ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7109/2016 от 26.05.2016 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Клыков А.М. Дело № 33а-7109/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 26 мая 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего судьи Сергеева С.С.,

судей Серышевой Н.И., Антропова Е.А.,

секретаре Серовой О.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

административное дело по административному исковому заявлению Скрынникова А. И. к администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действия, выразившиеся в обязании подать повторное заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность, возложении обязанности поставить на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность исходя из фактической очередности по состоянию на 29 июля 2015 года, взыскании судебных расходов,

по апелляционной жалобе административного истца Скрынникова А.И.

на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 09 марта 2016 года, которым постановлено:

В удовлетворении административного искового заявления Скрынникова А.И. к администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действия, выразившиеся в обязании подать повторное заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность, возложении обязанности поставить на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность исходя из фактической очередности на момент вступления в силу Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», то есть по состоянию на 29 июля 2015 года, взыскании судебных расходов в размере <.......> рублей – отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Серышевой Н.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Скрынников А.И. обратился с административным исковым заявлением к администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действий. В обоснование административного иска указал, что он имеет статус ветерана боевых действий. 24 сентября 2013 года решением комиссии администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области он был поставлен на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность, с номером постановки на учет 338. 24 августа 2015 года он был извещен администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области о том, что полномочия по предоставлению земельных участков в собственность граждан бесплатно перешли к городским и сельским поселениям, находящимся на территории муниципального района, а граждане, поставленные на учет до вступления в силу Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», продолжают состоять на учете. 19 ноября 2015 года в администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района ему пояснили, что необходимо подать заявление о постановке на учет, и очередность будет определяться по дате подачи указанного повторного заявления, поскольку на него не могут распространяться нормы Закона № 123-ОД на которые ссылается администрация района в своем письме. Полагает, что администрация Новожизненского сельского поселения действует незаконно и нарушает его права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно с учетом очередности, сформированной до введения в действие Закона Волгоградской области № 123-ОД.

Просил признать незаконными действия администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в обязании его подать повторное заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно, обязать администрацию Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области поставить его на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность исходя из фактической очередности на момент вступления в силу Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», то есть по состоянию на 29 июля 2015 года, взыскать с административного ответчика в его пользу судебные расходы в размере <.......> рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

Не согласившись с решением суда, административный истец Скрынников А.И. подал апелляционную жалобу, в которой оспаривает законность и обоснованность решения суда. Просил решение по делу отменить, вынести новое решение об удовлетворении требований Скрынникова А.И.

В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права. Полагает, что выводы суда не соответствуют действительным обстоятельствам дела.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.

В судебном заседании апелляционной инстанции Скрынников А.И. и его представитель Алещенко С.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования истца.

Представитель администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области Чиненова И.Ю. возражала против доводов жалобы. Просила решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 9 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 1 Закона Волгоградской области от 04 апреля 2003 года № 809-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» (действовавшего на дату обращения Скрынникова А.И. в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области), ветеранам боевых действий гарантировалось право на приобретение в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов.

Аналогичное правило в настоящее время установлено частью 1 статьи 1 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно».

Судебной коллегией установлено и материалами дела подтверждено, что Скрынников А.И. является ветераном боевых действий и обладает правом на бесплатное получение в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно заявлению Скрынникова А.И. он постановлением администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области от 30.09.2013 года № <...> поставлен на учет, в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно, с номером постановки на учет 338.

Письмом от 24.08.2015 года № 6676 администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области известила Скрынникова А.И. о принятии Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» и о внесении изменений в Федеральный закон от 25.10.2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», вступивших в силу с 01.03.2015 года, согласно которым полномочия по предоставлению земельных участков в собственность граждан бесплатно перешли с уровня муниципальных районов на уровень городских и сельских поселений.

В связи с тем, что Скрынников А.И. зарегистрирован за пределами Городищенского муниципального района Волгоградской области, также было разъяснено его право обратиться в одно из поселений, расположенных на территории Городищенского муниципального района, с заявлением о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно, в течение трехмесячного срока с момента получения извещения.

19 ноября 2015 года Скрынников А.И. обратился в администрацию Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района с заявлением о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно ч.3,4 ФЗ от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 21.06.2011) "О личном подсобном хозяйстве" (действующими до 01.05.2016 г.) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» граждане, поставленные на учет в соответствии с Законом Волгоградской области от 04 апреля 2003 года № 809-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» продолжают состоять на учете в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом.

Федеральным законом от 23.06.2014 года № 171-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», вступившие в силу 01.03.2015 года, согласно которым полномочия по предоставлению земельных участков в собственность граждан бесплатно перешли с уровня муниципального района на уровень городских и сельских поселений.

Исходя из положений ч.2 ст.12 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» следует, что граждане, принятые на учет до вступления в силу настоящего Закона в муниципальных районах Волгоградской области и проживающие в поселениях, расположенных в этих муниципальных районах, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки таких поселений, а также случаев отсутствия в таких поселениях земель, из которых могут быть сформированы земельные участки с целью предоставления в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом, принимаются на учет в поселениях по месту жительства.

В случае отсутствия на территории поселения, расположенного в границах муниципального района по месту жительства заявителя, земель, из которых могут быть сформированы земельные участки с целью предоставления в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом, орган местного самоуправления такого муниципального района в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего Закона направляет гражданину по почтовому адресу, указанному в заявлении о постановке на учет, заказным письмом в форме почтового отправления извещение с перечнем поселений в границах муниципального района, на территории которых возможны к формированию земельные участки в целях последующего предоставления в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом. Извещение считается полученным гражданином по истечении 10 дней с даты направления заказного письма. При этом такой гражданин вправе обратиться в одно из указанных в настоящей части поселений с заявлением о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно в течение трехмесячного срока с момента получения такого извещения.

Согласно части 3 статьи 12 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» очередность постановки граждан, указанных в части 2 настоящей статьи, на учет определяется исходя из фактической очередности на момент вступления в силу настоящего Закона. Повторная подача заявления такими гражданами не требуется за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым части 2 настоящей статьи.

Постановка на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно носит заявительный характер.

Скрынников А.И. добровольно подал в администрацию Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно, принуждения со стороны административного ответчика подать указанное заявление, судом не установлено.

Как следует из письма администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области № <...> от 07.12.2015 года, администрация, рассмотрев заявление Скрынникова А.И., приняла решение о постановке его на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Указанные обстоятельства подтверждены представителем администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района в судебном заседании апелляционной инстанции.

Таким образом, Скрынникова А.И. не обязывали подавать повторное заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Исходя из установленных обстоятельств, суд, с учетом требований Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД, пришел к выводу, что каких-либо незаконных действий со стороны администрации Новожизненского сельского поселения при подаче заявления Скрынниковым А.И. о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно не было, следовательно, права административного истца не нарушены.

Поскольку действия администрации Новожизненского сельского поселения при подаче заявления Скрынниковым А.И. о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно признаны законными, оснований для возложения на административного ответчика обязанности поставить на учет Скрынникова А.И. в целях последующего предоставления земельного участка в собственность исходя из фактической очередности на момент вступления в силу Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», то есть по состоянию на 29 июля 2015 года, не имеется, суд отказал в удовлетворении требований истца.

Оснований не согласиться с данными выводами судьи у судебной коллегии не имеется.

Доводы жалобы о необоснованном отказе в постановке на учет исходя из фактической очередности на момент вступления в силу Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», как и другие доводы не могут быть приняты во внимание для отмены решения суда, поскольку не содержат ссылок на обстоятельства, которые не являлись бы предметом разбирательства суда первой инстанции, а фактически направлены на переоценку вывода районного суда по существу иска.

В соответствии со ст.112 КАС РФ суд обоснованно отказал во взыскании с администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области судебных расходов в размере <.......> рублей.

При таких обстоятельствах, постановленное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 09 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Скрынникова А.И. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи