ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6994/17 от 11.09.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Гончаров В.Н.

Дело№33а-6994/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь

11.09.2017года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Кураповой З.И.,

судей Кагитиной И.В., Мостовенко Н.Р.,

рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства частную жалобу Ильина Антона Евгеньевича на определения Сакского районного суда Республики Крым от 07.04.2017 г. и от 04.05.2017 г. по делу №9а-360/2017 по административному исковому заявлению Ильина Антона Евгеньевича к Отделу по вопросам миграции МО МВД России «Сакский», начальнику отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сакский» о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства.

Заслушав доклад судьи Кураповой З.И., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Ильин А.Е. обратился в Сакский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене отказа в регистрации Ильина А.Е. и Ильиной А.С. по месту жительства в жилом помещении; возложении обязанности на Отдел по вопросам миграции Мо МВД России «Сакский» зарегистрировать Ильина А.Е. и Ильину А.С. в жилом помещении, расположенном по адрес: <адрес>.

Определением Сакского районного суда Республики Крым от 07.04.2017 г. административное исковое заявление Ильина А.Е. к Отделу по вопросам миграции МО МВД России «Сакский», начальнику отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сакский» о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства оставлено без движения и заявителю предоставлен срок для устранения недостатков до 28.04.2017 г.

Определением Сакского районного суда Республики Крым от 04.05.2017 г. административное исковое заявление Ильина А.Е. к Отделу по вопросам миграции МО МВД России «Сакский», начальнику отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сакский» о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства возвращено заявителю со всеми приложенными к нему документами в связи с неустранением недостатков административного искового заявления.

Не согласившись с указанными определениями, Ильин А.Е. обратился в Верховный Суд Республики Крым с частной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые определения, направить дело на новое рассмотрение.

Частная жалоба мотивирована тем, что Сакским районным судом Республики Крым не было указано, на основании каких положений Кодекса, суд установил обязанность участия представителя и, соответственно, обязанность наличия высшего юридического образования. При этом Ильин А.Е. не получал определение Сакского районного суда Республики Крым от 07.04.2017 г. об оставлении административного искового заявления без движения.

Руководствуясь ч. 2 ст. 315 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела частную жалобу по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статья 125 КАС РФ содержит требования к форме и содержанию административного искового заявления.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 125 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя.

В соответствии с п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются: документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.

Согласно ч. 1 ст. 130 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.

Согласно ч. 2 ст. 130 КАС РФ если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 настоящего Кодекса.

Аналогичные нормы содержаться в п. 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, согласно которой если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 129 КАС РФ о возвращении судом административного искового заявления судья выносит мотивированное определение, в котором указывает обстоятельства, послужившие основанием для возвращения административного искового заявления, и способ устранения обстоятельств, препятствующих возбуждению административного дела, а также решает вопрос о возврате административному истцу государственной пошлины. Копия определения о возвращении административного искового заявления вручается или направляется административному истцу вместе с этим административным исковым заявлением и приложенными к нему документами не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения указанного определения.

Как усматривается из материалов дела, основанием для оставления поданного Ильиным А.Е. административного искового заявления без движения определением Сакского районного суда Республики Крым от 07.04.2017 г., послужило нарушение Ильиным А.Е. требований ст.ст. 125, 126 КАС РФ, а именно последним не указаны сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя; не указано наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; истцом не приложен документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя; к административному исковому заявлению не приложена доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем. Ильину А.Е. предоставлен срок до 28.04.2017 г. для устранения указанных недостатков.

Согласно сопроводительному письму Сакского районного суда Республики Крым, указанное определение Сакского районного суда Республики Крым от 07.04.2017 г. в тот же день, а именно 07.04.2017 г. было направлено в адрес Ильина А.Е. (л.д. 6), однако конверт вернулся с указанием «за истечением срока хранения» (л.д. 7).

Суд первой инстанции посчитал, что определение об оставлении административного искового заявления без движения доставлено адресату, при этом по состоянию на 02.05.2017 г. заявитель не выполнил указания судьи, перечисленные в данном определении, в связи с чем определением Сакского районного суда Республики Крым от 04.05.2017 г. административное исковое заявление Ильина А.Е. возвращено заявителю со всеми приложенными к нему документами.

Судебная коллегия считает определение суда первой инстанции от 04.05.2017 г. вынесенным с нарушением норм действующего законодательства, исходя из следующего.

Действительно, в соответствии с п. 76 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» копия решения (определения) суда считается доставленной лицу, участвующему в деле (полученной им), и в тех случаях, когда она поступила данному лицу, но по обстоятельствам, зависящим от него, не была ему вручена или адресат не ознакомился с ней. В таких случаях срок обжалования судебного акта начинает течь с даты, указанной на почтовом штемпеле возвращенного почтового отправления с отметкой о невозможности вручения в связи с истечением срока хранения, отказом от получения почтового отправления (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

При этом, согласно имеющемуся в материалах дела конверту и прикрепленному к нему уведомлению, копия определения Сакского районного суда Республики Крым от 07.04.2017 г. об оставлении административного искового заявления Ильина А.Е. без движения, была направлена Ильину А.Е. по адресу: <адрес><адрес>, <адрес> (л.д. 7), тогда как в административном исковом заявлении указан иной адрес Ильина А.Е., а именно: <адрес>, <адрес> (л.д. 1).

На данный адрес: <адрес>, <адрес>, судом первой инстанции было направлено определение Сакского районного суда Республики Крым от 04.05.2017 г., которым административное исковое заявление Ильина А.Е. возвращено заявителю со всеми приложенными к нему документами и указанное определение было получено Ильиным А.Е.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что определение Сакского районного суда Республики Крым от 07.04.2017 г. об оставлении административного искового заявления Ильина А.Е. без движения,не было получено Ильиным А.Е. по независящим от него обстоятельствам, в связи с тем, что данное определение было направлено на иной, нежели указанный в административном исковом заявлении, адрес.

Таким образом, в суда первой инстанции фактически отсутствовали доказательства получения Ильиным А.Е. определения Сакского районного суда Республики Крым от 07.04.2017 г. об оставлении административного искового заявления Ильина А.Е. без движения. Не получив данное определение, Ильин А.Е. объективно не мог устранить указанные в нем недостатки поданного им административного искового заявления.

При таких обстоятельствах, обжалуемое определение Сакского районного суда Республики Крым от 04.05.2017 г. нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.

Кроме того, оставляя поданное Ильиным А.Е. административное исковое заявление без движения, суд первой инстанции также допустил нарушение ч. 1 ст. 130 КАС РФ, а именно: фактически не указал основания для оставления административного искового заявления без движения, ограничившись формальным перечислением норм ст.ст. 125, 126 КАС РФ.

При этом, из поданного административного искового заявления Ильина А.Е. не усматривается обязательное участие представителя при рассмотрении данного административного дела, данное административное исковое заявление подано и подписано Ильиным А.Е., в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для обязательного истребования судом первой инстанции, в том числе: сведений о представителе; доверенности или иных документов, удостоверяющих полномочия представителя административного истца; документа, подтверждающего наличие высшего юридического образования у представителя либо у административного истца.

При таких обстоятельствах, определение Сакского районного суда Республики Крым от 07.04.2017 г. об оставлении административного искового заявления Ильина А.Е. также нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а материалы дела подлежат направлению в Сакский районный суд Республики Крым со стадии принятия административного искового заявления Ильина А.Е. к производству в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение Сакского районного суда Республики Крым от 07.04.2017 г. и определение Сакского районного суда Республики Крым от 04.05.2017 г. по делу №9а-360/2017отменить, материал возвратить в Сакский районный суд Республики Крым для решения вопроса со стадии принятия заявления к производству суда.

Председательствующий подпись З.И. Курапова

Судьи подпись И.В. Кагитина

Н.Р. Мостовенко