Судья: Трух Е.В. Дело № 33а-7076/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июня 2017 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Сивохина Д.А., Лазаревой М.А.,
при секретаре – Лещевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в ознакомлении с заключениями диссертационного совета и обязании ознакомить с указанными заключениями,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Самара от 09 марта 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 - оставить без удовлетворения.».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в ознакомлении с заключениями диссертационного совета и обязании ознакомить с указанными заключениями.
В обоснование заявленных требований указано, что 06.09.2016 ФИО1 обратился в Министерство образования и науки России с ходатайством об ознакомлении с заключениями диссертационного совета Д 222.020.01 при ФГУП «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия», принятыми по результатам рассмотрения поданных им заявлений о лишении ученых степеней А.Н.Е., Б.Г.В., С.А.В. Решением Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России от 03.10.2016 №13-45-06, полученным 08.10.2016, ФИО1 отказано в удовлетворении ходатайства, со ссылкой на то, что нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок присуждения ученых степеней и деятельность диссертационных советов, предоставление заявителю копий заключений диссертационных советов, принятых по результатам рассмотрения поданных им заявлений о лишении ученых степеней, не предусмотрено. ФИО1 считает, что административным ответчиком нарушено его право на получение решений, принятых по результатам рассмотрения его обращений (апелляций), гарантированное Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просил суд признать незаконным решение Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России от 03.10.2016 № 13-4506 об отказе в ознакомлении с заключениями диссертационного совета Д 222.020.01 при ФГУП «Стандартинформ» от 17.05.2016, принятыми по результатам рассмотрения его заявлений о лишении А.Н.Е., Б.Г.В., С.А.В. ученых степеней и обязать Минобрнауки России ознакомить его и/или его уполномоченного представителя с заключением диссертационного совета Д 222.020.01 при ФГУП «Стандартинформ» от 17.05.2016, принятыми по результатам рассмотрения заявлений о лишении А.Н.Е., Б.Г.В., С.А.В. ученых степеней.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ФИО1, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в абз. 1 п.62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Согласно ст. 33 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Согласно ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дают письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (п. 4 ч. 1 ст. 10 данного закона).
Из материалов дела усматривается, что 26.05.2015 и 28.09.2015 ФИО1 совместно с группой граждан в Министерство образования и науки Российской Федерации поданы заявления о лишении А.Н.Е. ученой степени кандидата экономических наук, присужденной ему решением диссертационного совета Д 222.020.01 при ФГУП «Стандартинформ» от ДД.ММ.ГГГГ, о лишении Б.Г.В. ученой степени кандидата экономических наук, присужденной ей решением диссертационного совета Д 222.020.01 при ФГУП «Стандартинформ» от 01.03.2011, о лишении С.А.В. ученой степени кандидата экономических наук, присужденной ему решением диссертационного совета Д 222.020.01 при ФГУП «Стандартинформ» от ДД.ММ.ГГГГ.
Заседание диссертационного совета Д 222.020.01 при ФГУП «Стандартинформ» по рассмотрению указанных заявлений состоялось 17.05.2016. Нормативно предусмотренные процедуры последующего рассмотрения заявления еще не проведены, рассмотрение диссертационным советом Д 222.020.01 заявления ФИО1 о лишении С.А.И., Б.Г.В., А.Н.Е. ученой степени в настоящее время не завершено.
05.09.2016 ФИО1 в адрес Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования и науки РФ направлено заявление об ознакомлении его и/или его уполномоченного представителя с заключением диссертационного совета Д 222.020.01 при ФГУП «Стандартинформ» от 17.05.2016, принятыми по результатам рассмотрения заявлений о лишении А.Н.Е., Б.Г.В., С.А.В. ученых степеней, посредством личного ознакомления, или выдачи на руки копий заключений, или направления копий заключений по электронной почте, либо иным способом, о чем уведомить по адресу электронной почты.
Заместитель директора Департамента аттестации научно-педагогических работников Министерства образования и науки Российской Федерации ФИО2 в письменном ответе от 03.10.2016 сообщил ФИО1, что Положением о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.01.2014 №7 предоставление копий заключений диссертационного совета по рассмотрению заявлений о лишении заявителям не предусмотрено. Размещение указанных копий заключений диссертационного совета на сайте организации и в единой информационной системе также не предусмотрено. В части предоставления Минобрнауки России копий документов, относящихся к процедуре рассмотрения заявлений о лишении ученых степеней, заявителям Положением о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2013 № 842, предусмотрено предоставление заключения экспертного совета по заявлению о лишении ученой степени, запрошенной лицом, в отношении которого подано заявление, и лицом подавшим заявление. Такая копия направляется Минобрнауки России указанным лицам не позднее 30 дней с даты получения соответствующего запроса. Также разъяснено, что рассмотрение заявлений о лишении ученой степени А.Н.Е., Б.Г.В. и С.А.В. в настоящее время не завершено.
Суд первой инстанции, разрешая заявленный спор, пришел к обоснованному выводу, что обращение ФИО1 рассмотрено должностным лицом в соответствии с требованиями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ответ дан в письменной форме, по существу поставленных вопросов, с соблюдением срока, установленного законом. При рассмотрении обращения ФИО1 административным ответчиком не было допущено нарушений его прав, свобод и законных интересов.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 4 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" Порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций на соискание ученых степеней, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций, порядок рассмотрения Высшей аттестационной комиссией при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности (далее - Высшая аттестационная комиссия), диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и аттестационных дел устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 № 466 «Об утверждении Положении о Министерстве образования и науки Российской Федерации» Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Требования к порядку организации, работы диссертационных советов утверждены приказом Министерства образования и пауки Российской Федерации от 13.01.2014 № 7 «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук».
В соответствии с пунктами 62-64 указанного Положения при получении диссертационным советом извещения Министерства образования и науки Российской Федерации о поступлении заявления о лишении ученой степени диссертационный совет создает комиссию из числа членов диссертационного совета для изучения необходимых материалов и подготовки проекта заключения диссертационного совета о результатах рассмотрения заявления о лишении ученой степени.
Вместе с тем, предоставление копий заключений диссертационного совета по рассмотрению заявлений о лишении ученой степени и порядок ознакомления с заключениями диссертационного совета по рассмотрению заявлений о лишении ученой степени заявителей в указанном Положении не предусмотрены. Размещение копий заключений диссертационного совета на сайте организации и в единой информационной системе также не предусмотрено.
Проведение заседания диссертационного совета при рассмотрении вопроса о лишении ученых степеней регламентировано гл. VI Положения "О порядке присуждения ученых степеней", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.09.2013 N 842.
Согласно п. 65 указанного Положения, лица, которым ученые степени были присуждены с нарушением критериев, установленных пунктами 9 - 14 настоящего Положения, могут быть лишены этих степеней по решению Министерства образования и науки Российской Федерации.
В силу п. 66 Положения заявление о лишении ученой степени может быть подано физическим или юридическим лицом в Министерство образования и науки Российской Федерации на бумажном носителе или в электронной форме при условии использования электронной подписи в течение 10 лет со дня принятия диссертационным советом решения о присуждении ученой степени.
Пунктом 72 Положения предусмотрено, что лицо подавшее заявление и лицо, в отношении которого подано заявление о лишении ученой степени имеет право запросить заключение экспертного совета по заявлению о лишении учений степени. Такая копия направляется Министерством образования и науки Российской Федерации указанным лицам не позднее 30 дней с даты получения соответствующего запроса. Иные способы ознакомления с заключениями экспертного совета по заявлению о лишении ученой степени, указанным постановлением не предусмотрены.
Заявление о лишении ученой степени и поступившие по нему материалы, заключение экспертного совета по этому заявлению передаются Министерством образования и науки Российской Федерации на рассмотрение Комиссии для выработки Комиссией по нему рекомендации Министерству образования и науки Российской Федерации.
Копия заключения Комиссии по заявлению о лишении ученой степени выдается лицу, подавшему заявление, и лицу, в отношении которого подано заявление, направляется в диссертационный совет, на решение которого о присуждении ученой степени подано заявление, по их письменным обращениям не позднее 1 месяца со дня регистрации этих обращений в Министерстве образования и науки Российской Федерации (п. 74 в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2016 N 335)
При наличии заключения экспертного совета, поддерживающего заявление о лишении ученой степени, лицо, подавшее указанное заявление, и лицо, в отношении которого подано это заявление, приглашаются на заседание Комиссии не менее чем за 10 дней до дня заседания. При явке одного из указанных лиц заседание Комиссии проводится. В случае неявки обоих лиц Комиссия переносит заседание по данному вопросу. Указанные лица не менее чем за 10 дней до дня заседания приглашаются на повторное заседание Комиссии. В случае повторной неявки лица, подавшего заявление о лишении ученой степени, и (или) лица, в отношении которого подано это заявление, вопрос о лишении ученой степени рассматривается Комиссией в их отсутствие.
По итогам состоявшегося заседания Комиссия принимает рекомендацию по заявлению о лишении ученой степени.
Заключение экспертного совета по заявлению о лишении ученой степени и рекомендация Комиссии представляются в Министерство образования и науки Российской Федерации.
Министерство образования и науки Российской Федерации принимает решение:
о лишении ученой степени;
об отказе в лишении ученой степени.
Срок принятия Министерством образования и науки Российской Федерации решения по заявлению о лишении ученой степени не может превышать 6 месяцев со дня поступления в Министерство документов, предусмотренных пунктом 70 настоящего Положения. Указанный срок может быть продлен Министерством образования и науки Российской Федерации в случае запроса дополнительных сведений, необходимых для рассмотрения заявления о лишении ученой степени, а также направления заявления о лишении ученой степени и поступивших по нему материалов в другой диссертационный совет на дополнительное заключение.
Решение о продлении указанного срока принимает руководитель подразделения Министерства образования и науки Российской Федерации, обеспечивающего функции государственной научной аттестации.
Решение Министерства образования и науки Российской Федерации по заявлению о лишении ученой степени в течение 10 дней со дня его принятия размещается на официальном сайте Комиссии в сети "Интернет", выписки из этого решения направляются лицу, подавшему заявление о лишении ученой степени, в диссертационный совет, рассматривавший это заявление, и лицу, в отношении которого принято соответствующее решение (при возможности направления этому лицу указанной выписки).
При этом также размещается информация о научных руководителях (научных консультантах) лица, в отношении которого принято решение о лишении ученой степени, членах комиссии диссертационного совета, подписавших заключение о приеме диссертации указанного лица к защите, председателе этого диссертационного совета, оппонентах, давших отзыв на эту диссертацию, лице, утвердившем заключение организации, где подготавливалась данная диссертация, лице, утвердившем отзыв ведущей организации на эту диссертацию, а также о ведущей организации, давшей этот отзыв.
Из приведенных законоположений следует, что федеральным законодателем на Министерство образования и науки Российской Федерации и его структурных подразделений, в частности Департамент аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования и науки Российской Федерации, не возложена обязанность направлять иные документы кроме указанных выше.
Как указано выше, рассмотрение диссертационным советом Д 222.020.01 заявлений ФИО1 о лишении С.А.И., Б.Г.В., А.Н.Е. ученой степени в настоящее время не завершено, в связи с этим ознакомить ФИО1 с заключением диссертационного совета Д 222.020.01 принятым по результатам рассмотрения указанных заявлений не представлялось возможным.
Таким образом, вопреки утверждениям ФИО1 Департамент аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России фактически не отказывал в предоставлении заключения диссертационного совета, следовательно, правовые последствия, перечисленные в ст.218 КАС РФ отсутствуют.
При таких обстоятельствах правовых и фактических оснований для удовлетворения требований ФИО1 о признании незаконным решения Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России от 03.10.2016 № 13-4506 об отказе в ознакомлении с заключениями диссертационного совета Д 222.020.01 при ФГУП «Стандартинформ» от 17.05.2016, принятыми по результатам рассмотрения его заявлений о лишении А.Н.Е., Б.Г.В., С.А.В. ученых степеней, возложении на Минобрнауки России обязанности ознакомить его и/или его уполномоченного представителя с заключением диссертационного совета Д 222.020.01 при ФГУП «Стандартинформ» от 17.05.2016, принятыми по результатам рассмотрения заявлений о лишении А.Н.Е., Б.Г.В., С.А.В. ученых степеней не имеется, ввиду чего решение суда является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы ФИО1 изложенные в заявлении, а также в апелляционной жалобе о том что, оспариваемое решение нарушает его право на получение решений, принятых по результатам рассмотрения его обращений (апелляций), гарантированное Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", с учетом указанных выше обстоятельств, правового значения не имеют и отмену решения повлечь не могут.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не направил в адрес ФИО1 отзыв административного ответчика на исковое заявление, не могут служить основанием для отмены по существу правильного решения суда первой инстанции, поскольку в силу ч. 4 ст. 310 КАС РФ основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции являются не любые процессуальные нарушения, а только те, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела. Сведений о таких нарушениях апелляционная жалоба не содержит.
Доводы жалобы о том, что административный истец лично не присутствовал в судебном заседании 09.03.2017 и что копия решения ему не направлялась, опровергаются материалами дела (л.д.106).
Исходя из изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой направлены на иную оценку представленных по делу доказательств, сводятся к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств и не могут рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены состоявшегося по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 09 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –