ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7079/20 от 11.12.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Ивахненко Л.А. Дело № 33а-7079/2020

УИД 76RS0024-01-2020-000403-50

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.,

судей Федотовой Н.П., Моисеевой О.Н.,

при секретаре Марковой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

11 декабря 2020 года

административное дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области на решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 3 сентября 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконными распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 10 января 2020 № 36/1 «Об отказе Р.А. Королеву в заключении соглашения о перераспределении земельного участка», и распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 10 января 2020 № 39/1 «Об отказе Р.А. Королеву в заключении соглашения о перераспределении земельного участка».

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу дать согласие на перераспределение за плату и утвердить схему перераспределения земельного участка, направленную с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена из земель населенных пунктов;

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу дать согласие на перераспределение за плату и утвердить схему перераспределения земельного участка, направленную с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена из земель населенных пунктов».

Заслушав доклад судьи Малахова В.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Королев Р.А. обратился в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района, администрации Ярославского муниципального района:

- о признании незаконным распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 10 января 2020 № 36/1 «Об отказе Р.А. Королеву в заключении соглашения о перераспределении земельного участка»;

- о признании незаконным распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 10 января 2020 № 39/1 «Об отказе Р.А. Королеву в заключении соглашения о перераспределении земельного участка»;

- об обязании администрации Ярославского муниципального района Ярославской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, направленную с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена из земель населенных пунктов;

- об обязании администрации Ярославского муниципального района Ярославской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, направленную с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена из земель населенных пунктов;

- об обязании администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в срок не более чем тридцать дней со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена из земель населенных пунктов, направить Королеву Р.А. подписанные уполномоченным должностным лицом экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков для подписания;

- об обязании администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в срок не более чем тридцать дней со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена из земель населенных пунктов, направить Королеву Р.А. подписанные уполномоченным должностным лицом экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков для подписания.

В обоснование административных требований указано, что истцу принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.

В непосредственной близости от указанных земельных участков расположены свободные земли, государственная собственность на которые не разграничена, не предоставленные на каком-либо виде прав физическим или юридическим лицам.

По результатам рассмотрения заявлений о перераспределении земельных участков Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области приняли оспариваемые истцом распоряжения.

Отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков истца органом исполнительной власти произведен в связи с тем, что образование земельных участков предусматривается путем перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Истец считает распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 10 января 2020 № 36/1 и № 39/1 незаконными и необоснованными.

В распоряжениях Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 10 января 2020 № 36/1 и № 39/1 об отказе в заключении соглашений о перераспределении отсутствует обоснование возможности сформировать самостоятельный земельный участок из земель, расположенных около принадлежащих административному истцу земельных участков.

Площадь образуемых в результате перераспределения земельных участков не превысит установленные Правилами землепользования и застройки Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района предельные максимальные размеры.

Отказы в заключении соглашений о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами и земель, государственная собственность на которые не разграничена, по мнению истца нарушают право на увеличение площади принадлежащих ему земельных участков.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неправильному применению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области и администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенностям Потапову И.В. в поддержание доводов жалобы, а также представителя Королева Р.А. по доверенности Шолина А.Л., возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

С выводом суда о наличии оснований для признания незаконными распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 10 января 2020 № 36/1 «Об отказе Р.А. Королеву в заключении соглашения о перераспределении земельного участка», и распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 10 января 2020 № 39/1 «Об отказе Р.А. Королеву в заключении соглашения о перераспределении земельного участка» судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В силу частей 2, 3 статьи 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Положениями части 1, части 8 статьи 39.29 ЗК РФ установлено, что в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

В силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9. ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ.

Пунктом 1 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из материалов дела видно, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.

По результатам рассмотрения заявлений Королева Р.А. о перераспределении земельных участков Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области принял оспариваемые истцом распоряжения, в соответствии с которыми в заключении соглашения о перераспределении земельных участков истца органом исполнительной власти произведен со ссылкой на то обстоятельство, что образование земельных участков предусматривается путем перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем то обстоятельство, что в месте перераспределения участков возможно сформировать свободный земельный участок в соответствии с требованиями действующего законодательства, опровергается материалами дела.

Из схемы расположения перераспределемых участков на кадастровом плане территории (л.д.37-39) видно, что данные участки расположены вблизи лесного массива.

В соответствии с пунктом 4.14. СП 4.13130.2013. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.

Земли, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся рядом с земельными участками с кадастровыми номерами , полностью расположены в противопожарном расстоянии от лесного участка, в связи с чем размещение жилых домов и хозяйственных и построек на таком участке является нарушением установленных нормативов.

Кроме того, из отзыва Департамента лесного хозяйства Ярославской области следует, что испрашиваемый истцом земельный участок находится через дорогу от лесного массива и признаков самозахвата лесного фонда не выявлено.

Таким образом, основание, по которому административным ответчиком отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, не нашло своего подтверждения в материалах дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что принятие решения о перераспределении земельных участков по заявлениям Королева Р.А. невозможно, поскольку приведет к аналогичным последствиям, что и в случае формирования самостоятельного земельного участка из земель, расположенных в противопожарном расстоянии, нельзя признать состоятельными.

Так, разрешенное использование принадлежащих административному истцу земельных участков - ведение личного подсобного хозяйства.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Пунктом 1 статьи 4 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

На земельных участках, принадлежащих на праве собственности Королеву Р.А., имеются жилой дом и хозяйственные постройки.

В случае принятия решения о перераспределении земельных участков указанным административным истцом способом, использование частей земельных участков, расположенных в пределах противопожарного расстояния до лесных насаждений, возможно без нарушения требований законодательства - для выращивания сельскохозяйственных культур.

Вместе с тем, возлагая на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области обязанность дать согласие на перераспределение за плату и утвердить схемы перераспределения спорных земельных участков, суд первой инстанции не учел, что понуждение административного ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

В силу конституционного принципа разделения властей при вынесении решения суд не вправе подменять органы исполнительной власти и вместо них решать вопрос о наличии оснований для утверждения схем расположения земельных участков и направлении проекта соглашений о перераспределении земельных участков.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции не имел правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности дать согласие на перераспределение и утвердить схемы перераспределения спорных земельных участков, однако был вправе указать на необходимость возложения обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть заявления Королева Р.А. о перераспределении земельных участков, поскольку суд не вправе подменять орган исполнительной власти.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что вынесенное судом решение подлежит изменению в данной части с возложением на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявления Королева Р.А. от 11 декабря 2019 года о перераспределении земельных участков, находящихся в собственности Королева Р.А., о чём сообщить административному истцу и Фрунзенскому районному суду города Ярославля в месячный срок.

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 3 сентября 2020 года изменить в части.

Изложить абзацы второй и третий резолютивной части решения в следующей редакции:

«Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявления Королева Руслана Ардоколиновича от 11 декабря 2019 года о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена из земель населенных пунктов и о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена из земель населенных пунктов, о чём сообщить административному истцу и Фрунзенскому районному суду города Ярославля в месячный срок».

В остальной части решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 3 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на решение и апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи