ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7104/2016 от 03.06.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Левина С.А. адм. дело № 33а–7104/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 3 июня 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей Шилова А.Е., Лазаревой М.А.,

при секретаре Латыповой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Адамова Виктора Васильевича на решение Сызранского городского суда Самарской области от 16 марта 2016 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Помощник депутата Думы городского округа Сызрань Адамов В.В. обратился в суд с административным иском об оспаривании бездействия и.о. прокурора г. Сызрань Талиповой Н.Г. по проверке нормативных правовых актов, принятых главой администрации городского округа Сызрань, возложении обязанности провести проверку.

В обоснование заявленных требований указал, что 28.12.2015 г. в ходе работы по подготовке обращений в структурные подразделения администрации г. Сызрани ему стало известно о нормативных правовых актах, принятых главой администрации городского округа Сызрань, об утверждении структурных подразделений администрации. Правовой мониторинг показал, что ряд нормативных правовых актов принят незаконно, вследствие превышения главой администрации полномочий. Однако и.о. прокурора г. Сызрань Талиповой Н.Г. не приняты надлежащие меры прокурорского реагирования, в нарушении требований статей 9 и 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» антикоррупционная экспертиза указанных нормативных правовых актов не проведена.

По мнению административного истца, в результате бездействия и.о. прокурора г. Сызрань Талиповой Н.Г., выразившегося в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей по проверке муниципальных нормативных правовых актов, нарушено его право как представителя представительного органа Думы городского округа Сызрань и как субъекта правоотношений со структурами городской администрации.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, помощник депутата Думы городского округа Сызрань Адамов В.В. просил суд признать незаконным бездействие исполняющего обязанности прокурора г. Сызрань Талиповой Н.Г., выразившееся в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей по проверке муниципальных нормативных правовых актов, которые незаконно приняты и утверждены главой администрации городского округа Сызрань, нарушающим его право как представителя представительного органа - Думы городского округа Сызрань на самоуправление, и как субъекта правоотношений со структурами городской администрации; установить правовые действия структур городской администрации с момента вступления в силу незаконных положений и их юридические последствия, принять меры к их устранению в установленный Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» срок; возложить в соответствии со статьями 9 и 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на исполняющего обязанности прокурора города Сызрань Талипову Н.Г. обязанность провести проверку НПА, утвержденных главой администрации городского округа Сызрань Лядиным Н.М.

Решением Сызранского городского суда Самарской области от 16 марта 2016 года административное исковое заявление Адамова В.В. оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Адамов В.В. просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица – Думы городского округа Сызрань Сазонов С.В. в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать, решение суда оставить без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя Думы городского округа Сызрань, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Обязательной проверке в органах прокуратуры подлежат поступившие нормативные правовые акты (приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления»).

Из материалов дела усматривается, что в период с 2011 г. по 2015 гг. постановлениями главы администрации городского округа Сызрань Самарской области утверждены положения о структурных подразделениях администрации городского округа Сызрань.

31.08.2011 г. главой администрации городского округа Сызрань Самарской области принято постановление № 2301 «Об утверждении Положения об Управлении по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань (в новой редакции)».

30.04.2014 г. главой администрации городского округа Сызрань Самарской области принято постановление № 1313 «Об утверждении Положения «Об Управлении по общественной безопасности, делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Администрации городского округа Сызрань»; 09.06.2014 г. постановление № 1803 «Об утверждении Положения о Комитете имущественных отношений Администрации городского округа Сызрань в новой редакции»; 18.08.2014 г. принято постановление № 2676 «Об утверждении положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства»; 29.04.2015 г. постановление № 1119 «Об утверждении Положения об отделе по работе с обращениями граждан Администрации городского округа Сызрань».

Согласно пунктам 2, 2.1 и 2.2 Приказа Генпрокуратуры России от 02.10.2007 № 155, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов необходимо обеспечить активное участие прокурорских работников в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан: своевременно запрашивать и изучать проекты региональных, муниципальных нормативных правовых актов, участвовать в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных и исполнительных органов публичной власти.

Приказом Генпрокуратуры России предписано также организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Результаты изучения нормативных правовых актов и принятые меры прокурорского реагирования учитывать в соответствующем реестре.

С учетом изложенного, прокурор обязан обеспечить изучение всех проектов нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Обязанность по изучению правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, и носящих не нормативный характер, у органов прокуратуры отсутствует.

Распоряжением администрации городского округа Сызрань от 09.04.2012 № 186-р утвержден Порядок предоставления в прокуратуру города Сызрань нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации городского округа Сызрань для проведения антикоррупционной экспертизы.

В соответствии с пунктом 1.2 названного Распоряжения, направлению в прокуратуру г. Сызрань для проведения антикоррупционной экспертизы подлежат нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов администрации городского округа Сызрань, указанные в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В силу положений ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся: 1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; 2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; 3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9).

Как следует из материалов дела, к числу таких актов принятые главой администрации городского округа Сызрань указанные выше постановления не относятся.

Статьей 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 1).

Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Во исполнение статьи 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ Правительством Российской Федерации 10 сентября 2008 г. принято Постановление № 657, пунктом 1 которого утверждено Положение о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, а пунктом 3 предписано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить представление в Министерство юстиции Российской Федерации регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и их ежемесячную актуализацию.

Установлено, что в федеральном регистре нормативных правовых актов, размещенном на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации, постановления главы администрации городского округа Сызрань, указанные административным истцом в административном исковом заявлении, отсутствуют.

Кроме того, разрешая спор об оспаривании бездействия и.о. прокурора г. Сызрань Талиповой Н.Г. по проверке нормативных правовых актов, возложении обязанности провести проверку, суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с распоряжением исполняющего обязанности прокурора Самарской области Хусаинова А.Ф. № 577-а от 19.06.2015 г. «О приеме-передаче, об исполнении обязанностей», полномочия по исполнению обязанностей прокурора города Сызрань на Талипову Н.Г. были возложены только с 26.06.2015 г., то есть после принятия данных актов.

Таким образом, в период принятия указанных административным истцом постановлений администрации городского округа Сызрань обязанности прокурора города Сызрань Талиповой Н.Г. не исполнялись.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства и, принимая во внимание, что права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены, препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов не созданы, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований помощника депутата Думы городского округа Сызрань Адамова В.В. об оспаривании бездействия должностного лица - и.о. прокурора г. Сызрань Талиповой Н.Г. по проверке нормативных правовых актов.

Доводы апелляционной жалобы Адамова В.В. о том, что бездействием должностного лица нарушены его права, повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую правильную оценку в решении суда, поэтому не могут служить основанием для его отмены.

Доводы апелляционной жалобы Адамова В.В. о превышении главой администрации городского округа Сызрань Самарской области полномочий при принятии постановлений, не могут быть приняты во внимание, поскольку действия главы администрации городского округа Сызрань не оспариваются.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального и процессуального права являются несостоятельными, основанными на ошибочном токовании закона.

Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 16 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Адамова В.В. без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи