Судья 1 инстанции Степанюк О.В.
Судья - докладчик Гусарова Л.В. № 33а-7083/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Туглаковой Л.Г.,
судей Гусаровой Л.В., Харина Р.И.,
при секретаре Гордееве А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города ФИО3 действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Баклашинского сельского поселения о признании бездействия по не обеспечению осуществления строительного контроля при строительстве жилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, повлекшего ввод в эксплуатацию многоквартирного дома не соответствующего проектной документации незаконным в части; возложении обязанности по устранению нарушений,
по апелляционной жалобе администрации Баклашинского сельского поселения на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 24 мая 2019 г.,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование административного иска указано, что распоряжением главы Баклашинского сельского поселения от 27.02.2006 № 25а многоквартирный дом по адресу: <адрес изъят> признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с подпрограммой «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Иркутской области» на 2014-2020 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014- 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 443-пп (действовавшей до 01.01.2019), в целях переселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и непригодным для проживания, 23.12.2015 администрацией Баклашинского сельского поселения заключен с ООО «Стройсервис плюс» муниципальный контракт № 11/2015 на участие в долевом строительстве (цена контракта составила (данные изъяты)., из них: (данные изъяты). - за счет средств бюджета Иркутской области, (данные изъяты). - за счет средств бюджета Баклашинского муниципального образования).
Субсидии из областного бюджета бюджету Баклашинского муниципального образования Иркутской области на софинансирование расходных обязательств по строительству и (или) приобретению, реконструкции жилых помещений для переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда Иркутской области предоставлены на основании соглашения № 59-57-67/15 от 24.06.2015 (в ред. дополнительного соглашения № 59-57-193/15 от 23.10.2015). Изменения в местный бюджет в целях учета субсидии из областного бюджета внесены решением Думы Баклашинского сельского поселения от 26.11.2015 № 21-рд.
По условиям муниципального контракта № 11/2015 от 23.12.2015 застройщик обязуется в предусмотренный контрактом срок своими силами, с привлечением субъектов малого предпринимательства, построить (создать) жилые помещения, входящие в состав многоквартирного дома с подводящими сетями и благоустройством прилегающей территории и после получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию передать участнику долевого строительства объекты долевого строительства, а участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную контрактом цену и принять объекты долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
08.12.2016 многоквартирный дом по адресу: <адрес изъят>, введен в эксплуатацию на основании разрешения администрации Баклашинского сельского поселения №38-527301-15-2016, жилые помещения переданы участнику долевого строительства. Передаточный акт объектов долевого строительства (квартир) подписан 14.12.2016.
Прокуратурой города на основании поступившего от депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ ФИО1 обращения *** с привлечением специалистов Службы государственного строительного надзора Иркутской области проведено обследование многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес изъят> и расположенной в нем квартиры Номер изъят, предоставленной заявителю на основании договора социального найма № 5 от 19.12.2016. В ходе обследования были установлены факты отступления застройщика ООО «Стройсервис плюс» от проектной документации и требований технических регламентов при возведении многоквартирного дома.
В результате принят и введен в эксплуатацию многоквартирный дом, не соответствующий требованиям проектной документации.
Поскольку административный ответчик не исполнил принятые обязательства по осуществлению строительного контроля, то на него должна быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Баклашинского сельского поселения по не обеспечению осуществления строительного контроля при строительстве жилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома по адресу: <адрес изъят>, с привлечением средств бюджета Иркутской области, повлекшее ввод в эксплуатацию многоквартирного дома не соответствующего проектной документации в части.
Возложить на администрацию Баклашинского сельского поселения обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в силу судебного решения принять меры по устранению нарушений, связанных с отступлением от проектной документации и выразившихся в отсутствии на придомовой территории, в границах условного благоустройства, малых архитектурных форм (шифр 0370-ПЗУ), в отсутствии противопожарной двери 2 типа в электрощитовую (шифр 0370-КР), в отсутствии вентиляционных труб для вентиляции выгребных емкостей (шифр 0370-ИОС.2), в прокладке кабелей распределительной сети (стояки) в лестничных клетках открыто в кабельном лотке по поверхности стен (шифр 0370-ИОС.1), в отсутствии системы наружного освещения прилегающей территории жилого дома (шифр ИОС.1).
Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 24 мая 2019 г. заявленные административные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации Баклашихинского сельского поселения по доверенности ФИО2 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, указав на его незаконность. Полагает, что поскольку администрация не разрабатывала и не утверждала проектно-сметную документацию на строительство многоквартирного дома, то средства на проведение строительного контроля при строительстве дома в бюджете поселения не были предусмотрены, из бюджета Иркутской области не выделялись. Из отчетов, предоставляемых администрацией Баклашинского сельского поселения в Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области также следует, что денежные средства выделялись только на долевое строительство многоквартирного дома.
Указывает, что у администрации, как участника долевого строительства, как уполномоченного органа на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не было оснований не доверять застройщику ООО «СтройсервисПлюс», получившему разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. При приемке квартир администрацией учитывались соответствие передаваемых жилых помещений требованиям технического здания, а не проектной документации.
Полагает, что применять нормы параграфа 5 главы 37 ГК РФ к отношениям, возникшим в силу заключения контракта на долевое участие в строительстве, необоснованно, т.к. данные нормы применяются только к договорам на выполнение подрядных работ.
Отмечает, что муниципальным контрактом №11/2015 от 23.12.2015 были установлены требования к благоустройству прилегающей к многоквартирному дому территории – отсыпка подъездных путей, в контракте обязанность застройщика установить на прилегающей к многоквартирному дому территории малые архитектурные формы отсутствовала.
При вводе многоквартирного дома в эксплуатацию система наружного освещения прилегающей территории жилого дома была в наличии, со временем светодиодные светильники были демонтированы неустановленными лицами.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора города ФИО3 Сибгатулина М.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя административного истца прокурора Прокуратуры Иркутской области Дудиной В.П., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что распоряжением главы Баклашинского сельского поселения от 27.02.2006 №25а многоквартирный дом по адресу: <адрес изъят> признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с подпрограммой «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Иркутской области» на 2014-2020 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014- 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 443-пп (действовавшей до 01.01.2019), исполнителем Программы является администрация Баклашинского сельского поселения, выступающая одновременно застройщиком, техническим и муниципальным заказчиком.
23 декабря 2015 г. между администрацией Баклашинского сельского поселения и ООО «Стройсервис Плюс» в целях переселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и непригодным для проживания, был заключен муниципальный контракт №11/2015 на участие в долевом строительстве жилых помещений.
Строительство многоквартирного дома <адрес изъят> производилось ООО «Стройсервис Плюс» на основании муниципального контракта от 23 декабря 2015 г., заключенного по результатам электронного аукциона. Цена контракта составила (данные изъяты)., из них: (данные изъяты). - за счет средств бюджета Иркутской области, (данные изъяты). - за счет средств бюджета Баклашинского муниципального образования.
08.12.2016 многоквартирный дом по адресу: <адрес изъят>, введен в эксплуатацию на основании разрешения администрации Баклашинского сельского поселения №38-527301-15-2016, жилые помещения переданы участнику долевого строительства. Передаточный акт объектов долевого строительства (квартир) подписан 14.12.2016. При этом каких-либо недостатков в указанном акте не указано. Административный ответчик доказательства их наличия при приеме объекта недвижимости суду не представил.
В тоже время, в связи с обращением жителей многоквартирного дома по факту ненадлежащего качества квартир и мест общего пользования прокуратурой г. ФИО3 была проведена проверка с привлечением специалистов строительного надзора, в ходе которой выявлены факты нарушений что подтверждается имеющимся в материалах дела заключением Службы государственного строительного надзора Иркутской области от 15.02.2019.
Факт наличия выявленных специалистами замечаний сторонами не оспаривается и подтвержден помимо оглашенной в суде проектно-сметной документации и заключения Службы государственного строительного надзора Иркутской области от 15.02.2019, пояснениями сотрудников указанного ведомства привлекавшихся к проверке, а именно ***., ***., ***., ***. При этом последние в суде показали, что выявленные недостатки имели место уже на стадии приема объекта недвижимости муниципальным заказчиком, а не возникли в ходе его эксплуатации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц застройщик ООО «Стройсервис Плюс» ликвидирован 24.05.2018.
Удовлетворяя административный иск прокурора и признавая незаконным бездействие администрации Баклашинского сельского поселения, суд руководствовался положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», исходил из того, что администрация Баклашинского сельского поселения, заключив государственный контракт на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, выступила в качестве заказчика строительства, осуществляемого за счет бюджетных средств, поэтому обязана осуществлять строительный контроль. При этом приемка объекта долевого строительства, выполненного с отступлением от требований проектной документации, свидетельствует о допущенном администрацией бездействии, которое повлекло нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, считая их верными, основанными на нормах действующего законодательства.
В соответствии с п. 4.1 Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета № 59-57-67/15 от 24.06.2015 при выполнении мероприятия за счет субсидии Муниципальное образование в соответствии со статьей 53 ГрК РФ, в порядке, установленном Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов строительства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468, обеспечивает осуществление строительного контроля.
Следовательно, факт софинансирования расходных обязательств по строительству именно многоквартирного жилого дома не является долевым строительством и привлечение бюджетных средств Иркутской области на указанные цели, не делает субъект участником долевого строительства, а нормы законодательства РФ регулирующие вопросы долевого строительства, в рассматриваемой ситуации не применимы, данный вывод подтверждается помимо изложенного, в том числе оформлением построенных жилых помещений (квартир) в многоквартирном (16 квартирном) доме, как объекта недвижимости, в собственность исключительно Баклашинского муниципального образования Иркутской области, после их приема у ООО «Стройсервис Плюс» и лишь они являются сторонами муниципального контракта.
На основании контракта муниципальный заказчик был обязан обеспечить постоянный строительный контроль за ходом строительства, при обнаружении в ходе выполнения работ отступлений от условий настоящего контракта, проектной документации и действующей нормативной документации, которые могут ухудшить качество выполненных работ, или иных недостатков немедленно заявить об этом подрядчику в письменной форме, назначив срок их устранения. Муниципальный заказчик подписывает акты сдачи-приемки выполненных работ при условии соответствия результатов выполненных работ условиям настоящего контракта.
Доказательств, подтверждающих совершение администрацией Баклашинского сельского поселения всех необходимых действий, которые от него требовались для надлежащего исполнения обязательства заказчика, суду не представлено.
В результате ненадлежащего исполнения заказчиком предусмотренных муниципальным контрактом и законом обязанностей жилые помещения в указанном многоквартирном доме были переданы гражданам в состоянии, не соответствующим установленным законодательствам нормативным требованиям.
Признав незаконным бездействие администрации Баклашинского сельского поселения, суд в соответствии с п. 9 ст. 227 КАС РФ возложил на администрацию Баклашинского сельского поселения обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в силу судебного решения принять меры по устранению нарушений, связанных с отступлением от проектной документации.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрацией заключался государственный контракт на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома с ООО «Стройсервис», где администрация выступала в качестве участника долевого строительства, поэтому именно указанное общество должно осуществлять строительный контроль, является несостоятельным, поскольку обязанность по обеспечению надлежащего исполнения государственного контракта возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти. Поскольку именно администрация Баклашинского сельского поселения выступала заказчиком при заключении государственного контракта в рамках подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Иркутской области» на 2014-2020 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 №443-пп, в целях переселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и непригодным для проживания, в связи с чем именно на ней, в том числе, лежит обязанность проверять ход и качество выполняемых подрядчиком строительных работ в любое время, а последний обязан устранять за свой счет выявленные при приемке работ дефекты и брак.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы администрации Баклашинского сельского поселения, повторяют правовую позицию по делу, выраженную в суде первой инстанции, являлись предметом исследования суда, им дана надлежащая правовая оценка. С данной оценкой судебная коллегия соглашается.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении решения по данному административному делу судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 24 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Баклашинского сельского поселения – без удовлетворения.
Председательствующий | Л.Г. Туглакова | |
Судьи | Л.В. Гусарова | |
Р.И. Харин |