план» (строение 1), согласно которым, минимальное расстояние между наружной гранью стены строения 1 и границей земельного участка с кадастровым номером № составляет 26 м, проектной документации ш. 17-18-ГП «Многоквартирный жилой дом с инженерными коммуникациями по ул. ... в г. Ярославле. Схема планировочной организации земельного участка. Разбивочный план» (строение 2), согласно которым, минимальное расстояние между наружной гранью стены строения 2 и границей земельного участка с кадастровым номером № составляет 10,4 м, а также содержания писем департамента лесного хозяйства Ярославской области №02-40/2345 от 25.11.2020, №02-40/2140 от 09.10.2019, №02-40/1108 от 25.10.2019, согласно которым, расстояние от земельных участков с кадастровыми номерами № до земель лесного фонда 9-го ... ГКУ ЯО «Ярославское лесничество» составляет 20 м.
Также в материалы дела представлен чертеж взаимного расположения земельных участков по адресу: г. Ярославль, в районе ул. ..., выполненный кадастровым инженером ООО ФИО 25.06.2021, согласно которому, фактические расстояния от наружных стен многоквартирных жилых домов до границы земель лесного фонда, части земельного участка с кадастровым номером №, составляют: для строения 1 - 46,27 м, для строения 2 - 31,08 м (л.д. 226, том 8). При этом в чертеже также указано, что граница земель лесного фонда, установлена согласно письмам департамента лесного хозяйства Ярославской области №, в связи с чем, обозначена на чертеже на расстоянии 20 м от границ земельных участков с кадастровыми номерами №.
Вместе с тем, из указанного сообщения департамента лесного хозяйства Ярославской области №02-40/2345 от 25.11.2020, адресованного Заволжскому районному суду г. Ярославля, следует, что земельные участки с кадастровыми номерами № граничат с землями лесного фонда, а именно, с кварталом 9-го ... ГКУ ЯО «Ярославское лесничество», который входит в лесной участок с кадастровым номером № (л.д. 45, том 5).
В сообщении департамента лесного хозяйства Ярославской области №ИХ.23-1108/19 от 25.10.2019, адресованном департаменту строительства Ярославской области, указано на нарушение требований законодательства в сфере пожарной безопасности - п. 4.14 СП 4.13130.2013 «Свод правил Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требованиям к объемно-планировочным и конструктивным решениям» в связи с несоблюдением установленных противопожарных расстояний от границ застройки городских и сельских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках).
В ответе на обращение ФИО №02-40/1108 от 25.10.2019 департамент лесного хозяйства Ярославской области также сообщил о допущенном нарушении требований законодательства в сфере пожарной безопасности - п. 4.14 СП 4.13130.2013 «Свод правил Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требованиям к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
В письме, адресованном в департамент градостроительства мэрии города Ярославля от 19.06.2020 №ИХ.23-0676 (л.д. 38-39, том 8) департамент лесного хозяйства Ярославской области сообщил, что величина 20 м представляет собой расстояние от границ застройки жилых домов до лесных насаждений.
Таким образом, оснований для включения в расчет указанного в письмах департамента лесного хозяйства Ярославской области расстояния в размере 20 м при проверке соблюдения противопожарного разрыва расстояния от наружных стен многоквартирных жилых домов до границы земель лесного фонда, не имелось, в связи с чем, расчеты, осуществленные с учетом указанного расстояния не могут быть признаны достоверными. Без учета указанного расстояния в размере 20 м расстояния от наружных стен многоквартирных жилых домов до границы земель лесного фонда (лесных насаждений) составляет менее 30 м.
В то же время, в материалы дела представлен чертеж взаимного расположения земельных участков по адресу: г. Ярославль, в районе ул. ..., выполненный кадастровым инженером ООО ФИО 18.01.2021, согласно которому, фактические расстояния от наружных стен многоквартирных жилых домов до границы лесопаркового зеленого пояса вокруг города Ярославля по сведениям ГКН согласно приказа департамента от 20.04.2018 №25-н в редакции приказа от 27.12.2019 №21-н, составляют: для строения 1 - 26,87 м, для строения 2 - 12,30 м (л.д. 227, том 5).
Согласно приемо-сдаточным актам от 22.07.2020, схеме расположения кадастровых границ участков с кадастровыми номерами №, фактического расположения строительного ограждения и границы лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Ярославля, а также схеме расположения строящихся многоквартирных жилых домов на земельных участках с кадастровыми номерами №, границы лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Ярославля и пятидесятиметрового расстояния от границы лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Ярославля, выполненных инженером-геодезистом ООО ФИО при наложении координат осей строящегося многоквартирного жилого дома, было выявлено пересечение с пятидесятиметровой полосой от границы лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Ярославля (л.д. 72-76, том 2).
Из заключения пожарно-технической экспертизы № 26/170-Э от 26.08.2020, выполненного начальником отдела экспертизы и испытаний Ярославского областного отделения Общероссийской общественной организации Всероссийское добровольное пожарное общество ФИО следует, что противопожарное расстояние от границы застройки многоквартирных домов на земельных участках с кадастровыми номерами № до лесных насаждений составляет менее 50 метров, что не соответствует нормам пожарной безопасности в Российской Федерации (л.д. 101 – 105, том 1).
Таким образом, из совокупности представленных в материалы дела доказательств, в том числе указанных графических материалов и заключений следует, что противопожарное расстояние от границы застройки многоквартирных домов на земельных участках с кадастровыми номерами № до лесных насаждений составляет менее установленного п. 4.14 СП 4.13130.2013 «Свод правил Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требованиям к объемно-планировочным и конструктивным решениям», как в редакции, действовавшей до внесения в него изменений приказом МЧС России от 14.02.2020 № 89, так и после внесения таких изменений.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не может служить основанием для удовлетворения требований, заявленных административными истцами по настоящему административному делу, в связи со следующим.
Требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, установлены Федеральным законом №123-ФЗ в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. В частности, требования к противопожарным разрывам (противопожарным расстояниям) как нормированным расстояниям устанавливаются в целях нераспространения пожара от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных вне территорий лесничеств (лесопарков), на территориях лесничеств (лесопарков) (часть 2 статьи 69 Федерального закона № 123-ФЗ).
Таким образом, необходимость соблюдения требований пожарной безопасности при проектировании и строительстве указанных многоквартирных домов (строения 1 и строения 2) по ул. ... в г. Ярославле направлена на защиту жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, которые являются либо будут являться собственниками помещений в указанных строениях, а также имущества самого застройщика, жизни, здоровья, имущества иных лиц, выполняющих работы по строительству объектов. Соответственно, вопрос о нарушении либо отсутствии нарушения требований пожарной безопасности затрагивает права указанных лиц, а не лиц, являющихся собственниками индивидуальных жилых домов в ... и постоянно проживающих в таких жилых домах.
Ссылку административных истцов на положения п.79 Правил, согласно которым, запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов, - применительно к спорным правоотношениям судебная коллегия находит несостоятельной. Строящиеся многоквартирные дома не являются сооружениями и подсобными строениями относительно индивидуальных жилых домов административных истцов.
Указывая на отсутствие нарушений прав административных истцов действиями административных ответчиков и оспариваемыми ими в рамках настоящего административного дела актами, суд правильно руководствовался заключением специалиста ФИО от 20.10.2020, согласно выводам которого, все градостроительные нормативы, нормы пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические нормативы при строительстве многоквартирных жилых домов по ул. ... по отношению к индивидуальным жилым домам административных истцов соблюдены, негативного влияния строительство многоквартирных жилых домов на указанные индивидуальные жилые дома не оказывается. В отношении всех индивидуальных жилых домов, принадлежащих административным истцам, выполнены требования СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в части расстояний между строящимися многоквартирными домами и линией возможной дальнейшей застройки земельных участков, на которых расположены дома административных истцов; требования СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным решениям» в части противопожарных расстояний между строящимися многоквартирными домами и ограждением территорий индивидуальных жилых домов административных истцов и линией возможной дальнейшей застройки земельных участков, на которых располагаются дома Административных истцов; требования СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий» (л.д. 71-82, том 5).
Выводы указанного заключения предоставлением иных доказательств по делу не опровергнуты.
Отклоняя доводы стороны административных истцов о несанкционированном подключении строящихся многоквартирных домов к принадлежащим им сетям водоснабжения и водоотведения, суд обоснованно указал на отсутствие в материалах дела достаточных, достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих факт принадлежности указанных сетей административным истцам и жителям ... на праве собственности. При этом суд правомерно сослался на письмо КУМИ мэрии г. Ярославля от 18.05.2021 г. № 01-11/4278 об осуществлении процедуры признания права собственности города Ярославля на бесхозяйные сети водоснабжения и фекальной канализации ..., в том числе на сети водопровода и фекальной канализации по ул. ....
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда об отклонении как необоснованных доводов истцов о лишении их права пользоваться землями общего пользования и публичным сервитутом, установленным в границах застраиваемых земельных участков в связи с отсутствием доказательств установления публичного сервитута и регистрации его в установленном порядке.
Несоответствие фактического места расположения возводимых строений на земельных участках границам допустимого размещения, установленного проектом межевания, - не может повлечь признание недействительными оспариваемых актов по требованиям административных истцов.
Установив отсутствие нарушений прав и законных интересов административных истцов оспариваемыми ими актами административных ответчиков, суд законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.
В то же время, судебная коллегия находит ошибочным вывод суда о пропуске административными истцами срока для обращения с требованиями об оспаривании постановления мэрии г. Ярославля от 10.09.2018 № 1215 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в районе ул. ... в Заволжском районе города Ярославля», градостроительных планов земельных участков.
Указанным постановлением мэрии г. Ярославля утвержден проект межевания территории, который затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяет свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц; указанная документация рассчитана на неоднократное применение, так как не носит разовый характер, не теряет силу после однократного применения; определяет правила поведения, является обязательной к исполнению участниками данных правоотношений.
Таким образом, проект межевания территории отвечает признакам нормативного правового акта.
В силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
С градостроительными планами земельных участков административные истцы ознакомились после предоставления их в материалы дела, после чего исковые требования были ими уточнены.
Таким образом, срок для обращения в суд в указанной части требований административными истцами не пропущен.
Вместе с тем, ошибочный вывод о пропуске срока для обращения в суд не повлиял на правильность в целом вывода суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ФИО1 нарушения правил подсудности при рассмотрении настоящего административного дела судом не допущено.
В соответствии со ст. 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Требований об оспаривании нормативных правовых актов, которые в соответствии с положениями процессуального закона были бы подсудны Ярославскому областному суду, в рамках настоящего административного дела не заявлено.
Принимая во внимание изложенное в совокупности, при установленных обстоятельствах дела, оснований для отмены постановленного судом решения, в том числе по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает.
Существенного нарушения норм процессуального права и неправильного применения норм материального права, которые повлекли бы безусловную отмену судебного решения, судом не допущено. Решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы ФИО2 и ФИО1 – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 29 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1, ФИО2 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи